В Стефане удивительным образом сочетались дерзкая пытливость и смирение: «И если видел он человека мудрого и книжного, или старца разумного и духовного, то задавал ему вопросы, беседовал с ним, у него поселялся, и ночевал, и утреневал, расспрашивая о том, что старался скорее понять».

~

 

Преподобный Сергий Радонежский

~

 

К птице. В своей статье он писал: «Шел Стефан однажды в бурю и ветер. Упала к его ногам птица, и он сказал ей: «Не опускай крыл, птица Божия. В непогожий день легче летать и выше взлетишь!» Статья называлась «О современности», а стихотворение – «Буревестник».

~

 

Епифаний Премудрый

~

 

 

Великоустюжский юродивый Прокопий Праведный

~

 

В Ростове Великом

~

 

 

«Пельмени» произошли от коми слов «пель» (ухо) и «нянь» (хлеб). Имя Войпель можно перевести как «ночное ухо». Из названия видно, что это языческий демон, ему древние коми приносили жертвы.

~

 

10 лет

~

 

 

В 7000-м году (от Рождества Христова – 1492 г.)

~

 

Мученичество. Святитель Стефан был пострижен в монахи с именем архидиакона Стефана Первомученика, ученика Христова, которого евреи забили камнями.

~

 

Яг Морт. На коми языке «яг» – означает лесной, «морт» – человек. Сохранилось много преданий, в которых рассказывается, как яг-морт терроризировал целые округи, утаскивая из деревень людей, часто женщин.

~

 

Из камня. «Золотой» ее назвали из-за золотых украшений, которыми ее увешивали идолопоклонники.

~

 

Потому, что верховный бог Ен, по представлениям древних коми, забыл о людях и печется только о надзвездном мире, поскольку сам живет на небесах.  Так за тысячи лет после изгнания людей из Рая у язычников исказилось представление о Боге истинном. Ен – полустертый в памяти коми образ Бога Творца.

~

 

«Пырас» переводится как «вход». Котлас в то время стоял на границе христианского и языческого миров – в устье реки Вычегды, которая вела в Пермские земли.

~

 

Охранную грамоту, пожалованную ему Великим князем Димитрием Донским.

~

 

Крещенные гамцы по соблазну кудесников вернулись к язычеству, и за это св.Стефан назвал их «слепым родом» – в смысле, что они духовно слепые. Странным образом это перекинулось на телесное нездоровье – еще в прошлом веке зыряне отмечали распространенную среди гамцев близорукость.

~

 

По слову Епифания, святителю Стефану пришлось вытерпеть от язычников «озлобленье, роптанье, хухнанье (т.е. понукание), укоренье, уничиженье, досаженье, поношенье и пакость, овогда убо прещенье (т.е. угрозы)».

~

 

В 90-м псалме. Этот псалом святитель читал, когда язычники обступили его с луками.

~

 

Береза. Впоследствии ее называли «Прокудливой березой», она была главным языческим идолом на Вычегде. По преданию, под ударами топора она вопила будто бы человеческим голосом и из нее лилась смрадная разноцветная кровь.

~

 

Во имя Благой Вести о приходе Спасителя на землю, которую принес архангел Гавриил деве Марии (первый храм был Благовещенским)

~

 

1-я особенность:ангелы на иконе почти неотличимы друг от друга, чем подчеркивалась нераздельность и неслиянность Св.Троицы (до Стефана среднего ангела обычно выделяли, рисуя его в образе Христа). 2-я особенность: вместо обычных яств на столе перед Ангелами нарисована только одна чаша. Она символизирует Чашу Евхаристии с жертвенной Кровью Христа.

~

 

Аврам был обыкновенным человеком. Когда же Бог заключил с ним завет и благословил его род, то дал ему имя Авраам. Эта тонкая разница в именовании одного и того же человека отражена в надписи на иконе «Зырянская Троица».

~

 

Прозвище «Храп» – то есть «нахрапистый», «наглый».

~

 

Великому князю Димитрию Донскому – в «Учительном послании».

~

 

Св. Стефан смело отправился на лодке навстречу войску вогулов, и те в страхе ретировались, увидев его епископское облачение «как бы в огне».

~

 

Нарисован святитель Стефан, благословляющий преп.Сергия Радонежского и всю монастырскую братию.

~

 

В 1396 году в московском храме Спаса на Бору, в великокняжеской усыпальнице.

~

 

Пермская Церковь о почившем епископе Стефане.

~

Немцем. Он происходил из остзейских (прибалтийских) купцов или дворян.

~

 

Мощи трех епископов-святителей, правивших Великопермской епархией после его смерти. Их имена: Герасим, Питирим, Иона. Русская Православная Церковь прославила их среди святых: память свт. Герасима– 6 февраля, свт. Питирима – 1 сентября, Ионы– 19 июня, всех троих – 11 февраля по нов. стилю.

~

 

Оно называлось «Крест». Здесь стоял Крест в память о том, что на этом месте свт.Стефан, спешивший в Москву, вышел из возка и беседовал «на расстоянии» с преп.Сергием Радонежским. Друг от друга их отделяли 8 верст.

~

 

В буквальном переводе: «Прямо верящие в Христово Имя».

~

 

Ниже есть и другая надпись: «Они, невернии, възрадовася о смрти». Из нее видно, что в первой надписи значится: «Наведе бес неверних на епискупа». Это заставляет предположить о мученической смерти Стефана, что он не сам умер, а его убили.

~