КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА КУСОЧЕК РИЗЫ ГОСПОДНЕЙ В Болдинскую осень Пушкин хранил на груди чудотворную святыню Вот уже меньше двух месяцев осталось до торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. И сейчас много пишут о нем, часто подчеркивая "народность" поэта. Отмечают, что Пушкин не только внес стихию народного языка в нашу литературу - вложил в нее русскую душу, но и сам стал частью русской души, не случайно ведь в деревнях его стихи перекладывали в песни. Все это так. Но только ли в сочном родниковом языке заключена "народность" великого поэта? Православный народ мог принять "за своего" только православного же человека. И Пушкин таковым был. Причем не только по образу мысли (свою веру он, например, отстаивал в полемике с Чаадаевым), но и в быту, в благоговейном отношении к православным святыням. Примечательно, что одну из великих святынь Церкви Пушкин носил на своей груди - это следует из открытия, сделанного в Петербурге Е.Н.Монаховой. С ее слов наш корреспондент и составил эту статью. Находка "В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей Ризы Господней. Она - обязательное достояние старшего сына. Ему вменяется в обязанность 10 июля в день праздника Положения Ризы Господней служить перед этой святыней молебен. А когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета... А. С. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое". (Из воспоминаний Александры Петровны Араповой - старшей дочери Натальи Николаевны Пушкиной от ее второго брака с генералом Ланским). Эта запись была найдена несколько лет назад среди рукописей, воспоминаний и писем членов семьи Пушкиных. Обнаружила ее Елена Николаевна Монахова - член Санкт-Петербургского центра православной культуры. Удивлению и радости такому открытию, конечно, не было предела. И вот тот день стал отправной точкой для кропотливой научной работы - Елена Николаевна решила выяснить историю ладанки семьи Пушкиных. Как это было Собственно, история эта берет начало с того самого момента, как Риза Господня оказалась в руках христиан. Довольно подробно о ней свидетельствует иудейский первосвященник в Грузии Авиафар, живший в IV веке по Рождеству Христову: "Первосвященство досталось мне по жребию, когда святая и блаженная Нина пришла во Мцхет. Я начал расспрашивать Нину о Христе: "Кто он был и для чего Сын Божий приходил на землю?" Тогда святая Нина отверзла уста свои, и по нашим книгам она рассказала мне все от начала творения мира. Она пробуждала меня от неведения, вразумляла меня, неразумного, отвращала меня от ложных преданий и обычаев наших отцов и убеждала меня оставить веру иудейскую. Я уверовал в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, страдавшего, умершего, воскресшего, Который снова придет со славой на землю. Я видел собственными моими глазами много знамений и чудес, совершенных в мои дни во Мцхете святой Ниной. ...Расскажу вам то, что узнал я от родителей моих, а те, в свою очередь, слышали от родителей и дедов своих, и о чем я знаю также из писем, присланных из Иерусалима. Прадед мой Элиоз получил от иерусалимского первосвященника Анны письмо следующего содержания: "Тот, для которого персидские цари пришли с дарами, вырос, достиг в меру совершенного возраста и именует Себя Сыном Божиим. Поэтому приходите теперь видеть смерть Его, которую Он заслужил по закону Моисееву". Мать прадеда моего, которая происходила из рода первосвященника Илии, была еще жива. Когда Элиоз собрался ехать, она сказала ему: "Иди, чадо мое. Для исполнения законного порядка. Но только, умоляю тебя, не присоединяйся к замыслу врагов Того, Которого вознамерились убить, ибо Он есть Исполнение пророчеств". Получив такое наставление, Элиоз отправился в Иерусалим. По прибытии в Иерусалим он присутствовал при распятии Господа. В то самое время, когда исполнитель казни ударами железного молота прибивал Господа гвоздями ко Кресту, мать Элиоза, оставшаяся во Мцхете, вдруг услышала удар этого молотка. Содрогнувшись от страха, она закричала громким голосом: "Прощай, царство Израилево, ибо предали смерти Спасителя и Избавителя людей твоих. Отныне народ твой будет повинен в Крови Создателя и Господа своего". Сказав это, она тотчас же скончалась. Хитон же Господень, о котором распинавшие метнули жребий, достался мцхетским евреям, и мой прадед привез его с собой во Мцхет. "Отец мой говорил, что Хитон хранится под кедром, где народ воссылал хвалы Господу. Место то - воистину подножие виденной Иаковом лестницы, достигающей до небес". Святая Нина нашла место, где был скрыт Хитон Господень. Было решено построить на месте том храм. "Кедр был срублен. Из шести огромных боковых ветвей его, окружающих главный ствол, сделано было 6 столпов. А из главного ствола - седьмой столп был назначен на середину для поддерживания купола храма. Когда приступили к установке 7-го ствола, оказалось, что никакая сила человеческая не могла сдвинуть его с места. Святая Нина все время стояла на молитве. Тут предстал ей отрок, облеченный лучезарным светом. Святая Нина пала на землю и поклонилась отроку. Он же приблизился к столу и, обняв его руками, поднял на значительную высоту. Столп в огненном виде опустился вниз, приблизился к своему прежнему основанию и стал над ним на высоте двенадцати локтей. Потом он то немного поднимался, то опускался к своему основанию, из которого стало истекать благоуханное миро". Истечение мира из живоносного столпа прекратилось, лишь когда по воле Божией Хитон был извлечен из земли. Случилось это около 1228 года, когда Мцхетский храм был разрушен монголо-татарами. Незадолго до этого один благочестивый человек, предвидя поругание святыни, помолившись Богу, извлек Хитон Господень из земли. С тех пор он сохранялся в храмах Грузии. После завоевания в 1613 г. Иверии персидским шахом Аббасом I (1586 - 1628 гг.) он послал Царю Михаилу Феодоровичу - первому из рода Романовых - своего посла Урусамбека (родом грузина). Посол прибыл в Москву 25 февраля 1625 г. и предстал перед Царем 11 марта. "Государь мой Аббас шах, - сказал он, - прислал тебе, Великому Государю, золотой ковчег, а в нем Великого и Славного Христа срачица". При осмотре в ковчеге оказалась "часть некая полотняна. Кабы красноватая, походила на меди, или, будет, от давних лет лице изменила, а ткана во льну". Были опрошены случившиеся в ту пору в Москве греческие старцы, они поведали, что "много чудес творилось сею Ризою Христовою". После строгого поста и молитвы, отслужив всенощное бдение в неделю Крестопоклонную, Святейший Патриарх Филарет повелел Ризу Христа Спасителя возлагать на недужных. И много было чудес при этом, и все удостоверились в истинности Ризы Господней, ибо от нее получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась". Далее летописец пишет: "И благоверный Царь, и Святейший Патриарх преисполнились великой радости о такой благодати, потом приказали устроить в великой соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, на западной стороне, в правом углу, почетное и особо украшенное место, где было изображение живоносного Гроба Господня". Положение Ризы Господней было торжественно совершено 27 марта (9 апреля - по новому стилю). В этот же день было учреждено и празднование. Позже по неудобству празднования этого события в Великий пост было положено совершать его 10 июля - накануне дня коронования Царя Михаила Феодоровича. В 1681 году соборным постановлением Риза Господня была переложена в другой ковчег вместе с частью Животворящего Древа Креста Господня. Позднее две части Ризы находились в Петербурге: в Придворном и Петропавловском соборах. По благочестивому обычаю, маленькая частица Ризы Господней отделялась для ношения на груди каждому новорожденному члену Дома Романовых. В укрепление Царской Семьи - Этому много свидетельств. Например, в 1837 году, когда наследник Александр Николаевич вместе с духовным писателем Муравьевым путешествовали по России, они посетили Кремлевские соборы, - рассказывает Елена Николаевна Монахова. - Там им была показана в ковчеге Риза Господня, и Наследник при этом объяснил, что каждому императорскому младенцу из рода Романовых при рождении полагалась в ладанку маленькая частица Ризы Господней. Об этом говорят и другие источники. Таким образом, царская династия Романовых была укреплена этой святыней. Когда в подвалах Ипатьевского дома совершилось убийство Царской Семьи, стреляли не только в Романовых - стреляли в Ризу Господню. После революции 1917 года следы Ризы Господней теряются. Известно лишь, что какое-то время она пребывала в храме Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке. После закрытия и разрушения этого храма следы ее также затерялись. Лишь недавно стало известно об обнаружении одного из ковчега (пустого) в фондах музеев Московского Кремля. Но вернемся к истории ладанки... Как же великая христианская святыня оказалась в роду Пушкиных? - У нас нет оснований не доверять словам Александры Петровны Араповой, - утверждает Елена Николаевна. - Другое дело исследовать, строить предположения, как она попала в семью Пушкиных. Дело в том, что дары с частицей Ризы Господней вручались не только царственным младенцам, но и особо достойным людям России. И тут могут быть самые разные предположения. "Бояр старинных я потомок" - Как известно, род Пушкиных древний. В 14-м колене рода Пушкиных мы находим Григория Гавриловича Пушкина. Григорий Гаврилович (по прозвищу Косой) в 1625 году значился стольником Патриарха Филарета - отца первого царя из рода Романовых. В 1643 году он был назначен к работам по возобновлению фресок московского Успенского собора, затем был послом в Швеции и Польше. За удачную посольскую службу Григорий Косой получил чин окольничего и был пожалован в бояре. Григорий Гаврилович заведовал оружейным и ствольным приказами, управлял золотой и серебряной палатами. Он не имел потомства и передал свои вотчины брату Степану и его сыновьям. Он и его отец - Гавриил Владимирович Пушкин (московский дворянин и патриарший стольник) - обязательно должны быть нами учтены как наиболее вероятные обладатели ладанки с частицей Ризы Господней. В трагедии "Борис Годунов" Гаврила Пушкин выведен Александром Сергеевичем как реальный персонаж. В трагедии он призывает народ принять на царствие лже-Дмитрия. Позднее же, во время начавшейся смуты и Польско-Шведского нашествия, Гаврила Пушкин осознает свою ошибку и стремится помочь России. В предисловии к "Борису Годунову" Александр Сергеевич Пушкин пишет: "Я снова нашел его в Москве в числе военачальников, защищавших ее в 1612 году. Потом среди заседающих в Думе, рядом с Козьмой Мининым, потом с воеводою в Нижнем, потом среди выборных людей, венчавших на царство Романовых, потом послом при Романовых". Этот предок Александра Сергеевича был жалован вотчинами, пред смертью в 1638 году он принял схиму под именем Герасима. - В фондах музея Московского Кремля, - продолжает свой рассказ Елена Николаевна, - есть такая икона: "Положение Ризы Господней в Успенском соборе". Написана она в 1628 году. В центре иконы стоит Патриарх Филарет, напротив его сын - Государь Михаил Феодорович. Патриарх собственноручно полагает Ризу в драгоценный ковчег. Патриарх и Государь окружены духовными и светскими лицами. На иконе их около полсотни, и все они написаны портретно. Я пытаюсь сейчас отыскать среди них предков Пушкина. Сейчас у меня не вызывает сомнения факт, что род Романовых и род Пушкиных были освящены величайшей святыней христианского мира - Ризой Господней. Еще один вопрос: от кого непосредственно получил Александр Сергеевич семейную ладанку. Вот что пока известно. В 1830 году умирает дядя поэта, старший брат его отца - Василий Львович Пушкин. Он был известен в обществе как веселый легкомысленный человек, светский поэт. Однако в его переписке мы находим мысли, характеризующие его глубоко верующим человеком. Надпись на его надгробии в Донском монастыре гласит: "Душе его теперь покойно и радостно, Ибо, получив отпущение вины своей, Она освобождена от наказания И владычества греха". Есть предположение, что автором этой надписи был Александр Сергеевич, хоронивший Василия Львовича, у которого не было законных наследников. На смертном одре дядя передал своему племяннику Гербовую родовую печать. В это же время он мог передать и другую родовую святыню - ладанку с частицей Ризы Господней. Сразу после похорон дяди Пушкин уезжает в свое Нижегородское имение, а оттуда - в Болдино. - Если это было так, - делится своим открытием исследовательница, - то теперь можно объяснить причину небывалого творческого вдохновения, охвативший поэта в удивительную Болдинскую осень. У меня просто дух захватывает при мысли, что такие произведения, как "Пророк", "Брожу ли я вдоль улиц шумных", "Памятник", "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Маленькие трагедии", "Медный всадник", "Капитанская дочка" и другие непревзойденные шедевры мировой литературы, были созданы поэтом, которому Благое Провидение предназначило хранить частицу Ризы Господней, молиться перед нею и передать ее своим потомкам. Судьба ладанки в наши дни Куда же могла исчезнуть семейная святыня Пушкиных? Елена Николаевна Монахова считает, что, выполняя волю своего умирающего супруга, Наталья Николаевна Пушкина передала ладанку старшему сыну. Александр Александрович дослужился до генеральского чина. Он воевал за свободу Болгарии от Турецкого ига. И сейчас его имя почитается в этой стране. Умер он в день объявления I Мировой войны в 1914 году. Из его многочисленного потомства в это время возле него находилась только младшая дочь, Елена Александровна Пушкина. Скоро она выйдет замуж и уедет вместе со всей русской эмиграцией из России. Сначала в Константинополь, а потом в Париж. Елена Александровна Розенмаер (так она звалась в то время) в Париже предложит знаменитому собирателю Пушкинских реликвий Отто некоторые бесценные вещи, которые она увезла из России. Это были и рукописи, и фамильная Гербовая печать Пушкиных. Понудило ее к этому тяжелое материальное положение, в котором она оказалась. Недавно Гербовая печать вернулась в Россию из Франции и сейчас находится в Пушкинском доме. Что же касается ладанки, то Елена Александровна как верующий человек не могла ее ни отдать, ни продать в чужие руки. Она свои дни окончила в Ницце. Перед смертью ее хорошо знала семья Ивана Алексеевича Бунина. Похоронена она на Русском православном эмигрантском кладбище. Может быть, похоронена вместе с нею и ладанка. Это все, что мы знаем на сегодняшний день о реликвии рода Пушкиных. Кто знает, может быть, даст Бог, когда-нибудь эта святыня из рода Пушкиных объявит себя миру. И. ВЯЗОВСКИЙ г.Санкт-Петербург 1999 г., газета «Вера»-«Эском», № 333
|