В Стефане удивительным образом сочетались дерзкая пытливость и смирение: «И если видел он человека мудрого и книжного, или старца
разумного и духовного, то задавал ему вопросы, беседовал с ним, у него поселялся, и ночевал, и утреневал, расспрашивая о том, что старался скорее понять».
~
Преподобный Сергий Радонежский
~
К птице. В своей статье он писал: «Шел Стефан однажды в бурю и ветер. Упала к его ногам птица, и он сказал ей: «Не опускай крыл, птица Божия. В непогожий день легче летать и выше взлетишь!» Статья
называлась «О современности», а стихотворение – «Буревестник».
~
Епифаний Премудрый
~
Великоустюжский юродивый Прокопий Праведный
~
В Ростове Великом
~
«Пельмени» произошли от коми слов «пель» (ухо) и «нянь» (хлеб). Имя Войпель можно перевести как «ночное ухо». Из названия видно, что это языческий демон, ему
древние коми приносили жертвы.
~
10 лет
~
В 7000-м году (от Рождества Христова – 1492 г.)
~
Мученичество. Святитель Стефан был
пострижен в монахи с именем архидиакона Стефана Первомученика, ученика Христова, которого евреи забили камнями.
~
Яг Морт. На коми языке «яг» – означает лесной, «морт» – человек. Сохранилось много преданий, в которых рассказывается, как
яг-морт терроризировал целые округи, утаскивая из деревень людей, часто женщин.
~
Из камня. «Золотой» ее назвали из-за золотых украшений, которыми ее увешивали идолопоклонники.
~
Потому, что верховный бог Ен, по представлениям древних коми, забыл о людях и
печется только о надзвездном мире, поскольку сам живет на небесах. Так за тысячи лет после изгнания людей из Рая у язычников исказилось представление о Боге истинном. Ен – полустертый в памяти коми образ Бога Творца.
~
«Пырас» переводится как
«вход». Котлас в то время стоял на границе христианского и языческого миров – в устье реки Вычегды, которая вела в Пермские земли.
~
Охранную грамоту, пожалованную ему Великим князем Димитрием Донским.
~
Крещенные гамцы по соблазну кудесников вернулись к
язычеству, и за это св.Стефан назвал их «слепым родом» – в смысле, что они духовно слепые. Странным образом это перекинулось на телесное нездоровье – еще в прошлом веке зыряне отмечали распространенную среди гамцев близорукость.
~
По слову
Епифания, святителю Стефану пришлось вытерпеть от язычников «озлобленье, роптанье, хухнанье (т.е. понукание), укоренье, уничиженье, досаженье, поношенье и пакость, овогда убо прещенье (т.е. угрозы)».
~
В 90-м псалме. Этот псалом святитель читал, когда
язычники обступили его с луками.
~
Береза. Впоследствии ее называли «Прокудливой березой», она была главным языческим идолом на Вычегде. По преданию, под ударами топора она вопила будто бы человеческим голосом и из нее лилась смрадная разноцветная
кровь.
~
Во имя Благой Вести о приходе Спасителя на землю, которую принес архангел Гавриил деве Марии (первый храм был Благовещенским)
~
1-я особенность:ангелы на иконе почти неотличимы друг от друга, чем подчеркивалась нераздельность и неслиянность Св.Троицы (до Стефана среднего
ангела обычно выделяли, рисуя его в образе Христа). 2-я особенность: вместо обычных яств на столе перед Ангелами нарисована только одна чаша. Она символизирует Чашу Евхаристии с жертвенной Кровью Христа.
~
Аврам был обыкновенным человеком.
Когда же Бог заключил с ним завет и благословил его род, то дал ему имя Авраам. Эта тонкая разница в именовании одного и того же человека отражена в надписи на иконе «Зырянская Троица».
~
Прозвище «Храп» – то есть «нахрапистый», «наглый».
~
Великому князю Димитрию Донскому – в «Учительном послании».
~
Св. Стефан смело отправился на лодке навстречу войску вогулов, и те в страхе ретировались, увидев его епископское облачение «как бы в огне».
~
Нарисован святитель Стефан, благословляющий преп.Сергия
Радонежского и всю монастырскую братию.
~
В 1396 году в московском храме Спаса на Бору, в великокняжеской усыпальнице.
~
Пермская Церковь о почившем епископе Стефане.
~
Немцем. Он происходил из остзейских (прибалтийских) купцов или дворян.
~
Мощи трех епископов-святителей, правивших Великопермской епархией после его смерти.
Их имена: Герасим, Питирим, Иона. Русская Православная Церковь прославила их среди святых: память свт. Герасима– 6 февраля, свт. Питирима – 1 сентября, Ионы– 19 июня, всех троих – 11 февраля по нов. стилю.
~
Оно называлось
«Крест». Здесь стоял Крест в память о том, что на этом месте свт.Стефан, спешивший в Москву, вышел из возка и беседовал «на расстоянии» с преп.Сергием Радонежским. Друг от друга их отделяли 8 верст.
~
В буквальном переводе: «Прямо верящие в Христово Имя».
~
Ниже есть и другая надпись: «Они, невернии, възрадовася о смрти». Из нее видно, что в первой надписи значится: «Наведе бес неверних на епискупа». Это заставляет предположить о мученической
смерти Стефана, что он не сам умер, а его убили.
~