О СВТ. СТЕФАНЕ

      Значение чаши причастия
на иконе «Зырянская Троица»

Св. Cтефана Пермского
 

     25 апреля 1996 года в Москве под сводами храма Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Алексием II вкупе с высоким духовным клиром Московской Патриархии была освящена икона-список с «Зырянской Троицы», написанной просветителем земли Коми св.Стефаном Пермским. Патриарх особо выделил значение «Зырянской Троицы» в ряду знаменательных икон. В том же году, когда отмечалось 600-летие святителя Стефана, список со святыни был привезен Святейшим Патриархом в Сыктывкар и передан в дар народу коми. Сам же подлинник хранится до сих пор в Вологодском музее.

9 мая
1996 года,
г.Сыктывкар,
Свято-Вознесенский собор:
во время
передачи
списка иконы
«Зырянская Троица»
Святейшим Патриархом
Алексием II
народу Коми
(слева –
Глава Республики Коми
Ю.А.Спиридонов
)

     Икона «Зырянская Троица», написанная равноапостольным святителем Стефаном, олицетворяющая Единого Господа Бога в трех неразрывных Своих ипостасях: в Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе – явилась в XIV веке новым для Руси прозрением догмата Живоначальной Троицы. Эта икона была написана задолго до знаменитого Рублевского образа, в то время, когда в календаре Русской Православной Церкви еще не было праздника Троицы (считается, что этот светлый праздник был установлен св.Сергием Радонежским).
     В то же время в «Зырянской Троице» зримо отразилась и новая объединительная идея для разрозненной Русской земли. В ней показан образ божественного целого, в котором отдельные самостоятельные части одновременно чудесным образом являют собою ОДНО – единое на принципах любви, самопожертвования. На таких же, явленных свыше, принципах могла созидаться и единая Русь. Именно так соединились с русскими зыряне – иноязычный самостоятельный народ, который первым вошел в состав ныне многонациональной России. И образ такого единства был у них перед глазами – «Зырянская Троица». В центр этого образа святитель Стефан поместил древо с тремя ветвями. Так, понятным языком объяснялся догмат Св.Троицы. Ветви живут и плодоносят отдельно, но они – одно древо.
     Эта боговдохновенная идея гармоничного единения народов вызревала на Руси давно. Перенесемся на тысячу с лишком лет назад. В «Повести временных лет» сообщается: «...Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей... В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по закону». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
     Как видим, уже тогда славянские и финно-угорские племена пожелали жить в единстве и согласии, а чтобы осуществить это, решились на беспримерный шаг – призвать князей со стороны.
     И далее: «И принял всю власть один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренные жители в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик...»
     Уже тогда славяно-финское государство было создано. Объединение Великой Руси, основанное на норманнской военной доктрине, закончил уже Мономах. Но это единство, основанное на авторитете силы, не могло долго продержаться. Начались раздоры, войны меж удельными княжествами. В итоге народы Руси попали под иго Орды. Их единство сохранялось теперь в рамках »тюркской доктрины» – еще большего принуждения и страха.
     Почти 300 лет под татарским игом в междоусобицах и кровопролитии пришлось терпеть русской земле, чтобы прийти к новой объединительной идее русской земли–не военной, а духовной. Вот ее-то во времена Димитрия Донского и Сергия Радонежского и явил епископ Стефан, присоединив к Руси на началах христианской любви новокрещенный народ зырян.
     Вызрела эта, объединительная духовная идея спасения Руси не в Киеве, не в Москве, а в Ростове, в ростовских монастырях. Почему именно там? Это был самый спокойный на Руси город, находившийся в межэтническом котле, защищенный буферной зоной княжеств на великом пути из варяг в греки. В то же время он не далеко отстоял от центра русской земли, откуда в Ростов бежали монахи, неся в своих котомках святоотеческие писания, духовное знание. Сюда, в Ростов, от междоусобиц и войн, от постоянных преследований и разорений со всей русской земли стекались люди. Из Пскова и других северных земель – из-под давления языческих варягов и тевтонов, с юго-запада – от давления воинственной католической Литвы и Польши, с юго-востока – от не менее воинственных тюркских племен.
     Именно здесь, в ростовских монастырях, в просветительной тишине умных молитв накапливалось и осмысливалось все духовное и философское богатство прошедших поколений. Через личную трагедию и кровь близких людей постигалась трагедия Русской земли и искались пути выхода.
     Ростовский монастырь «Затвор» был духовным и интеллектуальным средоточием Руси. Именно сюда идет юный Стефан, чтобы продолжить свое образование и осуществить призвание миссионера-просветителя, предсказанное его матери еще Прокопием Праведным.
     Следует отметить, что и юный отрок Варфоломей (будущий святой Сергий Радонежский) все свое детство провел под Ростовом. Вполне возможно, что тот чернец, с помощью которого пастушку Варфоломею открылась книжная премудрость (помните известную картину Нестерова?), был одним из любомудров (философов) ростовского монастыря. Жизненный путь св.Сергия и св.Стефана проходил в одно и то же время, они наверняка хорошо знали друг друга. Как известно, Великий Князь Димитрий Донской слушал и принимал духовные наставления от обоих святых отцов (см. «Учительное послание епископа Пермского» – фрагмент из него приводится в «Виртуальном путешествии «Сказание о Стефане»), поэтому пути наставников князя пересекались не раз.

small (17089 bytes)

получить
большего размера

Здесь – в Ростове – произошло новое осмысление триипостасной сущности Бога. И, по всему видно, здесь явилась новая объединительная идея русской земли, осуществляемая на духовных принципах любви и равноправия, через слово Божие, через жертву, через принятие искупительной евхаристической покаянной Чаши Иисуса Христа. Эту идею выразил в «Зырянской Троице» святой Стефан Пермский. Эту же идею Стефана Пермского и Сергия Радонежского, доведя ее до глубочайшей простоты и высочайшей духовной мудрости, выразил св.Андрей Рублев. При этом святой иконописец опирался на разработанные Стефаном Пермским новые иконографические символы.
     Впервые в иконописной традиции Стефан Пермский поместил на престоле Св.Троицы не три чаши, а всего одну – чашу причастия, символ евхаристии. На иконе мы видим «Предвечный Совет трех Божественных Ипостасей, где Сын добровольно принимает на себя чашу, чтобы избавить людей от чаши скорбей и страдания...»
     Обратимся к работе А.Черного «Монограмма в Рублевской Троице», опубликованной в «Красной книге культуры» (М., 1989 г., стр.375):
     «...Н.А.Демина, споря с обычным взглядом на расположение Лиц за престолом (на Рублевской Троице – прим. авт.), указала на так называемую «Зырянскую Троицу», писанную по преданию Стефаном Пермским, просветителем зырян и другом Сергия Радонежского. Мало того, что Сергий и установил в России культ Троицы (как Евфимий Тырновский в Болгарии), написанная в 70-е годы XIV века, эта икона (Зырянской Троицы) центральной своей частью предвосхищает во многих деталях рублевскую композицию:

    
  • чаша на столе уже видимо символизирует евхаристию;

  • ангелы как и у Рублева касаются друг друга крыльями, словно составляя из них единую завесу;

  • предельно похожи по графике и сами ангелы, и их жесты. И даже наклон головы у среднего и сидящего ошую его ангела чуть больше, чем у того, чем сидит одесную. И это тоже как у Рублева;

  • совпадают в общих чертах покрои и цвет риз, расположение дуба над средним ангелом и палат слева от дуба...» 


Центральная часть иконы

     Вывод : «Расположение ангелов зырянской «Троицы» очень близко к «Троице» Рублева, и, вероятно, значение их одинаково».
     Далее А.Черный, рассуждая о совершенно новом подходе Андрея Рублева к символическому изображению «Авраамовых палат» на иконе, олицетворяющих дольний мир, напрямую называет Рублевскую «Троицу» аналогом «Зырянской Троицы », делая убедительное предположение, что Рублеву была известна Стефановская икона.
     Таким образом, именно св.Стефан Пермский ввел в иконографию «Троицы» два духовно значимых символа-древа с тремя ветвями и, что важнее, чаши Причастия. И в этом отразилась главная идея объединения русского и новокрещенных народов: через причастие Тела и Крови Христовой в Отце, и Сыне, и Святом Духе из ЕДИНОЙ ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЧАШИ .
     Присоединив северный народ к православной Руси и получив епскопство в созданной им Великопермской епархии, Стефан Пермский становится одной из ярчайших фигур и духовных авторитетов на Руси XIV века. В наиболее трудные для русской земли годы Стефан Пермский приглашается на все соборы, где осуждаются князья, которые предали эту объединительную христианскую идею, продолжили вражду и междоусобцу. Именно его выбирают для усмирения стригольников-еретиков, трактовавших Евангелие по своему усмотрению, подвергавших критике догмат Троицы, отрицавших обряды Церкви, несшие раскол по всей северо-западной Руси. Дошедшие до нас увещевания стригольникам, приписываемые Стефану Пермскому, написаны хоть и строго, но опять же с любовью, с призывывом к покаянию и смирению, но не вражде.
     И сколько еще удивительных фактов, открывающих нам духовный смысл служения св.Стефана Пермского, обнаруживает история! В одном из документов упоминается, что в Куликовской битве участвовали новокрещенные зыряне. По всей видимости, именно епископ Стефан (а кто еще?) благословил Пыросского князя Аликея, собравшего 600 воев, чтобы помочь Дмитрию Донскому, победа которого над татарами-мусульманами разбудила самосознание русского народа и послужила обретению новой обновленной России. Возможно, именно князя Аликея народные предания превратили в Перу Богатыря, известного сказочного персонажа коми-зырян, отправившегося «на лыжах» помогать русскому народу в битве против степняков.
     Примечательно, что во время освобождения Руси от поляков Минин и Пожарский молились над мощами Стефана Пермского, чтобы испросить благословения у святого Стефана для объединения Русской земли против инославных захватчиков (эти факты приводит и М.И.Загоскин в историческом романе «Юрий Милославский или русские в 1612 году»). Известен также (по документам, по архелогическим раскопкам) и тот факт, что поляки-завоеватели надругались над мощами св.Стефана Пермского, когда покидали Москву.
     Имя Стефана Пермского было одним из самых почитаемых на Руси. Аввакум в своем житии ссылается на Стефана Пермского как на величайшего деятеля прошлых лет. И патриарх Никон отзывался о нем как о выдающемся миссионере. Хотя им самим, двум зачинщикам церковного раскола, как видно, не хватило любви и терпимости... И Россия становилась другой. После присоединения Украины на Русь с Запада хлынули новые, чужеродные идеи, хотя при ближайшем рассмотрении они были стары как мир. Уже при Петре I объединение в государство стало представляться как бюрократический механизм, а не как органическое единство в любви, доверии, самопожертвовании... А образ Святой Живоначальной Троицы с зырянскими надписями «Ай», «Пи» и «Пылтос» невидно пребывал среди других икон, в храме одного из коми сел Усть-Сысольского уезда на окраине Вологодской губернии. До поры до времени.
     В наше время, когда снова разъединяется русское государство, дробится на мелкие удельные княжества и начинаются междоусобные войны, не настала ли пора всем обратиться взором к великой миротворческой миссии святителя Стефана Пермского, чтобы соединиться всем во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Е.Суворов,
М.Сизов,
С.Журавлев.

О любопытных особенностях надписей на иконе, см. ссылку в главе VIII «Зырянская Троица» виртуального путешествия «Сказание о Стефане»в компилированном файле СНМ (449 kb) .

назад


   На глав. страницу. Последний выпуск . О свт.Стефане  . О редакции   . Архив  . Почта

Страница обновлена 1 мая 2004 г.