ИСТОРИЯ


У СВЯТЫХ КЛЮЧЕЙ

Число церквей было в СССР строго ограничено и даже сокращалось. Но православие родилось вовсе не имея храмов и какое-то время обходилось без них. К этому мы придем, согласно преданию, и в последние времена, при антихристе.

Тем важнее для нас тот опыт, который был накоплен в годы советской власти, когда миряне и тайные священники повсеместно создавали "незаконные" общины. Историю этого мощного и славного движения нельзя отделять от жизни Церкви.

Составляли православное подполье часто люди необразованные, неизбежны были какие-то отклонения от канонов. И потому иной наш законник сегодня случается фыркнет и вынесет свой приговор тем, кто не щадя живота своего стоял в годы гонений за православную веру. Бог ему судья.

Пыстин и Щетинина

Справка, составленная уполномоченным Совета по делам религии по Коми АССР. Для служебного пользования:

"Паломничество верующих к "святым" местам:

м.(местечко. - Г.Д.) Покойники - бывший староверческий скит (староверы)...

п.Кебанъёль - родник (православные)...

д.Кривонаволоцк - речка Керью (пр...)

Латьюга - бывшая староверческая келия (стар...)

с.Усть-Цильма - могила "первого" святого Ивана (стар...)

д.Вадыб - 6 родников (пр...)

м.Межадор - крест на кладбище (пр...)

с.Чухлом - "Ключ-шор" (пр...)

...М. Пунегов"

*   *   *

"Совету Министров Коми АССР. Справка...

Сигналы о религиозной деятельности не зарегистрированной... группы верующих (православного вероисповедания) в селе Вотча... полностью подтверждаются. Выездом на место установлено, что организаторами... являются Щетинина Анна Николаевна (дочь бывшего дьякона) и пенсионер (по возрасту) Пыстин Василий Васильевич.

В дни религиозных праздников указанные выше лица организуют исполнение религиозных обрядов под открытым небом, у дома пенсионера Чуманова Григория Васильевича, производят сбор денег в виде свечных сборов и по совету гр-на Чуманова Г.В. эти деньги сдают на сбережение в сберкассу для ремонта церкви. Как призналась сама Щетинина, ими уже собрано около 200 рублей (в новых масштабах цен). По сообщению же председателя исполкома Вотчинского сельсовета тов.Филатова, на сберкнижке Щетининой А.Н. имеются 294 рубля.

Кроме исполнения... обрядов под открытым небом, Пыстин и Щетинина по просьбе верующих ходили по домам для отпевания усопших и отправления других треб.

Такая религиозная деятельность Пыстина, Щетининой и других активных церковников способствовала к возрождению старых религиозных традиций. На... обряды в деревню Ег-выл (село Вотча), где в прошлом стояли часовня и большой крест, стали собираться верующие из сел Межадор, Чухлом, Куниб, Пыелдино и др.

Таким же образом возрождалось паломничество к "святым" источникам в деревне Вадыб. В настоящее время широко распространено верование "лечебным" свойствам Вадыбских ключей, куда ходят... верующие... даже из г.Сыктывкара... пьют ключевую воду, моются, а то и обливаются из всех ключей, понемногу берут воду в бидоны, чтобы дома продолжить "лечение". Причем после пользования "святой" водицей верующие в каждый ключ бросают (жертвуют) конфеты, печенья, а то и деньги, и кончают пением молитв. Число паломников, как рассказывают жители Вотчи и Вадыба, достигает ста и более человек...

...Гр-не Пыстин и Щетинина исполкомом Вотчинского сельсовета были предупреждены, после чего они якобы организационной деятельностью не занимались. Тем не менее, 15 июля 1962 года религиозный обряд у дома гр-на Чуманова в так называемый родительский день состоялся, где присутствовало около ста верующих... Большинство верующих было из села Межадор, которые шли в Вотчу с большой иконой, превратив этот поход в религиозное шествие...

Учитывая изложенное, гр-нам Пыстину и Щетининой нами были даны разъяснения, что они грубо попирают советские законы, а тем самым и установления Библии... Кроме того, гр-ке Щетининой, незаконно собиравшей деньги у верующих, нами рекомендовано эти деньги перечислить в Фонд мира, что вполне отвечает стремлениям всех верующих Русской Православной Церкви...

Причиной организации денежных сборов... послужило... бесхозное отношение к зданию церкви.

Вотчинская каменная церковь является двухэтажным зданием... крыша, где она еще сохранилась, вся прогнила. Нижний этаж является местом ночлега овец и коз. Церковь по середине имеет большую трещину... тов.Филатов утверждает, что еще в 1960 году было распоряжение Министерства культуры о реставрации вотчинской церкви... как памятника архитектуры. Однако ничего практически не делается... Пока исполком ждет дальнейших указаний, граждане села самочинно вынимают из стен церкви кирпичи для ремонта печей..."

...Деньги у общины в конце концов отобрали. Все 294 рубля поступили в Фонд мира. Вотчинский храм ныне покрыт многочисленными трещинами и восстановлению практически не подлежит, рядом построен новый, деревянный.

"Истинно-православные"

В первую половину 60-х годов в республике действовали 6 групп истинно-православных христиан, то есть общин, которые не приняли декларацию митрополита Сергия о лояльности безбожным властям. В конце 20-х годов встал вопрос - быть ли Церкви свободной, но в катакомбах, или сохранить легальное священство ценой страшных для совести христианина уступок.

И Патриархии, и катакомбникам пришлось заплатить страшную цену за раскол.

Чего достиг своей декларацией митрополит Сергий? Легального священства перед войной почти не осталось. У катакомбников положение сложилось не менее тяжелое. В их среде оказалось слишком много радикалов, которые часто превращали общины в секты.

После смерти Патриарха Сергия, множество катакомбников, в том числе почти все их архиереи, вернулись в лоно Московской Патриархии. Часть епископов осталась со своей паствой, но перестала рукополагать новых священников во имя преодоления раскола.

Есть надежда, что в ближайшие годы мы станем свидетелями полного исцеления этого разделения. В Русской Церкви готовятся сейчас канонизации вождей катакомбников - митрополита Кирилла, епископа Виктора Островидова и т.д.

*   *   *

Из донесения уполномоченного:

"В 1960 году была вскрыта подпольная домашняя церковь ИПХ в деревне Чит у местного жителя Сидорова, о которой было специальное выступление с фотоснимками в газете "Югыд туй". Сидоров и другие активные сектанты вызывались в горисполком, строго были предупреждены. Вскоре после этого Сидоров, его сестра и одна из молодых сектанток исчезли из города, и домашняя церковь прекратила работу.

Летом 1963 года стало известно, что в доме Сидорова снова начали проводить тайные молитвенные собрания, а сам Сидоров скрывается дома. При проверке установлено, что Сидоров и его сестра в течение двух с лишним лет скрывались в приспособленных бункерах в подполье дома, никуда не выезжали, жили на приношения верующих и родных, возглавляли работу домашней церкви..."

Вслед за этим власти предъявили Сидорову с сестрой в 10-ти дневный срок устроиться на работу. Сестра устроилась, а сам Сидоров скрылся и был объявлен в розыск за тунеядство. Возможно, опять ушел в подпол, в катакомбы. Он жив и по сей день - православный священник, исповедник - отец Иоанн Сидоров. Беседовали мы с ним недолго, слишком немощен стал отец Иоанн. Продолжает существовать и его община. Говорить со мной старушки не стали - я для них "сергианец".

*   *   *

Из донесения уполномоченного:

"...В селе Керчемье действует группа ИПХ-цев, возглавляемая Гичевым. Имеют факты отказа сектантов от участия в выборах, выхода из колхоза и попыток запретить своим детям ходить в школу. Характерным в деятельности Гичева является бродяжнический способ распространения своих религиозных убеждений среди других вероучений. Занимается переводом Библии на коми язык..."

В докладе работника общества "Знание" Гагарина говорится, что В.И.Гичев ранее был инспектором Министерства финансов Коми АССР. По словам Гагарина, Гичева толкнуло в православие пьянство. Странный повод, странные последствия. Врать наши атеисты так и не научились, остались в этом деле школярами.

*   *   *

Самый активный центр ИПХ, по словам уполномоченного, возник в Троицко-Печорском районе, в одном из самых глухих углов республики, вокруг деревни Скаляп. Здесь Пунегов ошибся. Катакомбников в Скаляпе и его окрестностях отродясь не было. Там жили старообрядцы. Недоразумение вышло из-за того, что староверы тоже называли себя истинно-православными.

По подсчетам властей, местная община истинно-православных состояла из 27 членов и около 100 активных кандидатов. Руководил движением П.И. Мезенцев. Как писал уполномоченный, "Мезенцев и другие активные сектанты длительное время скрывались в лесной избушке на реке Кадач, где организовывали молитвенные собрания и знахарские способы лечения больных".

В марте 63-го Мезенцева вместо того, чтобы проводить с ним "воспитательную работу", арестовали, к большому недовольству Пунегова:

"Мезенцев (ему более 80 лет) был арестован... Как и надо было думать... вскоре из-под стражи освобожден и вернулся в д.Скаляп в ореоле мученика за веру..."

Но и помимо Мезенцева жили здесь подвижники:

"...Кандидат в ИПХ села Скаляп Шахтарова К.И. предоставила свой дом пяти старым женщинам ИПХ-овцам, отказавшимся от всего земного, своих семей и живущих одними приношениями, и ухаживают за ними, превратив свой дом, по существу, в келью мумий...

М.Пунегов".

Хорошие певцы

Справка за 1962 год:

"...В селе Мыелдино... коми национальные сектанты "хорошие певцы" на дому верующих и под открытым небом отправляют религиозные обряды... пение религиозных псалмов. В дни религиозных праздников их собирается до 350 человек..."

Упоминания "хороших певцов" мелькали в докладных уполномоченных довольно часто. В то, что речь идет о секте, я не верил с самого начала. Нужно вовсе не знать коми народа, чтобы поверить в массовое национальное движение на неправославной почве. И действительно, секта существовала лишь в воображении властей:

"Докладная записка о деятельности религиозных общин и духовенства на территории Коми АССР...

...При тщательном изучении деятельности коми национальной секты "хороших певцов" установлено, что основная их масса сейчас слилась с Русской Православной Церковью, а многие бывшие "хорошие певцы" (Паршуковы) состоят в активе кочпонской церкви. Однако эта секта еще действует в селах Мыелдино (до 20 человек), Помоздино (до 40 человек), Усть-Нем... в поселках Усть-Нембаза... Тимшере...

Характерной особенностью у "хороших певцов" является фанатизм в вере в бога, угощать на дому верующих с пением религиозных псалмов и песен на родном коми языке, широкое распространение рукописной религиозной литературы. До недавнего прошлого ими совершались обряды "умирания". После "воскрешения" "умиравшие" рассказывали о своих встречах и беседах с богом, святыми, ангелами и родственниками...

М.Пунегов".

Здесь характерно упоминание о вере в святых и о том, что даже такое отклонение, как "умирание" и "воскрешение", со временем исчезло. Известна любовь коми народа к пению, после закрытия почти всех храмов сотни участников православных хоров оказались лишены одной из главных радостей в своей жизни. Они действительно были хорошими певцами, без кавычек. Вот и появилась "секта".

Характерно, что после "тщательного изучения" Пунегов больше не выделяет "хороших певцов" из православной среды:

"...В поселках Смоленка и Усть-Нембаза православные совершают молитвенные собрания под открытым небом на кладбищах, где ими сооружен большой крест, а рядом длинный стол и скамейки для сидения. В Смоленке, например, на могилах бывают до 150 верующих. Аналогично богослужения проводятся в с.Усть-Нем и Лебяжск..."

Усть-Нем, Усть-Нембаза были, как упоминалось в отчетах, центрами "хороших певцов". И не случайно, что именно здесь стал возможен такой размах православной жизни, такое яркое проявление старого патриархального быта. Одна за другой проходили над Коми бури, сминали верхушки, а народ продолжал петь хвалу Богу, поминать родителей, креститься на порушенные храмы. Не удалось оторвать его от святых истоков. С тем и войдем мы в третье тысячелетие от Рождества Христова.

Владимир ГРИГОРЯН

На этом мы заканчиваем серию публикаций о православной жизни Республики Коми в 50-60-е годы, подготовленных на основе материалов Отдела по делам религии. Автор благодарит за помощь оказанную в работе сотрудников Архивного управления РК.

1999 г., газета «Вера»-«Эском», № 329


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга