ИСТОРИЯ ПИСЬМО ПАТРИАРХУ 25 ноября в Сыктывкаре на заседании генеалогического общества участникам встречи был представлен первый том книги-мартиролога "Покаяние", в который вошли главы о репрессиях духовенства в Коми крае и списки репрессированных священнослужителей. Выход этой книги совпал с 80-й годовщиной первых жертв политических репрессий в Коми крае, когда 24 сентября 1918 года были расстреляны под Котласом восемь Усть-Сысольских граждан: Николай Митюшов, Александр Веллинг, Леонид Ленин, Степан Клочков, Андрей Харьюзов, Василий Городецкий, Иван Петроканский, Василий Сидоров. В этом списке обращает внимание имя Леонид Ленин, слишком уж известное. Действительно вождь мирового пролетариата В.И.Ульянов присвоил себе псевдоним Ленин, ставший всемирно известным, у старинного рода Лениных, к коему принадлежал и Усть-Сысольский Леонид Ленин. Из недавно вышедшей книги Петербургского исследователя М. Г. Штейна "Ульяновы и Ленины. Тайна родословной и псевдонима" это хорошо видно. В этой же книге отведена целая глава Усть-Сысольской ветви (Лениных), в которой даны ссылки на исследования журналиста А.Сивковой. В ней, в частности, говорится, что с 1916 года Леонид Ленин являлся председателем съезда мировых судей Усть-Сысольского уезда. Однако, как пишет Штейн, не только действия съезда мировых судей вызвали неприязнь местных властей к Л.А.Ленину как председателю съезда. В деле Ленина имеется составленное при его активном участии обращение членов Усть-Сысольской судебной организации к Патриарху Тихону, содержащее самые резкие выпады в адрес новой власти. Вот несколько фрагментов из этого обращения: "Правление большевиков", захвативших власть в России в свои руки, непоправимо сгубило наше дорогое Отечество, и это надо признать за совершившийся факт. Их всеуничтожающие и разрушительные декреты внесли полную путаницу в жизнь народа, разделив его на два лагеря, и породили классовую вражду: крестьяне явно призываются к уничтожению интеллигенции. Мало того, теми же декретами возбуждается открытое гонение на Церковь Христову, Его учение: оно считается ненужным. Это ли не гибель Родины! Всем известно, что гибель эта нужна стоящим у власти евреям, именующихся советами солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. Как в соседних уездах, так и у нас, в Усть-Сысольске, образовался подобный cовет. Образовался он из подонков общества, и в состав его вошли лица даже с порочным и уголовным прошлым. Эта власть неуклонно исполняет все декреты большевиков: она с усердием занялась, как более доступной для нее, сокрушительной работой - полным непризнанием окружного суда, уничтожением всех должностей судебных и административных установлений, мировых судей, мирового съезда, уездного земства и вообще всего, что давно всеми признано полезным, нужным и необходимым в общественной жизни народа... Главным инициатором создания у нас такого совета, давшим ему мысль присвоить себе власть верховную законодательную, явился священник Дмитрий Попов, заявивший, что ныне "все законы опрокинуты", что все учреждения утратили авторитет власти и что поэтому совет должен вырабатывать новые законы..." И в заключение письма авторы просят Его Святейшество "отозвать этого священника как противника Христова учения". Однако недолго Ленину пришлось бороться за правовые основы жизни в Усть-Сысольске. Провокация, устроенная в нескольких километрах от города, в местечке Човью, дала местной власти возможность начать репрессии против дворянства и других "классово чуждых элементов". Среди тех, кого они коснулись, был и Л.Ленин. Группу арестованных на глазах жен и детей посадили на пароход "Сысольск" и доставили на заливной остров между Сольвычегодском и Коряжмой. Здесь неправый приговор был приведен в исполнение... Пройдет много лет, и к Наталье Лениной явится человек по фамилии Фролов, один из конвоиров в расстрельной команде. Что толкнуло его на этот шаг, сказать трудно. Он поведает младшей дочери Л.Ленина, Наталье, о последних минутах жизни отца. Та же впоследствии передаст этот рассказ журналистке А.Сивковой: "Отец свою смерть встретил достойно: молитву читал. Добивать, говорит Фролов, его не пришлось, пуля попала в голову". Сейчас в г.Сыктывкаре проживают потомки Леонида Ленина: внучка Ольга и правнучка Елена, правнук Вадим. Потомки Ивана Петроканского проживают в Петербурге. Потомки Василия Никоноровича Городецкого оборвались на его внуке Всеволоде Городецком 1909 г.р. Будучи студентом Московского института, в 1933 году он был арестован по ст.58 и отправлен в лагерь в Воркуту. Отсидев 14 лет, умер в 1947 году. Степан Клочков, сын священника, православный миссионер, перед расстрелом прикладывался к иконе, которая была у него на груди, и говорил: "Пресвятая Богородица, спаси нас!" Первый том книги "Покаяние" - это начало и нашего покаяния перед погибшим... Анна Малыхина г.Сыктывкар 1998 г., газета «Вера»-«Эском», № 324
|