4 

   Проповеди, беседы


Я хочу обратиться к тем, кто сейчас стоит «у врат церковных»

Я хочу обратиться к тем, кто сейчас стоит “у врат церковных”. К тем, кто осознал в себе потребность веры, кто недавно крестился, но не знает, что делать вслед за этим. Не знает, но ХОЧЕТ делать, понимая, что это необходимо.

Мне всегда представлялась верхом легкомыслия позиция людей (их очень много), которые заявляют, не без горделивости: “Я Бога не отрицаю”, – но отрицают Его, тем не менее, всем настроем своей жизни, не желая ни узнать о Нем хоть что-то, ни приблизиться к Нему. Гораздо логичнее позиция атеистов, которые никакого Высшего Начала не признают и, естественно, руководствуются своим уставом. Но допускать или даже утверждать существование Творца мироздания, Вседержителя, Господа и при этом так равнодушно игнорировать Его?!... Нет, воистину, это -верх легкомыслия!

Итак, реальная вера начинается с попыток что-то сделать ради нее, начинается с ДВИЖЕНИЯ к Богу.

Трудности первых шагов велики, но представляются обычно гораздо большими, чем есть на самом деле. И здесь мне хочется сказать о состоянии души, которое должно, как мне кажется, озарять первые же шаги веры и снять многие трудности. Это состояние “настигло” и захватило меня в начале моего религиозного становления. Я был уже взрослым человеком, музыкантом по профессии, “человеком искусства”, но несмотря на все радости, которые мне подарила музыка, ничего подобного я прежде не испытывал. Всякое проявление бескорыстия и самопожертвования, всякое искреннее доброе слово “от сердца к сердцу” (в жизни, в книгах – везде) вызывали во мне необыкновенный, прямо-таки экстатический прилив радости и умиления.

Восторгами дело не ограничилось. Появилась решимость реализовать это в своей жизни, в своих проявлениях. Появилась потребность быть снисходительным, открытым, доброжелательным. Появилось острое чувство сострадания и желания делать добро. Позволяю себе эти воспоминания, потому что считаю происшедшее со мной общим и необходимым явлением, потому что до сих пор не могу представить себе человека, обратившегося к Богу холодным, ничего не открывшим в себе и вокруг себя.

Впрочем, вполне допускаю, что, излишне доверившись своему опыту, я что-то преувеличил и даже исказил. Однако то, к чему я перехожу теперь, представляется мне уже гораздо более объективным и, можно сказать, непреложным. Это – личный религиозный опыт, ежедневный и постоянный. Иначе говоря – молитва и молитвенность. В чем разница между ними? Молитва – непосредственное обращение к Богу, молитвенность – постоянная готовность к этому. Вы верите, что есть правда Божия и сверяете с ней свои мысли, чувства и поступки. Через эту память о Боге вы находитесь в незримой связи с Ним, и это – молитвенность. “Ходить перед Богом”, – так великолепно выразили этот жизненный настрой ветхозаветные праведники (“Без Бога ни до порога” -отечественный вариант – мне тоже очень нравится). При всяком затруднении, в опасности и в радости, утром и вечером, своими словами и словами известных вам церковных молитв вы обращаетесь к Богу с благодарностью и с покаянием, с мольбой о помощи или о вразумлении, и это – молитва. Ее не заменить никаким чтением и размышлением. Через нее человек убеждается, что Бог отвечает ему, хотя проявляется это в непостижимо разнообразных формах. В ней суть религии, ибо религия -это и есть связь с Богом.

Какие возражения приходится слышать против церковности? – “Некогда ходить в церковь”, – возражение самое частое и самое, я бы сказал, примитивное. Ответ на него предоставляю совести каждого, так сказавшего. Пусть припомнит, сколько времени он отдает телевизору и газетам, застольям и пустым разговорам, и осознает, что даже и части этого времени было бы достаточно для исполнения некоего минимума церковности (очень, впрочем, условного). Есть заповедь Божия, разрешающая человеку шесть дней делать свои дела, но один день отдавать Богу. Если у человека нет сил (а точнее – веры!) для выполнения этой необычайно великодушной заповеди, если ему некогда вспомнить о самом важном в жизни – спасении своей собственной души (“Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” – говорит Христос) – то о чем тут и говорить?!

Возражение второе: “Богу можно молиться везде, стало быть, незачем и в церковь ходить!” – Так говорят некоторые “свободомыслящие” верующие, перестают посещать церковь и... почти, как правило, перестают молиться и дома.

Недавно мне сообщили о сомнениях одной девушки. Она почувствовала в себе религиозный порыв, она понимает, что естественнее всего развить этот порыв в церкви, но опасается – не слишком ли много от нее там потребуют? Не свяжут ли по рукам и ногам всякими предписаниями, не потеряет ли она свободу мысли, не попадет ли в некую духовную кабалу? Сначала я изумился (слишком уж не соответствует это нашей практике), но потом припомнил, что в свое время такие сомнения были и у меня. Вместо ответа порекомендую: “А вы придите и попробуйте!” Нехорошо, когда человек еще ничего не сделал, а уже боится. Сохранив же свою “независимость”, девушка эта рискует уподобиться жене Лота (великолепный символ Священного Писания!), которая вместо того, чтобы идти вперед, оглянулась назад и превратилась в соляной столп, который уже никуда не мог идти.

Гораздо больше, чем столь возросшее сейчас количество крещений, меня радует, в подавляющем большинстве случаев, качество поведения людей во время совершения этого Таинства. Серьезные лица, усердное, а иногда и истовое выполнение указаний священника, внимание к разъяснениям. Некоторые из этих людей уже имеют религиозный, молитвенный опыт, я в этом убеждался не раз. А те, кто не имеет, получают о нем представление во время самого крещения и делают это, по моим наблюдениям, заинтересованно. Но вот уверенности, что многие из них вскоре опять придут в храм, у меня нет. Поэтому, прощаясь с ними, после красивого церковного символа Воцерковления – торжественного шествия новых христиан, новых членов Церкви Христовой к самым святым и закрытым для непосвященных местам христианского храма (“Теперь вы здесь свои, это – для вас”), я не упускаю случая сказать: “В Таинстве Крещения вы получили большие и благодатные силы для жизни НОВОЙ, жизни христианской. Перед вами открылась дверь, за которой светлый и бесконечный, устремленный в Вечность путь, на котором вас ждут удивительные открытия и глубокие переживания. От вас зависит -насколько далеко вы по этому пути пройдете...

Протоиерей ВАСИЛИЙ Павлов

(г.Вологда)

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera