7 | Вести с Севера |
СВИДЕТЕЛЬСТВО ИСТИНЫ
К экуменизму (общению с инославными церквями, отступившими от чистоты вероучения и предания Христианской Церкви) у нас всегда относились осторожно. Многие считают такие контакты греховными, имея в виду совместные “экуменические” богослужения. Но есть истинный экуменизм, а именно: свидетельство и исповедание Православия перед иноверцами. И, по мнению благочинного православных приходов Мурманской области игумена Никодима, это исповедание – долг каждого православного человека.
Контакты с инославными соседних стран в Мурманске существуют давно. И не удивителен тот факт, что на Пасхальном богослужении, которое совершал игумен Никодим, присутствовало около тридцати священников-лютеран из Швеции. Всю долгую службу они стояли среди прихожан храма и приобщались к празднику. А в начале июня наши священники были приглашены за рубеж – для участия в праздновании 1000-летия первой христианской миссии в Норвегии. Дата эта была приурочена к дню Святой Троицы, которая отличается там по своему календарю.
По просьбе норвегов православные священники привезли на празднование святые образа, чтобы все участники могли посмотреть на иконы. Также в рамках празднования была проведена международная конференция “Икона – окно в небо”. Игумен Никодим рассказывает: “Лютеране – особенно норвеги, финны и шведы – сейчас пересматривают свое отношение к иконам. Некоторые в своих докладах доказывали даже, что у них иконопочитание всегда было, только в иной, чем у нас, форме. Были на конференции и англичане. Удивило меня, что ведущий преподаватель богословия Оксфордского университета англиканский священник Майкл Бордо – активный поборник иконопочитания. У себя в Англии он пытается раскрыть глаза соотечественникам на мистическую природу святых образов. И в докладе на конференции он излагал множество фактов и аргументов, свидетельствующих о чудотворности икон. Кстати, он налаживает контакты с нашей епархией. В его божнице есть две иконы из Соловецкого монастыря и одна – из Никольского храма города Архангельска, попавшие после революции за рубеж. Видимо, он хочет передать святыни обратно в храмы.
Справедливости ради отмечу, что западный образ мышления далеко ушел... Абстрактность, модерновость. В одном из докладов (“Природа как икона”) храмовую икону свели к отвлеченному понятию, по сути дела выключив из реальной нашей жизни. Таков нынешний западный человек. Но я верю, что какими-то своими путями иноверцы вернутся к своим истокам – к древним православным канонам Церкви”.
М.СИЗОВ
* * *
Администрация города приняла решение о передаче так называемой “Церкви Христа” недостроенного Молодежного центра, здания площадью 6000 кв. метров. “Церковь Христа” в Мурманске действует под именем Кольского христианского центра. Необходимо отметить, что эта секта, изобличенная на Западе в тоталитарных формах работы, ведет свою деятельность в России под разными именами. Это всерьез осложняет борьбу с этим антихристианским, по сути, движением.
* * *
Растет напряжение между мэрией Мурманска и епископом Мурманским и Мончегорским Симоном. Недавно одна из городских газет опубликовала на своих страницах открытое письмо Патриарху, в котором несколько сектантских группировок обвиняют Владыку в нелояльности по отношению к себе. В России – это, пожалуй, одна из самых наглых выходок сектантов за последнее время. Мощная финансовая база, поддержка сект местной администрацией (как “демократичного и прогрессивного явления”), двукратное превосходство над православными по числу общин – все эти составляющие сделали тоталитарные движения влиятельной силой в регионе. Травля Владыки Симона наглядно показывает нам, что произойдет со страной в случае дальнейшего распространения сект.
* * *
На празднование Пасхи в Мурманск приехало 32 человека из числа священников и мирян шведской епархии Лулио. Это их третий приезд в Россию. Шведы всерьез соблюдают пост, живут в крошечных кельях в самых аскетических условиях, посещают службы. По словам настоятеля кафедрального собора города игумена Никодима, тяготение у них к православию огромное. Отец Никодим вспоминает, как шведы со слезами на глазах участвовали на прошлую Пасху в крестном ходе. По его словам, христиане этой страны предпринимают сейчас самые активные попытки отделится от государства с тем, чтобы оградить свою Церковь от антихристианских веяний. Их терпение закончилось после того, как государство навязало Шведской Церкви практику рукоположения женщин в священнослужители.
Наш корр.
* * *
Продолжаются визиты епископа Мурманского и Мончегорского Симона в приходы области. На днях Владыка посетил базу атомных подводных лодок в городке Заозерск. Местная православная община состоит в основном из жен офицеров-подводников. Но в самом Мурманске особенность православной жизни заключается в необычно высоком проценте мужчин-прихожан. Только в Свято-Тихоновском богословском институте заочно учатся сейчас два офицера-моряка. Один из них выразил недавно намерение подать в отставку, чтобы принять священный сан.
* * *
При воскресной школе Свято-Никольского собора Мурманска начали работать катехизические евангельские чтения. Суть их в том, что по прочтении текста из Евангелия, священник знакомит мирян с толкованиями на это место выдающихся отцов Церкви. По словам настоятеля собора игумена Никодима, зал на чтениях всякий раз бывает набит битком.
* * *
Делегация мурманской общественности – писателей, представителей власти и т.д. вернулась из поездки по Сербии. Визит проходил в рамках движения “Славянский ход”. В подарок сербам мурманчане взяли с собой икону Илии Пророка. В ответ община белградского храма св.Александра
Невского подарила образ своего небесного покровителя. По возвращении делегации был отслужен благодарственный молебен и состоялась передача иконы благоверного князя Александра Невского кафедральному Свято-Никольскому собору.Соб. инф.
ИЗ МОРЯКОВ – В ИНОКИ
Епископ Мурманский Симон продолжает объезжать отдаленные уголки своей епархии. Над днях он побывал на базе подводных лодок – в п.Гремиха, одном из многих стратегических военных участков Северного флота, которые доживают свои последние дни. Отчаявшись во властях земных, многие жители Гремихи приходят сегодня в православие. По словам настоятеля Мурманского кафедрального собора игумена Никодима, инициатором создания православной общины в поселке стал военный журналист. Человек такой большой скромности, что даже имя его установить сейчас трудно. Недавно этот офицер покинул Гремиху, чтобы стать иноком одного из российских монастырей. Скандинавские соседи помогут Мурманск в очередной раз посетила делегация шведской епархии Лулио – священники, диаконы и миряне. Они посетили Кольскую АЭС, храмы, города. И обратились с предложением сбора средств в Швеции на строительство и ремонт церквей в русской части Баренц-региона. В частности, гости вызвались помочь в возведении храма в г.Кандалакша.
НА БАЛКАНЫ
Получив благословение епископа Симона, отправилась в Сербию группа мурманских писателей, журналистов – участников движения помощи сербскому народу. Их трудами в минувшие годы создавалось общественное мнение о войне в Боснии, собирались средства для помощи братьям-сербам. Судя по тому, как развиваются сегодня события на Балканах, впереди у них еще много работы.
“TО
BE OR NOT TO BE”В связи с ожиданиями, связанными с принятием “Закона о религиозных объединениях...”, резко снизилась активность сектантов в Мурманской области. Они сейчас пребывают в растерянности: есть ли им смысл вкладывать деньги в покупку земель, строительство и т.п.
ВИЗИТ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ В МУРМАНСК
Впервые Святейший Патриарх посетил эту северную землю. 5 июля, сразу по прибытии он совершил всенощную в Св.-Никольском кафедральном соборе в сослужении четырех епископов. Около двух тысяч верующих во время помазания елеем получили из рук Первосвятителя иконки с патриаршим благословением. Чувство радости, переполнявшее всех собравшихся в храме, выразил настоятель собора архимандрит Никодим... “Я задолго готовил приветственную речь и очень волновался, – поделился потом переживаниями настоятель, – но знающие люди сказали: как только увидишь перед собой Святейшего, то все твои волнения-тревоги мигом исчезнут. Так и было. Доброта, сочувствие, веселость нашего первоиерарха чувствовались всеми, кто общался с ним в эти четыре дня визита”. Наутро Патриархом была совершена литургия, верующие собрались на нее со всего Кольского полуострова. Обращаясь к пастве, Патриарх сказал: “В стихире русским святым есть слова: “Русь святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение есть”. Если будем хранить веру, тогда преодолеем мы и трудности, и испытания, с которыми сталкиваемся сегодня”. В тот же день Святейший посетил г.Колу, где прихожане подарили ему искусно выполненные местными камнерезами шахматы.
7 июля состоялось освящение Вознесенского кафедрального собора в Мончегорске, который находится в 130 километрах от Мурманска. Прежде были пересуды: стоит ли устраивать там вторую епископскую кафедру? Ведь есть города более старинные, например, Кола. Но жизнь распорядилась по-своему. Мончегорск – крупный промышленный центр, комбинат “Североникель” играет большую роль в жизни области. В конце восьмидесятых годов директор комбината решил построить здесь храм, и это стало своеобразным актом покаяния за ущерб, нанесенный природе предприятием. Вполне справедливо местные сравнивают свой край с Хиросимой: сернистая кислота, которая всюду попадает здесь в почву, при соединении с водой самовозгорается, земля под ногами здесь горит как при торфяных пожарах. Даже трава на этой земле не растет, птицы не садятся – пролетают мимо... “Через покаяние воскреснут души людей, а потом оживет и земля”, – считают строители.
И вот – освящение храма, одного из самых больших в России из построенных за последние десятки лет. У стен его стоят автобусы из Мурманска, Колы, Ловозера. Съехавшиеся люди дивятся благолепию, выросшему за восемь лет: снаружи собор украшен мозаиками с евангельскими сюжетами, а внутри – прекрасные фрески московской школы. “Жемчужина Севера” – так теперь называют храм мурманчане. После освящения Патриарх вручил бывшему генеральному директору (он теперь на пенсии) В.М.Худякову орден святого Даниила Московского, самому же собору подарил икону “Знамение”. Перед входом в собор Святейший посадил белоствольную березку...
Далее путь Предстоятеля пролег в гарнизон военных летчиков. На плацу ровными шеренгами выстроились пилоты, авиатехники, сюда же пришли члены их семей. Святейший освятил пять новейших боевых самолетов “Су”, но авиапарк оказался столь огромен, что священники разъехались по аэродрому и окропляли святой водой прямо с машин: “Корабли сия воздушные освяти...” После общей беседы Патриарх вручил каждому пилоту по иконке, которые, как сказали летчики, они будут брать в полеты. На четвертый день Святейший прибыл на 9-ю погранзаставу, что около местечка Ура-губа, его сопровождал командующий Арктической группой погранвойск генерал-лейтенант Плешко. Военчасть эта небольшая, но неоднократно отмечалась командованием за четкое несение службы. По просьбе военных Патриарх оставил свою запись в дежурной книге заставы, в ней есть слова: “Воины-пограничники несут службу не на краю земли, а там, где начинается Россия”.
На борту атомного ракетного крейсера “Адмирал Нахимов” в присутствии командующего Северным флотом О.А.Ерофеева были освящены палубы, каюты, оборудование гигантского корабля. Затем крейсер вышел в море – к месту гибели сторожевого катера “Туман”. В 1943 году его экипаж повторил подвиг “Варяга” – отбиваясь до последнего снаряда, судно пошло ко дну, но моряки не спустили с мачты флага Родины. На этом месте под пение молитв о погибших на волны Баренцева моря были спущены венки, в том числе от имени Алексия II. Патриарх передал морякам икону Николая Чудотворца – покровителя мореплавателей и далее путь его лежал в Архангельск и на Соловки.
М.ВЫГИН
* * *
Во время празднования 300-летия Российского флота в Североморске было много впечатляющего: имитация надводно-подводных и воздушных боев, высадка десанта, рукопашные схватки морпехов. Тем не менее всем, даже людям неверующим, запомнилось и другое – торжественный молебен во здравие моряков. Участвовал в нем сводный хор из мурманчан и певчих, приглашенных из Духовной академии и храмов Петербурга. Хор этот временный, а организован он новопоставленным епископом мурманским Симоном чтобы познакомить паству с настоящей православной певческой традицией. Многие певцы как в храмах, так и в филармониях убеждены, что знают ее. На базе Мурманского пединститута, например, создан “хор православного пения”, выпустивший уже компакт-диск и гастролировавший за границей. Но и “педагоги” были поражены, когда услышали этот настоящий хор, где поют не только по нотам, но соборною душою Церкви.
Хор стал событием, местное ТВ сделало целую передачу о нем. В течение лета он ездил по области, концерты в залах сопровождались апологитическим словом прекрасного оратора игумена Никодима (Каленчука). “Возможно это походит на “духовное шоу”, но без этого сейчас не обойтись, – считает он. – Ведь через духовное пение пожно показать, какие глубины и богатства в Православной церкви. У нас в области сейчас из 100 религиозных общин только 30 православные. В центре Мурманска поставлен огромный готический собор “новоапостольцев”, строят свой и адвентисты. Нам нужно искать современный язык проповеди. А песня, песнопение – всегда современны.”
* * *
С нынешнего года распоряжением правящего архиерея при всех приходах будут создаваться православные школы. В уже действующей 4 года Мурманской школе открыт новый класс – певческий. В школе преподают сам Владыка, священники и четверо учителей. Последним епархия выделила приемлемые оклады и, как многие заметили, сразу же обучение поднялось на высокопрофессиональный уровень.
НОРВЕГИЯ КОГДА-ТО БЫЛА ПРАВОСЛАВНОЙ
Никак не наладятся межгосударственные отношения России и Норвегии – тому свидетельство очередной инцидент с высылкой российских дипломатов за якобы шпионаж и, как следствие, отложенный визит норвежской правительственной делегации в Москву. Зато отношения между Русской Православной и Норвежской церквями сегодня идут по восходящей. Это отметил глава Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Кирилл, побывавший в Норвегии по случаю 1000-летия города Трондхейм, древней столицы и духовного центра Норвежской Церкви. Владыка Кирилл посетил также остров Шпицберген. Здесь он сообщил о намерении построить мемориальный храм в память русских и украинцев, погибших в авиакатастрофе в 1996 году. Духовные связи России и Норвегии имеют глубокие корни. У православных почитаются норвежские святые, о существовании которых даже не подозревают жители этой православной в древности страны...
* * *
В Североморске – базе Военно-Морского флота России открылся молельный дом – первое в городе место где моряки и местные жители смогут соборно молиться.
На праздновании 300-летия флота в Североморске побывали православные делегации из Смоленска, Владимира и других русских городов, взявших шефство над военным флотом. Дело в том, что комплектование экипажей производится сейчас, насколько это возможно, по региональному признаку.
* * *
Началась реставрация Трифоновского монастыря на реке Печенга, сожженного в тридцатые годы. Сейчас речь идет о восстановлении церкви в нижней части монастыря. Работам, неожиданно воспротивилась армия, на основании того, что, что монастырь находится в подведомственном ей укрепрайоне. Несколько десятков лет в нижнем храме располагалась казарма, затем он был заброшен и ныне являет собой развороченный нежилой дом. Солдаты выгоняют из этих руин местных жителей, силой препятствуя возрождению церкви.
* * *
Вот уже несколько лет подряд незримо объединяет Россию со странами Скандинавии день памяти свв. Бориса и Глеба. Дело в том, что село Борисоглебск, где стоит церковь посвященная первомученикам российским – это самая крайняя точка нашей границы с Норвегией. Стоит село на ничейной земле, практически в соседней стране. Восстановили церковь норвежцы, и каждый год теперь съезжаются сюда сотни православных саамов, финнов, шведов, норвежцев и русских. Много бывает и лютеран. В этом году службу проводили игумен Никодим, благочинный г.Мурманска и иеромонах Наум. Все желающие. а желающих оказалось немало, исповедоваться и причаститься. Несколько человек приняли св. крещение.