4 

   Вести с Севера


ГОРЯТ ЛИ РУКОПИСИ

5 мая в Екатеринбурге произошло событие, которое наделало много шума в средствах массовой информации. Из библиотеки местного Духовного училища были изъяты и сожжены книги известных священников, о.Александра Меня, о.Александра Шмемана, о.Иоанна Мейендорфа.

Особую остроту случившемуся придал тот факт, что труды Шмемана и Мейендорфа пользуются большим почитанием в США, среди приверженцев Православной Церкви в Америке. Один из иерархов этой Церкви, архиепископ Тихон Сан-Францисский, уже выразил негодование по поводу костра в Екатеринбурге. Сын Шмемана Сергей напомнил слова Патриарха Алексия II, назвавшего о.Александра “своим великим учителем”.

Известна также реакция архиепископа Солнечногорского Сергия. На вопросы журналистов он ответил следующее: “Я не представляю себе, чтобы такая дикость произошла. Владыка Никон все-таки современный человек и современных взглядов. Если бы это было официально подтверждено, то оценка была бы негативной”.

* * *

А началось все с того, что на заседании епархиального совета под руководством владыки Никона нескольким иереям была дана рекомендация не распространять книги тех современных богословов, чьи работы сеют сомнения среди прихожан.

О том, как развивались события дальше, сведения различны. Сам владыка утверждает, что распорядился сжечь лишь труды о.Александра Меня. Вполне возможно, что инспектор Духовного училища, принявший распоряжение по телефону, понял епископа Никона не вполне точно, решив, что уничтожению подлежат работы всех авторов, вызвавших недовольство епархиального совета.

Так или иначе, но книги были вынесены во двор училища и там в большом железном ящике преданы сожжению.

* * *

Одним из немногих в поддержку “екатеринбургского аутодафе” (так “окрестила” факт сожжения светская пресса) высказался священник из США о. Давид Мозер.

О.Давид заметил, что сам лично является почитателем памяти о.Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа, согласен, что их работы оказали большое влияние на многих новообращенных, но он против превращения книг этих богословов в святыни.

“Книги в нашем интеллектуальном обществе, – говорит о.Давид, – стали иконами: мы не смеем неуважительно обращаться с ними и относимся к ним с благоговением. Есть масса людей, считающих, что если что-то написано в книге, значит, это правда (да, раньше мне приходилось встречаться с такими людьми). Для тех, кто делает книги предметом культа, сожжение их идола – самый быстрый, наиболее эффективный, а порой и единственный способ порвать со своим идолопоклонством...

Иногда же культовыми фигурами мы делаем тех, кто книги пишет, и аналогично, сжигая книгу, сжигаем не человека, а идола, которым он стал. Давайте не будем поспешно судить о ситуации, про которую нам известно очень мало”.

* * *

С трудами современных богословов ситуация сложилась очень непростая. И у отцов, чьи книги были сожжены в Екатеринбурге, и в знаменитом катехизисе митрополита Антония Храповицкого, и в трудах о.Сергия Булгакова и о.Павла Флоренского содержится много такого, о чем до начала ХХ века Церковь суждения не имела. Какие-то из новых мыслей соборным разумом Церкви уже отвергнуты, другие по-прежнему вызывают споры даже среди людей высокой духовной жизни.

А главное это то, что сплошь и рядом возникают ситуации, когда одна и та же книга для одних полезна, а для других гибельна.

Известен случай, когда некий человек, прочитав одну из работ о.Александра Меня, утратил веру. И епископ, видя разруху в умах, нестроения в епархии, конечно же, имеет право принять какие-то меры.

Вопрос – какие именно? Поступок епископа Никона ныне оторвался от реальной почвы и начал самостоятельную жизнь. Одни его с пылом одобрили (“так им, этим шмеманам, и надо”), другие заклеймили. Но ни те, ни другие с мотивами, которые двигали Владыкой, по сути, незнакомы.

Одно можно сказать определенно. Пока у нас поместные соборы будут собираться раз в столетие, а работы современных богословов обсуждаться лишь в элитарных кружках или на епархиальных съездах, эпизоды, подобные екатеринбургскому, неизбежны.

В.Г.

* * *

Владыка Никон выступил с Посланием в местных средствах массовой информации, поводом его послужило разбойное нападение неизвестных 12 сентября на старообрядческий молельный дом и убийство двух староверок: “Ужасное деяние вновь совершилось в нашем областном центре. Ради десятка старинных икон, ради возможной наживы замучены до смерти две пожилые, немощные женщины, ограблен дом, где возносилась молитва за всех и за вся. Трудно даже подобрать слова, чтобы говорить об этом, но и молчать более нельзя! Ибо ужас и трепет вызывает не только небывалое злодеяние, но и реакция на него всех наших земляков. Средства массовой информации смакуют подробности. Телезрителям показывают, как были повешены две мученицы, как выглядело место преступления, но никто не называет имен этих женщин, чтобы благочестивый христианин мог хотя бы помянуть их в молитве...”

Владыка напомнил, что за два года в Свердловске-Екатеринбурге было уже несколько страшных преступлений, связанных с попранием православных святынь. Последняя из них – уже второй по счету поджог часовни преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, совершенный два месяца назад. На этот раз часовня внутри полностью выгорела. Разгул святотатцев и равнодушие земляков Владыка объясняет тем, что до сих пор над всеми довлеет нераскаянность в другом злодеянии – убийстве Русского Царя, Помазанника Божьего. Если дозволено одно святотатство, то значит дозволены и другие... Владыка Никон публично предал анафеме святотатцев, в том числе тех, кто убил староверок.

ПОДЖОГИ И ВАНДАЛИЗМ

В Екатеринбурге нарастает волна покушений на православные храмы. Последней в этом ряду стала попытка поджога часовни во имя благ. кн. Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. В этой часовне пребывает икона Божией Матери “Державная”, перед которой возносится молитва о помиловании России. В 3 часа ночи 16 июня неизвестные лица бросили в окна и под дверь часовни три бутылки с зажигательной смесью. Благодаря решительным действиям охранника часовни пожар удалось погасить. Сообщение об этом террористическом акте не вызвало интереса в дежурной части милиции: сотрудники милиции побывали на месте преступления только утром следующего дня.

Накануне ночью неизвестными лицами была предпринята подобная попытка поджечь строительные леса, воздвигнутые вокруг Крестовоздвиженского храма одноименного мужского монастыря. По счастью, огонь увидел проезжающий водитель, который и поднял тревогу. Еще раньше, в ночь с 29 на 30 апреля, неизвестные лица облили бензином алтарь храма во имя святителя Стефана, епископа Великопермского, и подожгли его. Хотя пожарным и клирикам храма удалось спасти из огня иконы и другие святыни, здание храма пострадало настолько сильно, что сегодня оно полностью разобрано. Факт поджога закреплен в заключении специалистов противопожарной охраны, однако поджигатели так и не найдены.

По-прежнему неизвестно, кем была предпринята в ночь с 23 на 24 февраля попытка взрыва часовни во имя вел.кн. Елисаветы Феодоровны и поклонного Креста на месте убийства Государя Императора Николая II и членов его семьи. Обнаруженные остатки взрывного устройства позволяют утверждать, что сила взрыва эквивалентна 600 г. тротила. При этом надо учитывать, что часовня и Крест находятся в самом центре города, близ оживленных улиц. Попытка уничтожить часовню предпринята уже в третий раз, дважды ее старались поджечь.

Одновременно 15 июня репортеры телекомпании “4-й канал” сообщили о шабаше сатанистов, устроенном на Ивановском кладбище, также находящемся в центральной части города и примыкающему к Иоанно-Предтеченскому кафедральному собору. Жители близлежащих домов слышали леденящий душу вой и крики, а утром на кладбище были обнаружены в значительном количестве окровавленные предметы, позволяющие предположить о совершении ритуального жертвоприношения. Екатеринбургское епархиальное управление обращало внимание на эту опасность еще два года назад, когда неизвестные дважды (в том числе в канун Рождества Христова) спиливали поклонный Крест, установленный на месте алтаря первого в Екатеринбурге православного храма во имя великомученицы Екатерины. Однако правоохранительные органы проявляют полную бездеятельность в этом отношении. А уголовное дело по поводу попытки взрыва 600 г. тротила в центре города было возбуждено по статье, карающей за хулиганство.

Ради умиротворения гонящих Православную Церковь по благословению Преосвященного Никона монахинями Ново-Тихвинского женского монастыря совершены Крестный ход вокруг часовни благоверного князя Александра Невского и молитвенное пение с чтением Акафиста Божией Матери “Державная”.

* * *

Состоялась закладка храма Рождества Христова. Первой церкви, которая появится в промышленной части города. Инициатором строительства стала община микрорайона, в котором живут работники знаменитого предприятия Уралмаш. Руководство Уралмаша пообещало способствовать возрождению в России традиции строительства храмов при заводах.

* * *

По приглашению Екатеринбургского Епархиального управления город посетила Жанна Бичевская. Она дала несколько концертов, на которых исполнила произведения иеромонаха Романа и русские народные песни. Эта инициатива Екатеринбургской епархии – явление довольно необычное для сегодняшней практики Русской Православной Церкви. Но нет сомнений, что поиск подобных подходов к миссионерской деятельности давно стал для Церкви насущной потребностью.

* * *

В Законодательном собрании Свердловской области продолжается разработка “Закона об осуществлении миссионерской деятельности...” На днях он был утвержден в нижней палате местной Думой и проходит сейчас рассмотрение в Палате представителей. Согласно этому закону, традиционными для Свердловской области вероисповеданиями должны быть признаны: православие, старообрядчество, мусульманство, католичество, лютеранство и иудаизм. Все остальные религии должны будут проходить регистрацию. По опыту Болгарии можно судить о том, что подобная практика может стать непреодолимым препятствием для сект.

* * *

Епархиальный Совет обратился к жителям области с просьбой присылать все имеющиеся материалы о жизни и чудесах четырех подвижников благочестия, которые в скором времени будут прославлены в епархии как местночтимые святые. Материалы представила епархиальная комиссия по канонизации святых, а собраны они были послушницами Ново-Тихвинского женского монастыря.

Преподобный Василиск Сибирский (схимонах) совершал подвиг безмолвия в лесах возле г.Туринска еще в начале XIX века (+ 29.12.1824). Преподобный Илия Подвижник (схимонах) преставился 30 ноября 1900 года – старец подвизался в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре. Преп. Евфросиния Постница (+12.10.1918) была монахиней тайного пострига, схиигуменьей, по благословению наставника принявшей старческое служение. Преп. Магдалина Ново-Тихвинская была настоятельницей женской обители в Екатеринбурге, и в годы гонений на веру проходила многотрудный путь старческого служения (+ 16.07.1934).

Епархиальный Совет постановил написать иконы угодникам Божиим по имеющимся фотографиям и описаниям, подготовить тексты молитв – кондаков и тропарей новопрославляемым святым, а также продолжить сбор материалов о них.

* * *

В конце февраля – начале марта в епархии завершились очередные Образовательные чтения для педагогов области. “Воспитание подрастающего поколения в конечном итоге определяет судьбы народов и стран, – обратился в приветственном слове к собравшимся Владыка Никон. – Поэтому образовательная, педагогическая деятельность всегда являлась важнейшим церковным служением.”

* * *

Епархия совместно с Уральским музеем молодежи объявила конкурс детского художественного творчества “Пасха красная” на лучшую роспись пасхальных яиц и самую красочную пасхальную открытку. Итоги конкурса будут подводиться в четырех возрастных категориях среди детей от 5 до 16 лет, а награждение состоится на Светлой седмице. Из лучших работ по окончании конкурса будет организована выставка.

* * *

На территории Верхотурского Николаевского монастыря открылся музей истории местных монастырей и храмов. Основателем музея стал игумен обители Тихон, благодаря активной собирательской деятельности которого и удалось создать экспозицию. Среди выставленного – старинные книги, уникальные фрагменты иконостасов, в том числе из фаянса, иконы, работы монахинь-золотошвеек. Посетив выставку, гости монастыря могут совершить познавательную экскурсию по обители.

“Уральский рабочий”

СВЯЩЕННИК-МЕДИК

24 марта, в неделю Торжества Православия, в храме во имя Всех Святых города Екатеринбурга Преосвященный Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский, рукоположил в сан священника профессора, доктора медицинских наук, заведующего кафедрой медицинской психологии Уральской медицинской академии Сергея Евгеньевича Вогулкина.

Напутствуя отца Сергия на будущее пастырское служение, владыка Никон сказал: “Возлюбленный о Господе отец Сергий! На поприще духовное ты вступил уже зрелым мужем, отмеченным и известностью среди врачей – коллег и учеников, и ныне, возлюбленный брат, немало сил отдаешь ты педагогический деятельности. Да будет опыт, тобой обретенный на этом поприще, подспорьем в трудах, к которым ныне призывает тебя Господь”.

* * *

Восстановить старинный паломнический путь к мощам праведного Симеона Верхотурского взялась группа энтузиастов из Туринска. Тракт, проложенный вдоль реки Туры посадским человеком Артемием Бабиновым 400 лет назад – в год основания Верхотурья, почти два столетия служил государевой дорогой. Но с появлением другого пути – через Ирбит – старую дорогу забросили. Однако паломники к святым мощам пользовались ею еще в первые годы советской власти. На 360 верст туда и обратно уходило две пары лаптей. Исследователи намерены отправиться туда на вездеходе и найти верстовые столбы, разведать труднодоступный участок пути между селами Болотовское и Дерябино.

* * *

Екатеринбургскому епархиальному управлению передан кинотеатр “Родина” на (Эльмаше). По благословению Преосвященного Никона, епископа Екатеринбургского и Верхотурского, здесь создана православная община во имя Успения Божией Матери, и здесь уже начались регулярные богослужения.

* * *

Восстановить старинный паломнический путь к мощам праведного Симеона Верхотурского взялась группа энтузиастов из Туринска. Тракт, проложенный вдоль реки Туры посадским человеком Артемием Бабиновым 400 лет назад – в год основания Верхотурья, почти два столетия служил государевой дорогой. Но с появлением другого пути – через Ирбит - старую дорогу забросили. Однако паломники к святым мощам пользовались ею еще и в первые годы советской власти. На 360 верст туда и обратно уходило две пары лаптей. Исследователи намерены отправится туда на вездеходе и найти верстовые столбы, разведать труднодоступный участок пути между силами Болотовское и Дерябино.

ПРИПЛЫЛА В СЕЛО ИКОНА

28 февраля православные Екатеринбурга встречали Чудотворную Чемеевскую икону Божией Матери, которая совершает крестный ход по российским городам. Чудесное явление этой иконы произошло более 200 лет назад сравнительно недалеко от Екатеринбурга – на территории нынешней Курганской области. Она приплыла по одному из притоков Тобола к селу Чемеево. С этого момента верующие стали отмечать, что икона исцеляет страждущих, откликается на их просьбы. В длинном списке чудес сохранился рассказ о пожаре в этом селе в 1770 году, когда церковь, иконостас, вся утварь сгорели дотла, но икона уцелела.В Екатеринбурге святой образ пробудет до 1 апреля. Вознесенский собор, куда его поместили, подготовился к посещению десятков тысяч верующих. Он будет открыт все эти дни с 6 утра и почти до полуночи.

* * *

Накануне праздника Св.Троицы в Екатеринбурге под колокольный звон действующих храмов по улицам города был совершен крестный ход в недавно переданный верующим Троицкий собор. Он находится в центре города, 66 лет был в запустении, в последнее время там располагался ДК. С крестным ходом в собор была принесена древняя святыня – икона Живоначальной Троицы со вставленными в оклад частицами коры Мамврийского дуба, под которым, как сказано в Библии, Авраам принимал Триипостасного Бога. В тот же день в соборе была отслужена первая Литургия.

* * *

Екатеринбургское епархиальное управление обратилось в московское информационное агентство “Благовест-Инфо” с заявлением, в котором содержатся интересные уточнения. В конце августа агентство сообщило, что американская протестантская благотворительная организация из Атланты по приглашению мэрии приехала в Екатеринбург и привезла “медикаменты для больниц, оздоровительных лагерей, детских садов и сиротских приютов... гости встретились с представителями Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви”. “Представители” епархии в свою очередь внесли уточнение: “Мы не можем отвечать за достоверность информации о том, что государственный чиновник – заместитель главы города – пригласил, как сказано в сообщении, протестантских миссионеров. Мы не уверены, что нескольких коробок лекарств для более чем полуторамиллионного города хватит и на больницы, и на оздоровительные лагеря, и на детские сады, и на сиротские приюты. Мы не знаем, когда истекает срок годности привезенных лекарств и не закончился ли он месяц назад, как это уже не раз было и в Екатеринбурге, и в других городах, облагодетельствованных заботливыми протестантами. Но мы официально заявляем: ни правящий архиерей, ни секретарь епархиального управления, ни пресс-служба епархии с американскими протестантами не встречались. Кроме того, никто из клириков или мирян епархии не получал благословения правящего архиерея на такую встречу, и следовательно утверждение о встрече протестантов с представителями епархии есть ложь”.

Далее отмечается, что “Екатеринбургская епархия не считает нужным “трубить” о своей благотворительной деятельности”. Тем не менее, “епархия оказала благотворительной помощи учреждениям социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры и частным лицам почти на миллиард рублей в 1996 году и на несколько сотен миллионов в году текущем. Епархия будет продолжать эту работу и впредь, но мы не нуждаемся в подачках зарубежных миссионеров, “сотрудничестве” с ними и тем более не видим поводов для “благодарностей”, когда за жалкие подачки Запад пытается купить всю Россию”.

Жесткость этого заявления оправдана. Оружие сект – широкая, с западным размахом, реклама. И она действенна пока люди забывают, что настоящее добро совершается в тайне.

* * *

4 сентября на Егошихинском кладбище по инициативе Всероссийского исторического общества и пермских энтузиастов воздвигнут Крест в память о невинных жертвах красного террора. Установлен он на месте предполагаемого захоронения убитых большевиками 4 сентября 1918 года графини Анастасии Гендриковой и гофлектрисы Императорского Двора Екатерины Шнейдер. Вина их состояла лишь в том, что они добровольно, “исключительно из чувства преданности” отправились в ссылку вслед за царской семьей. Вместе с ними в качестве заложников были расстреляны в тот же день еще восемь человек, арестованных Пермской ГубЧК по надуманным причинам.

* * *

Екатеринбург стал первым у нас на Севере, куда прибыла святыня – икона святителя Николая Чудотворца. Написана она православным иконописцем в городе Бари (Италия), где покоятся мощи Чудотворца, и помазана миром, истекающим из них поныне. Летом этот образ будет установлен в храме Христа Спасителя в Москве, пока же он побывал в Воронеже, Орле и Курске, там к нему приложилось около 10 тысяч верующих, записаны и первые случаи исцеления от образа святителя Николая.

В Екатеринбурге образ прибыл 6 февраля и до 24 февраля он будет находиться в храме Вознесения Господня, самой большой из действующих церквей города. С 6 утра до 10 вечера идут к нему люди, прикладываются сами, прикладывают к образу свои, принесенные с собой, иконки.

Соб. инф.

* * *

Владыка Никон выступил с Посланием в местных средствах массовой информации. Поводом послужило разбойное нападение неизвестных 12 сентября на старообрядческий молельный дом и убийство двух староверок: “Ужасное деяние вновь совершилось в нашем областном центре. Ради десятка старинных икон, ради возможной наживы замучены до смерти две пожилые, немощные женщины, ограблен дом, где возносилась молитва за всех и за вся. Трудно даже подобрать слова, чтобы говорить об этом, но и молчать более нельзя! Ибо ужас и трепет вызывает не только небывалое злодеяние, но и реакция на него всех наших земляков. Средства массовой информации смакуют подробности. Телезрителям показывают, как были повешены две мученицы, как выглядело место преступления, но никто не называет имен этих женщин, чтобы благочестивый христианин мог хотя бы помянуть их в молитве... “

Владыка напомнил, что за два года в Свердловске-Екатеринбурге было уже несколько страшных преступлений, связанных с попранием православных святынь. Последняя из них – уже второй по счету поджог часовни преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, совершенный два месяца назад. На этот раз часовня внутри полностью выгорела. Разгул святотатцев и равнодушие земляков Владыка объясняет тем, что до сих пор над всеми довлеет нераскаянность в другом злодеянии – убийстве Русского Царя, Помазанника Божьего. Если дозволено одно святотатство, то значит дозволены и другие... Владыка Никон публично предал анафеме святотатцев, в том числе тех, кто убил староверок.

* * *

Судя по последнему социологическому опросу, в Свердловской области среди верующих 71 процент – православные, 18 – мусульмане, 3 – другие конфессии, 5 – верят, но не в Бога. Среди всего населения православие поддерживают 67 процентов, остальные же в основном относятся безразлично. Ответили, что в религии главное: моральные заповеди – 36 процентов, служение людям – 29, верность традициям – 24, духовность – 18, личное спасение – 17, воссоединение с Богом – 16, священные книги – 11.

* * *

В Уральском Госуниверситете состоялась встреча-дискуссия между церковными и будущими светскими журналистами. Дискуссия началась сразу же – уже с постановки темы. Журналисты предложили обозначить ее как “Средства массовой информации – от безбожия к апологии религии “, представители же епархии внесли коррективу: “Средства массовой информации – от безбожия к безбожию”. Свобода и ответственность, предвзятость в освещении религиозных вопросов светскими СМИ и недостаток профессиональных воцерковленых журналистов, глумливая выходка “НТВ” с показом кощунственного фильма и тема царских останков, множество других тем и вопросов было поднято на этой встрече. Обсудили ее участники и то, как церковная и светская журналистика могут сотрудничать.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera