КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА Я ВИДЕЛ, КАК ПРИХОДИЛИ К БОГУ... Ровно год назад на страницах "Веры" вы встречались с автором известной книги "Люди и демоны", священником Алексием Морозом (NN 292-293, "Икона жизни"). Прошел год - и снова в гостях у нас полюбившийся православный писатель. О священнической судьбе, о планах на будущее беседует с ним наш соб. корр. в С.-Петербурге Игорь ВЯЗОВСКИЙ. Ниже публикуем рассказы, переданные отцом Алексием в редакцию "Веры". - Что в начале было: желание стать священником или писателем? - Ну, конечно, первым было желание стать священником. Когда я уже лет пять прослужил священником на приходе, тогда и появилось желание поделиться тем духовным опытом, теми наблюдениями, которые я получил в священнической практике. И - самое главное - предупредить людей о тех опасностях, к которым ведут занятия оккультизмом, экстрасенсорикой, астрологией. На моих глазах много людей сошло с ума, много кончило жизнь самоубийством, стали просто одержимыми. Вот это - опасность, это страшно. И это желание вылилось в то, что я стал писать статьи. Потом эти статьи собрались в брошюры, потом брошюры - в книжечку "Люди и демоны". А позднее пошли художественные рассказы. - Священник на исповеди впитывает в себя многое. Насколько сложно это переработать и воплотить в книге, в произведении? - Все это само откладывается, копится годами. Что-то большое, внутреннее зреет. У меня этот процесс занял десять лет. Когда был пройден десятилетний рубикон, тогда стало что-то выкристаллизовываться. И только сейчас это стало выливаться на страницы. То есть специально я не пишу. Помочь на пути ко спасению, в борьбе со своими страстями, стяжанию Царства Небесного - вот что побуждает меня писать. - Насколько людям это помогает? Ведь если человек не готов принять духовный план - для него это будет, как белый лист. - Да. Зато слышат те, кто готов слышать. Да и всегда так бывает, что для себя извлекают пользу из книги лишь те, кому действительно и всерьез нужна именно эта книга. И еще я понял простую вещь. Почему книга "Люди и демоны" оказалась столь полезной людям? Потому что в ней о том, что я сам пережил, перечувствовал. Когда читатель как бы соприкасается с душой автора, это оказывает гораздо большее воздействие, чем теоретические выкладки и рассуждения. - Я знаю, что если человек затрагивает темы, направленные против князя мира сего, темные силы начинают ему мстить. У вас было что-то подобное? - Конечно, бесовская месть ощущалась и ощущается. Когда пытаешься сделать что-то доброе, то Господь помогает. Но потом начинаются искушения. У меня их было даже слишком много. Когда я писал книгу "Люди и демоны", то в течение трех месяцев трижды попадал в аварию! Три раза переворачивался на машине! В результате - автомобиль всмятку. И на приходе, где я служил, начались искушения. Сатана восстал. Круг жизни воспламенился! Но Господь дал силы, благодать. Он не попустил испытаний сверх силы. - А нельзя ли это отнести за счет стечения обстоятельств? - Все можно объяснить случайностями. Но вот я езжу на машине 10 лет, и все было нормально. И вдруг почти сразу же три аварии. Не говоря уже о том, что на ходу отваливались колеса и так далее. Это было мое слабое место. Когда я первый раз приезжал к старцу Николаю на остров Залит, то, помню, попросил у него благословения: можно ли завести себе машину, так как мой приход находился крайне далеко от Петербурга. Старец сказал мне: "Ну, конечно же, можно, но прежде всего купи себе гроб". Я тогда в течение года не стал покупать себе ни гроба, ни машины. Но через год, благословившись у духовника, все-таки приобрел "Запорожец". Тут я, конечно, слукавил - не поехал на остров Залит. Времени не было, то одно - то другое... А это благословение нужно было просить все у того же старца. - А та машина "жива" сейчас? - Нет, давно "погибла". Я даже написал об этом. Есть такая глава в моей повести "Верую молитвой". - Художественные рассказы - это как бы новый этап в вашей работе? - Художественной литературой я стал заниматься сравнительно недавно. Больше занимался публицистикой, разоблачением различного рода сект. Не без влияния писателя Николая Коняева занялся написанием рассказов. Он сказал мне: "У вас очень много интересного материала, попробуйте - напишите". И три года назад я попробовал. Кажется, что-то получилось. Когда пишу рассказы, то стараюсь увидеть что-то светлое, чистое. Тогда и самому становится радостнее на душе. Оказывается, многие вещи легче передать художественным языком, чем языком публицистики. Вот, например, такой термин, как "прелесть". Мы знаем, что многие люди, приходя к вере, начинают впадать в прелесть. А что такое прелесть? Это, как говорил Игнатий Брянчанинов, человеческое мудрование, внесенное в Божественное учение. И прелесть у разных людей различна. Некоторые, прочтя большое количество аскетической литературы, начинают воображать себя святыми. А страсти в сердце по-прежнему живы. И люди разрываются, мучаются этими противоречиями. Другие отходят от веры, от Бога, их страсти разогревают гордыню. И таких "боковых" путей у людей довольно много. Но в аскетике это перечислено довольно сухо и кратко. И, возможно, для новоначального не очень понятно. В серии своих новых рассказов "Галерея прелестей" я попытался отразить, как человек впадает в эти пороки, что с ним в дальнейшем происходит, и как складывается его судьба. За 13 лет служения я наблюдал, как некоторые люди приходили к вере, видел их ошибки и последствия этих ошибок, иногда трагические. Через рассказы мне хочется помочь таким людям встать на правильный царский путь, ведущий ко спасению. Сейчас я подготовил новый сборник. В нем есть раздел под названием "На приходе", где освящаются некоторые случаи, в том числе и забавные, происходящие в церкви. Есть и рассказы, посвященные детям. Например, наблюдая за своими детьми, я видел много назидательного. Есть рассказы, которые называются "Человеческие судьбы". Это судьбы людей, которые чем-то задели меня, потрясли. Вообще опыт людей во многом схож. Как приходят к вере? Сначала начинают чувствовать сердцем живого Бога. Есть, конечно, единичные случаи, когда человек думает, размышляет над философскими идеями и в результате этого логического размышления приходит к Богу. Но эта вера, как правило, не действенная, не живая. Человеку без Бога скучно в этом мире, он неудовлетворен происходящим. И он начинает искать. Вспоминаю свой приход к вере. Это произошло довольно поздно. В 25 лет я крестился. А до этого был напряженный поиск. Меня не удовлетворяли ни наука, которой занимался, ни искусство, которым увлекался. Ничто не занимало меня целиком и полностью, не захватывало душу. Оказалось, я искал Бога. Ведь образ Божий заложен в каждом человеке, и каждый человек ищет Бога. Но одни ищут и находят, другие стараются заменить это различными суррогатами. В лучшем случае - искусством, наукой. А в обычном случае - пьянкой, блудом, внешними развлечениями, чисто телесными и страстными. Внутренний голос, призывающий к Богу, такие люди уничтожают и забивают в себе. Но если человек откликается на этот зов, то рано или поздно он начинает познавать, от Кого он исходит. Если он находится в православной среде, то получает правильный ответ. А если попадает в другую среду, допустим, оккультизм, буддизм, и православие ему недоступно, то начинает жить ложной традицией. И в этой лжи человеческая душа как-то забывается и удовлетворяется. И тогда уже трудно обнаружить подмену. Как это происходит - я видел своими глазами. - Что вы думаете о судьбе России, о грехе народа, совершившего революцию, взрастившего не одно поколение атеистов? Что делать тем поколениям, которым атеизм впитался в кровь... - Вернуть человека в Церковь очень тяжело. Вот он с детства видел, что люди блудят, - значит, впечатывается в него: блудить хорошо. Он видел: люди пьют - значит, и пить хорошо. Это пример научения, социализации. И когда человек приходит в церковь, а там говорят: "Не убивай, не воруй, не кради, не блуди..." - он с ужасом уходит из церкви. Как это?! То, к чему он привык, тот стереотип геройской жизни, то, что проповедуется по телевизору, что вошло в самое нутро, что ему нравится, - оказывается ложным?! Значит, предстоит тяжелейший выбор. Сказать, что все, чему тебя учили и учат, ложь... Это тяжелейший выбор. Легче, конечно, спокойно жить, делать то, чему тебя учит телевидение. Вообще я убеждаюсь, что массовый приход к вере, массовое изменение нравственного состояния общества - это большое государственное дело. Нужно использовать СМИ не для разложения души народа и не для калечения детских душ, а для созидания. Пока же мы видим, что телевидение - это враг своего народа. Оно уничтожает и разлагает те остатки доброго, что заложены в душе человека тысячелетием русского православия, и старается насадить западную идеологию агрессии, разврата. Создает некоего "массового человека", живущего "массовой культурой". Все это активно внедряется не только у нас, но и на Западе. Таким "массовым" человеком легко управлять. Он смотрит одни и те же передачи, слышит одни и те же слова, говорит одни и те же речи, думает стереотипно. На том же компьютере легко вычислить поведение такого человека и добиться от него желаемого результата. Когда же человек мыслит по-православному, и когда он по Священному Писанию проверяет все, что ему предлагают, - такого человека нелегко обмануть, заставить делать ложь. В последние годы особенно видно, что духовность православия все жестче вступает во враждебные отношения с современной массовой культурой. Ведь цель этой "культуры" - создание общества потребления, которое, кстати, и должен возглавить антихрист. Люди все больше привыкают к "потребительству", так что и Бог будет им вроде как на потребу. Помните, как евреи приняли Христа? Дай нам то-то и то-то, покажи чудеса... Когда придет антихрист, то ему не представит никакого труда удовлетворить этот "потребительский заказ". И люди прославят антихриста как долгожданного Мессию... Все это предсказано в Библии. И все это мы видим сейчас, своими глазами. Но я верю, что Господь всесилен, и Он никогда не посрамит верующего человека. А когда Бог с нами - то кто против нас?! Как батюшка в конкурсе участвовал Шло совещание приходского совета. Отец настоятель вместе с приходскими активистами решал вопрос: где взять денег на ремонт храма? Доход церкви, как и нищенские пенсии ее богомольцев, был очень маленьким, строительный материал и квалифицированная рабочая сила стоили очень дорого. Администрация Маревского района помочь в ремонте тоже отказалась, мол, сами без зарплаты сидим, а благотворителей, по-нынешнему спонсоров, в селе отродясь не видали. Мысли были невеселые. Выхода из положения видно не было, потому разговор шел довольно вяло. - Ну, как это денег в районе нет, - сказала Мария Димитривна, - вон какую коллективную пьянку всей администрацией закатили, когда на Селигер двумя автобусами справлять день поселка ездили. Сколько тысяч на это вбухали. Два раза можно было бы церковь отремонтировать. - Ты, пьянку не трожь, это "святое", - заметил Петр Яковлевич, бывший староста Успенской церкви, - на ней вся советская власть семьдесят пять лет стояла, да и сейчас стоит. Посмотри на Президента, вона теперь в Кремле только раз в неделю бывает. А почему? Потому как пьянку с этой работой запустить боится. Тожа и везде. - Может, нам тогда спонсора где-нибудь поискать, мы б за него молиться стали, - вступила в разговор Мария Васильевна, член ревизионной комиссии. - Милая, как же ты от жизни отстала, - сказала Клавдия Тимофеевна, председатель рев.комиссии. - Откуда у нас в Марево спонсоры. Те, у кого деньги есть, кто водкой торгует или леса вырубает да заграницу вывозит, тот в церковь не ходит. Ни к чему она им. Даже мешает. Стоит на горе без купола, как укор для совести, старую мать напоминает, мол, для чего живешь? Куда идешь? Нет... В Америку им с православными церквами не въехать, а они же на нее равняются. - Ну, давайте ближе к делу, - сказал батюшка. - Может, у кого какие конкретные предложения есть. - А что, давайте в конкурсе поучаствуем! - предложил Борис, клиросный певец, приехавший на отдых в деревню Гадово Маревского района. - Что же это за конкурс? - почти хором спросили его прихожане. - Так вот, в вашей же местной газете "Сельская новь" и написано. - Борис достал газету и важно зачитал: "Объявляется конкурс на лучший флаг и герб для с.Марево. Победитель конкурса получает премию в размере тысячи рублей". - А чего тут сложного, - сказал батюшка, - сейчас всем миром и составим. Какие требование к гербу? - спросил он у Бориса. - Ну, во-первых, должны быть соблюдены законы геральдики, во-вторых, символика должна выражать местную специфику, - ответил тот. - Специфика-то ясна, - сказал Петр Яковлевич. - Живет поселок лесом, вырубаем да вывозим. - Так вырубили почти уже все, - вмешалась Клавдия Тимофеевна. - Вот и первая символика для герба, - сказал Борис. - На заднем фоне герба изобразим большой еловый пень и загнанный в него под самое основание топор. - Рисуй скорее, - поддержали его прихожане. - А так как с.Марево является зоной экономического благоприятствия, это тоже должно найти свое выражение в гербе, - сказал батюшка. - Так ни фига толку от этого благоприятствия, - заметил Петр Яковлевич, - как были нищие, так и остались. - Тогда в знак этого фигу и нарисуем, - сказал настоятель, - правда дороже всего. Фигу быстро нарисовали. - Да, главой нашей администрации уже седьмой год является Голубев В.А., - вставила Мария Димитривна, - не без его усилий поселок держится на "такой высоте". Это тоже надо отметить в гербовой символике. - Ну, что ж, нарисуем голубя, сидящего верхом на фиге, - это будет очень тонкая символика, - сказал Борис. - Православные, так ведь самое главное упустили, - вмешалась вдруг Мария Васильевна. - Ведь ничего в Марево не делается, если глава новгородской администрации Прусак не благословит. - Батюшка! Нашел! Боря, рисуй скорее таракана, да пожирнее, чтоб настоящий прусак получился. Вона как новгородский Прусак в политике прет, говорят его в Москву скоро заберут, - неожиданно взорвался Петр Яковлевич. - Теперь давайте посмотрим, что получилось, - предложил отец настоятель. Борис торжественно поднял вверх листок с гербом с.Марево. С него на прихожан смотрел огромный коричневый таракан Прусак, внизу, сиротливо усевшись на внушительной фиге, почивал голубок, а на заднем фоне отчетливо виднелся огромный топор, по обух вбитый в растрескавшийся еловый пень. - Впечатляет, - сказала Клавдия Тимофеевна. - А как посадят, - осторожно заметил Петр Яковлевич, - ведь при Сталине за это двадцатку как минимум заработать можно было. Пришьют коллективный заговор против советской власти и тю-тю, поминай, как звали. Уж я-то помню. - Петр Яковлевич, так советской власти уже как семь лет нет. Не бойся, не посадят, - ответила Мария Димитривна. - Нет. На всякий случай от церковного имени посылать не будем. А то, ежели даже примут, то денег все равно не дадут. Скажут у вас и так всего много, - резонно отметила Мария Васильевна. - Ладно, пошлем на конкурс от имени частного лица, - сказал батюшка. - Вот ты, Борис, приезжий. Терять тебе нечего. А если деньги выиграем, то как раз на первую очередь ремонта и хватит. - Правильно, - поддержали прихожане. Так и сделаем. Принесли конверт. Борис вложил в него аккуратно сложенный лист с гербом села Марево. - А какой обратный адрес писать? - спросил он. - Ну, где временно сейчас проживаешь, тот и пиши. Борис взял ручку и написал обратный адрес: Новгородская обл., Маревский р-н, д.Гадово. Ульянову. ( Такая у него фамилия). Говорят, что в администрации, получив это письмо, очень засуетились. Даже в Новгород зачем-то звонили, может, насчет сохранности мумии Ленина узнавали. Не знаю. Но премии за герб для Марева Борису Ульянову из Гадова не дали. Так и стоит поныне село Марево без правильного геральдического герба. Да и какой тут может быть герб, когда до сих пор без купола единственный в районе старинный русский храм Успения Пресвятой Богородицы, куда ходили молиться маревские деды и прадеды, и до которого их молодой поросли нет дела. А ремонт в церкви все же сделали. Собрали старушки гроши со своих жалких пенсий и принесли в храм. Купили на них необходимые строительные материалы, и сами прихожане, из тех, кто помоложе, вечерами после тяжелой дневной работы ремонтировали свою родную церковь. И ведь с Божией помощью очень хорошо получилось. Не верите? Приезжайте к нам в Марево, сами увидите. Кочан капусты Рассказывали мне один забавный случай про молодого батюшку из Тверской епархии. Звали его отец Андрей. Духовного образования у него не было, чтецом и диаконом побыть также не довелось. Рукоположили его и сразу отправили служить в глухую деревню. В надежде, что он на месте всему и выучится. Через несколько месяцев архиерей решил проверить, как идет служба у вновь рукоположенного. Сообщили об этом батюшке. Тот очень разволновался и стал усиленно готовиться к встрече Владыки. Прежде всего написал приветственную речь, приготовил угощение и стал тщательно изучать устав архиерейской встречи. В уставе было написано: "Иерей встречает архиерея во всем священническом облачении". Батюшка это запомнил. Когда настал долгожданный день, молодой иерей облачился во все имеющиеся в ризничной одежды. Сначала было надето постовое облачение, затем пасхальное, а сверху, правда, уже еле налезло золотистое, воскресное. Под кипой этих одежд бедняга еле дышал. Но устав суров, все так все. "Хорошо не в соборе служу, - думал батюшка, - там, в ризничной, облачений куда больше!" Архиерея встречали под колокольный звон. Переваливаясь, неимоверно потея и уже еле дыша, настоятель с крестом в руках вышел навстречу епископу. Архиерей удивленными глазами смотрел на выкатившийся шар всевозможных церковных одежд. - Вы, Владыка, столб , - начал иерей свою речь (имея в виду сказать "столп веры") и тут в ужасе вспомнил, что столь блистательно написанное бессонными ночами приветственное слово лежит в кармане подрясника, который находится под рясой, подризником и тремя облачениями. - Вы, Владыка, столб, - повторил он еще раз, лихорадочно стараясь просунуть руку в карман подрясника. - Столб вы, Владыка, - уже чуть не плача, говорил отец Андрей, дергая в разные стороны непослушное облачение. - А ты, батюшка, кочан капусты! - сказал обидевшийся архиерей, развернулся и уехал восвояси. Говорят, после этого случая необученных священников на приход Владыка уже больше не посылал. Человекам флотским Как-то на одном из приходов, на котором Бог судил служить, довелось мне встретиться с интересной старушкой. Звали ее Пелагия, лет ей было около семидесяти, сама она была женщина крупная и еще крепкая. Во время панихиды Пелагия непременно подходила к кануну и помогала петь священнику. Голос был у нее зычный, и пела она довольно-таки правильно. Только в одном месте я никак не мог разобрать слов. По требнику нужно было петь: "Бог явился человеком плотски" (что означает во плоти), а она в этот момент пела что-то непонятное. Наконец я не выдержал и спросил ее: - Пелагия, как ты там поешь? - Пою, как полагается, - ответила она. - А все же, как? - Как, как? А то сами не знаете: "Бог явился человекам флотским!" - Да не "флотским", а "плотски", - исправил я. - Ну, ты, батюшка, брось над старым человеком смеяться. Я так уже пятьдесят лет пою. И точно знаю, что флотским. И муж у меня моряком был. Флотские, они самые достойные люди, кому, как не им, мог Господь явиться? Аргумент был убийственным, и спорить было действительно незачем. Так до конца жизни Пелагия на панихиде и пела о достойных флотских людях, которым и явился Господь. Быть может, она не так уж и ошибалась, ведь явился же Христос рыбакам и сделал их Своими апостолами, а они по-всему были люди флотские. Царство Небесное силой берется Довелось мне как-то на Крещение Господне служить в одном из приходов Санкт-Петербургской епархии. Всем хороша и радостна была служба, только одно смущало. В этот день в храм пришло множество совершенно неверующих людей, и многие - только за святой водой. Крещенской воде даже неверующие люди придают особое магическое воздействие. Они верят в ее благотворную силу и при этом могут совершенно не верить в Бога. Поэтому при раздаче воды началось настоящее столпотворение, толкотня, крики и даже ругань. Люди теснились к чанам со святой водой, упорно желая получить ее как можно скорее. Все напирали и толкали друг друга безжалостно. И вот в эту плотную и непробиваемую толпу лихо врезалась коренастая женщина, работая локтями, она быстро пробивала себе дорогу к желанной святыне. - Мать! Что ты делаешь? Ведь нельзя так! - сделал ей замечание священник. - Еще как можно, - ответила она, подавая бидончик для крещенской воды. - Ведь даже в Писании сказано: "Царство Небесное силой берется" - вот я и беру! - Берешь-то ты берешь, а вот что донесешь, - грустно сказал старенький батюшка, глядя ей вслед. Священник АЛЕКСИЙ (Мороз) 1998 г., газета «Вера»-«Эском», № 325
|