38 

   Русский Север


В ДЕБРЯХ

Среди подвижников, чье имя прославилось на Руси, есть не только русские по национальности, но и иноземцы. У нас на Севере таким подвижником был преподобный Лазарь, уроженец Константинополя. Из Византии он приехал к нам в XIV веке и поселился вдали от людей на Муромском острове (в Карелии, близ нынешней Пудожи). Основав обитель, он там и преставился в 1391 году, мощи его и по сей день почивают там.

Свято-Успенский Муромский монастырь расположен на узкой полоске земли между Онежским и Муромским озерами, соединенными протокой. Добираться сюда лучше водою. Старинная дорога по болотам в обход Муромского озера практически непролазна. Вокруг болота и леса, а посередке Гакугса. В этой пудожской деревне находится подворье, перевалочная база. Монастырских подворных лодок на подворье не оказалось. Пришлось ходить по дворам, искать перевозчика, согласного пуститься с паломниками в рискованное плавание по бывшей сплавной реке Гакугсе, а затем через бурливое Муромское озеро. Трудник Сергей Соловьев на подворье старший. Вместе идем по деревне, которая кажется вымершей.

Нашлась-таки добрая душа – Владимир Леонидович Плылов, рискнувший открыть “навигацию” в холодный и ветряный день.Лавируя меж топляков, то и дело ломая шпонки, которыми крепится винт, через три часа мы достигли монастырских владений. Идем по отлогому песчаному берегу. Пейзаж напоминает балтийское взморье. В лучах заходящего солнца ярко вырисовываются остатки монастырских строений: белокаменные стены собора Успения Богородицы и красного кирпича – Всехсвятской церкви, без крестов, колоколен и маковок. Рядом, на краю обрыва, у самого озера – восстановленный братский корпус. В нем – действующая зимняя церковь, кельи, трапезная. Чудом уцелела деревянная церковь Воскрешения Лазаря. По преданию, она поставлена основателем обители преподобным Лазарем Муромским, современником Сергия Радонежского. Прежде эта монастырская святыня была упрятана в деревянный шатер-саркофаг, который защищал церковь от разрушительных атмосферных воздействий. В советское время древнейший из сохранившихся памятников деревянного зодчества России разобрали и перевезли в музей-заповедник “Кижи”. А защитный шатер, изготовленный в прошлом столетии и неплохо сохранившийся, переоборудован в ныне действующую летнюю монастырскую церковь .

Рядом с Лазаревой церковью, по соседству с мощами основателя обители, было кладбище. Все перепахано, все осквернено. Красивый резной деревянный крест, снятый с церкви, кто-то не поленился, перевез на “материк” и, затащив в совхозное правление, прислонил к двери директора Попова. Пошутили, так сказать. Тут расстреливали иконы. Следы пуль хранят уцелевшие надгробия.

Разместили нас в доме настоятеля монастыря Афанасия Третьего (в минувшие века здесь были уже два настоятеля Афанасия). Это одноэтажое здание новой постройки с жаркой печью, без электричества и всех связанных с ним благ. Наутро – богослужение, исповедь. Трапеза, запомнившаяся наваристой ухой (из разных сортов рыбы), чудесным монастырским хлебом и молоком с рассыпчатой гречневой кашей.

В обители около двадцати трудников. Работы – непочатый край, обители возвращено около семисот гектаров земли. И ждут в монастыре всех, кто готов внести хоть какой-то вклад в его возрождение.

На этом оторванном от мира островке высокой духовности, не знающем электричества, телевидения, телефона и выборов президента, утихают страсти и все явственнее слышна молитва о мире всего мира, долгие годы творимая здесь подспудно. Четвертый год тут путем терпения и смирения идут люди, доказывающие своим жительством, что не иссякла на Руси идея подвижничества.

С. ХОХЛОВ

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera