9 

   Вести с Севера


2 НОЯБРЯ СКОНЧАЛСЯ МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ИОАНН

Как сообщили в резиденции владыки, накануне он болел. Слегка поправившись, отправился на официальный прием, куда его настойчиво приглашали. В тот вечер было холодно. Сердце остановилось у владыки неожиданно, в 20 ч. 30 мин. еще до начала приема. Он едва успел благословить сопровождавших его людей.

Отпевание было 5 октября, на следующий день после праздника иконы Казанской Божией Матери. Все пришедшие проводить владыку не смогли поместиться в Троицком соборе Александро-Невской Лавры и стояли на улице. В отпевании и похоронах участвовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В тот же день тело митрополита Иоанна было предано земле на кладбище Лавры, рядом с могилами митрополитов Никодима и Антония.

Нескончаемая панихида по почившему владыке будет продолжаться в храмах Санкт-Петербурга сорок дней.

АКТ ВАНДАЛИЗМА В ПЕТЕРБУРГЕ

23 июля работники Парка Победы в Санкт-Петербурге обнаружили спиленным деревянный поминальный крест, установленный здесь нынче 22 июня на месте упокоения блокадников и защитников города. Икона оказалась порубленной, ко кресту прикреплена записка с сатанинскими знаками и подписью: “Антихрист – отец лжи”.

С недавних пор Парк Победы считается как бы вторым Пискаревским кладбищем, так как по рассекреченным недавно материалам к 1942 г. в этой земле было захоронено около 117 тыс. ленинградцев.

Примечательно, что записка, оставленная вандалами, сделана на обратной стороне листовки с изображением американского миссионера Билли Джо Докерти, много раз собиравшего в спортивном комплексе близ парка огромные аудитории.

* * *

Трагическая весть о кончине митрополита Иоанна промелькнула в утренних новостях, и нигде, ни в больших газетах, ни на центральном телевидении не было сказано ничего. Так было и при жизни митрополита Иоанна – его статьи не печатали в наших преуспевающих изданиях. Кто-то боялся, кто-то просто следовал негласной установке, а кто-то откровенно был враждебен той правде, которую митрополит смело говорил. Но пройдет время и еще напишут книги о том, кем был митрополит Иоанн для русского народа. Это уже история, ее не замолчишь.

Владыка Иоанн, несмотря на высокий сан, был простым в общении человеком. Весной 1993 года он принял корреспондента провинциальной православной газеты, хотя был очень занят. Помню, меня поразила обстановка его резиденции на Каменном острове в Санкт-Петербурге: высокие залы, старинная мебель в едином стиле со всем внутренним убранством, богато украшенные божницы. Гулко тикают часы с золотыми стрелками. Здесь, в тихих апартаментах петербургских митрополитов на уединенном острове забывается, в каком веке находишься...

В соседнем зале шорох рясы – в приемную быстрым шагом входит митрополит. Неожиданно для меня, оказался он, как бы это сказать, каким-то простым, деревенским даже в этих петербургских стенах. Умные глаза его смотрели выжидательно и чуть насмешливо.

Интервью, которое дал владыка нашей газете, мы публиковали в №№ 90-91 (“Научите все языки...”) и в № 95 (“Исправить зло”). Говорил он просто, вспоминая примеры из жизни, располагая собеседника к вдумчивому разговору. Робость моя быстро прошла. Заело редакционный диктофон, и владыка взял его – и быстро починил.

Перед тем как уйти, я попросил:

– Владыко, еще большая просьба к Вам, не могли бы Вы подарить свой портрет нашей газете?

Митрополит, внимательно выслушав, обратился к секретарю, которая вошла в зал:

– Матушка, где-то, я помню, был портрет, художник рисовал с меня. Где он лежит?

Секретарь отправилась за портретом, с укоризной взглянув на меня, и я понял, в чем дело:

– Извините, владыко, я оговорился. Нам нужна простая фотография.

Судя по взгляду секретаря, владыка, не задумываясь, действительно отдал бы чужому человеку дорогой портрет, написанный маслом. Митрополит Иоанн был настоящим монахом, ничего из вещей ему было не нужно.

Подаренную редакции фотографию мы повторно публикуем. И вновь приводим пожелание митрополита Иоанна к читателям газеты “Вера”: “Принимайте истину в чистом виде, в котором передали нам Спаситель и апостолы. Исповедуйте Истину не умом только, а всей своей жизнью. Берегите душу, стойте в вере крепко”.

М.СИЗОВ.

ПО-ДОБРОМУ, ПО-СОСЕДСКИ...

Настоящее “русское нашествие” совершилось в Швецию в нынешнем месяце. В первые августовские дни в эту страну из Санкт-Петербурга отправилась флотилия яхт с краеведческой миссией. Экспедиция придет в шведский северный порт Хапаранда, далее сухопутным путем – в старинное селение Хиетаниеми...

В стародавние времена земли на южном берегу Финского залива принадлежали Новгороду Великому. В описании его Кипенского погоста Воеводской пятины упоминается поселение “на реце Стрельне у моря”. В XVII веке сюда пришли шведы и назвали отошедшую к ним территорию Ингерманландией. Шведский король подарил новую вотчину своему бывшему учителю барону Скитте, заботами которого вскоре на высоком холме появилась большая господская усадьба с садом, мельницей и кирхой. Завершив победоносно Северную войну, Петр I возвратил России новгородские владения. Места у “Стрельнинской мызы” так понравились ему, что он оставил их за собой и решил построить здесь свою резиденцию с грандиозным дворцом, обширным парком с фонтанами, гротами и каналами. А реализацию этого плана царь начал с перестройки лютеранской кирхи в православный храм Преображения Господня. На звоннице поместили колокол, взятый у шведов, по одним источникам, в сражении за Копорье, по другим – за Нарву. И еще приказал император перенести сюда деревянный храм святителя Николая Чудотворца. Более ста лет назад в Стрельне побывали шведские гости и немало удивились, узнав, что колокол местной православной церкви шведского происхождения. Его отлил в Стокгольме для кирхи в Хиетаниеми в 1686 году мастер Михаил Бадер. А в Россию он попал как военный трофей.

Прослышав про свою реликвию, жители Хиетаниеми обратились через дипломатические представительства к властям Стрельны с предложением выкупить колокол и нашли поддержку своей просьбе.

Специальная комиссия убедилась в достоверности текста на нем на шведском и латинском языках. По распоряжению Великого князя Константина Николаевича – сына Николая I – сделали копию колокола с двумя изображениями “Преображения Господня” и надписью: “Сооружен в 1885 году взамен шведского, возвращенного в деревню Хиетаниеми по просьбе ее жителей”. В том же году в день святителя Николая оригинал сняли и безвозмездно отправили востребователям, а на колокольню подняли новый. Его медный голос звучал вплоть до того времени, пока в советской России не началась война с религией. Храм закрыли, а колокол, по всей видимости, отправили на переплавку.

В годы минувшей войны от церковного здания остался лишь фундамент. Недавно на месте разрушенной церкви после долгих лет забвения впервые прошло богослужение. Родилась идея восстановить ее, благо сохранились архивные материалы о старинной постройке. В этой связи и получила продление тема шведского колокола.

С помощью генерального консульства Швеции в Санкт-Петербурге питерские активисты связались с жителями Хиетаниеми. Те сообщили, что возвращенный колокол, называемый прихожанами “русским”, цел и продолжает нести службу. В нынешнем году ему исполняется 310 лет, половину из которых он находился Стрельне. И вот теперь уже ее жители надеются на помощь шведов в возрождении церковного звона в петербургском пригороде. Питерцы попросили шведов выполнить гипсовую форму, по которой можно будет сделать отливку – за этой формой и отправились яхтсмены. Колокольню можно восстановить быстрее, чем сам храм – она простенькая, деревянная. Ее появление положит начало воссозданию церкви.

КАФЕДРАЛЬНЫМ СОБОРОМ СТАНЕТ КАЗАНСКИЙ

Казанский собор в Санкт-Петербурге вскоре станет кафедральным (ныне кафедральным является Никольский собор). Об этом заявил 29 января на встрече с общественностью и журналистами митрополит Сакт-Петербургский и Ладожский Владимир. Собор был возведен в 1811 году по проекту архитектора А.Воронихина. Он стал первым храмом-памятником, посвященным Отечественной войне 1812 года. В 1923 году службы в соборе были прекращены, а с 1930 года здесь разместился Музей религии и атеизма. С 1991 года в соборе возобновлены богослужения. Недавно руководство города обратилось в Министерство культуры России и к Патриарху Алексию II c просьбой оказать содействие в финансировании реконструкции собора, стоимость которой оценивается в три млрд. рублей. Городские власти и общественность собрали уже около полумиллиарда, но денег этих хватит лишь на воссоздание иконостаса. На встрече было высказано мнение, что окончательно храм может быть готов уже к началу 1997 года.

В.ЧЕРНИЦЫН.

* * *

Около Московского вокзала освящена часовня в честь Новомучеников и исповедников Российских. В этот день в ней было совершено первое богослужение. В часовне хранится синодик с именами репрессированного духовенства. В него записаны 1833 имени. Сюда приходят многие ленинградцы, чтобы помянуть своих близких и зажечь поминальную свечу.

* * *

По благословению митрополита Владимира состоялось освящение и была отслужена первая литургия в церкви старейшего учебного заведения С.-Петербурга – академии балета им. А.Я.Вагановой. Первая церковь во имя Пресвятой Троицы была освящена здесь еще в 1806 году. 24 марта 1923 года церковь была закрыта. Инициатива восстановления церкви принадлежит ректору академии Л.Н.Надирову и зародилась еще во время празднования 1000-летия Крещения Руси. Начать работы по восстановлению храма благословил ныне покойный митрополит Иоанн. Иконы для иконостаса были написаны студентами и преподавателями другой академии – Художеств.

Соб.инф.

* * *

27 мая в Санкт-Петербурге на берегу Невы в конце Английской набережной состоялась закладка часовни во имя св.Николая Чудотворца, которая будет возводиться по проекту архитектора Д.А. Бутырина. Закладку совершил настоятель Свято-Исидоровской церкви протоиерей Федор Любый. В основание часовни были положены закладной камень, мраморная плита с датой закладки и Георгиевский солдатский серебряный крест, привезенный из Франции о.Николаем Солдатенковым – священником прихода Вельмуасони под Парижем, расположенного неподалеку от русского кладбища. Рядом с местом закладки часовни находится фундамент разрушенного в 1932 году храма Спаса-на-водах. Этот храм был построен в 1910-11 гг. в память русских моряков, погибших в войну с Японией 1904-05 гг. Дед о.Николая принимал участие в русско-японской войне, был вкладчиком и благоукрасителем этого храма. В будущем храм Спас-на -водах предполагается восстановить из руин. Сейчас на месте будущей часовни, около разрушенного храма, водружен четырехметровый православный крест.

* * *

1 июня был обворован малый приходской храм Николая Чудотворца на Северном кладбище. Преступник разбил стекло алтарной части, проник в здание, взял с престола серебряную дарохранительницу, затем похитил шесть икон. По заключению работников 49-го отд. милиции, иконы особой коллекционной ценности не представляют – их смогут сбыть только за небольшую цену. Отец Николай – протоиерей Парголовской церкви Петра и Павла – прокомментировал этот факт так: “Кроме материального ущерба, приход потерпел ущерб моральный: придется заново освящать алтарь, оскверненный вторжением вора”. В Казанском соборе освящен второй придел

Первая Божественная литургия совершена 21 сентября во вновь освященном приделе во имя Рождества Пресвятой Богородицы Казанского собора Санкт-Петербурга. Это долгожданное событие для храма русской воинской славы, сооруженного в честь победы в войне 1812 года и закрытого в 1932 году. Лишь спустя 66 лет после разграбления святыни фактически на пустом месте восстановлен второй из трех приделов некогда одного из самых богатых по внутреннему убранству храмов России.

Как рассказал настоятель собора прот.Павел Красноцветов, реставрация по проекту архитектора Татьяны Каргиной выполнена за год усилиями самого храма на пожертвования его прихожан и благотворителей. Огромную помощь оказало НИИ “Спецпроектреставрация”, специалисты которого воссоздавали дворцы Павловска и Пушкина. Заново восстановлен полностью утраченный алтарь. Художник Ростислав Гервель написал копию некогда знаменитого чудотворного запрестольного образа Матери Божией “Нерушимая стена”, который был уничтожен в годы безбожия.

Сейчас прежние иконы из алтаря Казанского собора находятся в Русском музее, и просьба вернуть их не нашла положительного ответа у администрации музея. Верующие студенты Академии художеств выполнят копии этих образов, и эти иконы будут зачтены им в качестве дипломных работ.

Отец Павел отметил, что даже в это трудное время верующие люди откликнулись на просьбу нести в храм серебро для отделки главного иконостаса. В былые времена казачий атаман Платов подарил собору 16 пудов отбитого у французских захватчиков чистого серебра, из которого и сделали иконостас, славившийся по всей России. И хотя восстановить его в былом благолепии невозможно, пожертвования на реставрацию продолжаются.

Е.ЮГИНА, И.СНЯТКОВ.

ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА ВСЕ РАВНО СОСТОИТСЯ

Несмотря на огромные трудности, полным ходом идет подготовка к Четвертой Всероссийской выставке-ярмарке “Православная Русь”, которая состоится в середине октября в городе на Неве. Как сказала ответственная за организацию выставки Н.Н.Морозова, оргкомитет и впредь не намерен отказываться от идеи ежегодной выставки, ведь именно здесь через человеческие, экономические, партнерские связи происходит возрождение забытых ремесел, здесь получает толчок к развитию мастерство золотошвеек, иконописцев.

Несмотря на то, что ряд епархий Севера России отказался от участия в выставке, заявки поступили уже от епархий из Краснодара, Перми, Нижнего Новгорода, Челябинска, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга.

В ЧЕСТЬ НОВОМУЧЕНИКОВ

На заводе АТИ в храме иконы “Неупиваемая чаша” у Московских ворот освящен придел в честь недавно прославленных Русской Церковью священномучеников Вениамина и Серафима Петроградских. Окончательно строительные работы по обустройству храма должны быть завершены в следующем году. В дар храму уже передали иконы из подворья Оптинского монастыря.

Соб. инф.

С ОСТРОВА КОНЕВЕЦ

Спустя 66 лет после разрушения над петербургским подворьем Рождество-Богородичного Коневского монастыря вновь установлен крест. Из-за недостатка средств трехметровый символ православной веры смастерили из дерева, срубленного в самой обители на острове Коневце в Ладожском озере. Святыню установили прямо на крыше: изуродованное десятилетиями безбожия здание на Загородном проспекте пока не имеет купола, внешне мало напоминает церковь. Теперь его облик не вызывает сомнений у прохожих – в центре города, на земле, подаренной монастырю купцами в 1821 году, находится подворье знаменитой 605-летней Коневской обители. О самом подворье с 1862 года шла слава по всей имперской столице – чудотворная Коневская икона Божией Матери спасла тогда соседний Апраксин двор от пожара. Три года длится реставрация некогда великолепного памятника церковной архитектуры. По словам управляющего подворьем иерея Сергия Белькова, самую тяжелую, грязную работу выполняют беженцы, бомжи, бывшие наркоманы. Люди с искалеченными судьбами созидают тем самым и храм в своей душе. Их руками и сделан крест, украсивший ныне возрождающееся подворье.

Е.ЮГИНА.

СВЯТОЙ ПРИЮТ

Выставка санкт-петербургских и приозерских художников, которая была запланирована комитетом по культуре г.Приозерска в рамках фестиваля “ Карелия и православие”, не состоялась из-за недостатка денег, как и сам фестиваль, вначале задуманный весьма широко и масштабно. Но несколько интузиастов-художников, приглашенных участвовать в выставке, решили не отступать. Так, привезенные работы оказались в уютном помещении трапезной на подворье Коневского монастыря. Можно поздравить начинающую художницу М.Гогулину, чьи маленькие деревянные ладанки имели успех у зрителей и покупателей, а также М.Смагулова, который изготовляет керамические кадильницы для каждения домашних помещений, фарфоровые статуэтки ангелов. Батик Н.Тереховой “ Казанская икона Божией Матери” оказался к месту – он был выставлен в храме.

В октябре выставка переедет в краеведческий музей Приозерска. А в начале этого же месяца на подворье откроется выставка-продажа художественных работ в церковной лавке. Эту выставку будет проводить фонд инвалидов “ Кедр”. Он давно сотрудничает с монастырем, помогая инвалидам, среди которых есть и люди, одаренные различными способностями, художники. Сегодня им особенно важно чувствовать себя нужными обществу, заниматься творчеством даже в нынешнее тяжелое в экономическом отношении для всех нас время.

Е.ЗАХАРЧЕНКО.

ЧУДО НА ГУТУЕВСКОМ ОСТРОВЕ

Чудесное обновление иконы Рождества Христова письма XIX века зафиксировано епархиальной комиссией в петербургском храме Богоявления на Гутуевском острове. Готовясь к всенощному бдению, двое псаломщиков неожиданно заметили, что помещенный перед иконостасом старый, потемневший образ выглядит так, будто вернулся из реставрации. Яркими и четкими стали фигуры, лица, нимбы, другие детали изображения. Проступила Вифлеемская звезда, которой раньше не было видно. Пожертвованная храму Художественно-промышленной академией имени В.И.Мухиной и провисевшая в нем без реставрации пять лет икона сияла как новая.

По словам настоятеля храма священника Александра Захарова, все произошедшие перемены являются нерукотворными. В частности, на иконе остались капельки воска, следы подтеков от лампадного масла, частицы свечной копоти, свидетельствующие о том, что к ней никто не прикасался.

Храм этот построен и освящен в апреле 1899 года в память чудесного спасения наследника цесаревича Николая Александровича при нападении на него японского самурая. После возвращения его епархии в 1992 году постепенно обновилась вся настенная живопись, причем этот процесс начался с северной фрески “Уверение апостола Фомы”. Начиная с 1991 года, подобные случаи, будто бы, происходят в Санкт-Петербурге постоянно, особенно в возрождающихся храмах. Десятки свидетельств обновлений и мироточений икон, других знаков милости Божией собрал петербургский исследователь Алексей Любомудров.

– Сообщений о чудесах мало, а недоверия, смущения в связи с ними много, – сказал он корр.ИТАР-ТАСС. – Множество случаев по нашему бестрепетному, теплохладному отношению остаются “незамеченными”, неосмысленными. Чудеса же становятся все более явственными и частыми.

* * *

“Существуют такие дороги, которые люди считают правыми, но их действительный конец лежит в самой бездне ада”. Именно эти слова из устава католического ордена бенедиктинцев можно было бы поставить девизом прошедшего с 20 по 23 мая в С.-Петербурге Международного симпозиума “Семья и биоэтика”. К слову, симпозиум и был организован представителями Римо-Католической Церкви в России. Именно в вопросах, обсуждавшихся на этом форуме, между православными и католиками наиболее очевидны возможности сотрудничества. Потому что сегодня западное общество и страны рухнувшего коммунизма далеко не по-христиански решают проблемы ценности человеческой жизни с момента ее зачатия, взаимоотношений в семье, клонирования, эфтаназии и др. Попирая святость человеческой жизни, человечество, по мнению большинства участников симпозиума подошло к последней степени падения. За ней – самоуничтожение, сначала духовное, а затем – физическое.

* * *

В знакомой по телепередачам форме “брейн-ринга” прошел 20 мая в кинотеатре “Свет” заключительный тур конкурса “Святыни Санкт-Петербурга” среди детских команд города. Участвуя в конкурсе, дети готовили рефераты, знакомились с настоятелями, старостами храмов, входили в жизнь православных общин. Православные праздники и традиции праздников в Петербурге, небесные покровители города, история храмов – таковы некоторые из вопросов третьего тура, лучше других на которые отвечала команда женской гимназии № 628 Красногвардейского района. Она и стала победителем вместе с командой юных разведчиков 207-й школы Василеостровского района, лучше всех подготовившей литературно-музыкальную композицию.

Соб. инф.

* * *

Четвертую всероссийскую выставку-ярмарку “Православная Русь” с благословения Святейшего Патриарха Алексия II планируется провести в Санкт-Петербурге с 14 по 18 октября. Церковная архитектура, духовное просвещение, книгоиздание, иконопись, как всегда, будут представлены в экспозиции. Однако, как сообщила корреспонденту ИТАР-ТАСС директор выставки Нина Морозова, ее организаторы уже сейчас столкнулись с серьезными проблемами. Выставочное объединение “Рестэк”, основной спонсор выставки, не в состоянии в одиночку обеспечить предстоящему событию достойный уровень. Поэтому наряду с рассылкой приглашений дирекция направляет и многочисленные обращения в финансовые структуры.

В прошлом году в нем участвовали представители 30 епархий Русской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Украинской Православной Церкви, многочисленные издательские, проектные, реставрационные и другие светские организации. Епархии Русского Севера практически не были представлены на выставке.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera