ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА


ЛИКИ НОВОЙ ВОЙНЫ

Бодритесь!

Итак, убивают. Женщин, стариков, младенцев... Десятилетия мы были убаюканы мифами о гуманизме современного общества. Казалось, что зверства гитлеризма, беснующаяся жестокость - все это позади, что мы до конца испили чашу и никогда больше не захотим повторения ужасов войны. Но откуда такая уверенность? Разве зло, царящее в мире, куда-то исчезло? И почему не допустить, что в XXI веке это зло проявит себя еще ужасней и безобразней, так что нацистские лагеря покажутся игрушкой? Перед второй мировой войной люди были даже в чем-то человечнее, чем нынешнее поколение, и разве мог кто-то представить, что добрые немцы станут делать абажуры из человеческой кожи и перетапливать трупы тысяч и тысяч расстрелянных на высококачественное мыло?

В будущей войне вряд ли повторится такое варварство, скорее всего, обойдутся и без массовых жертв. Но будет, наверное, другое - еще худшее и страшное. На мыло пустят не тела, а души побежденных. За них - за души - и будет битва.

Поэтому будем трезвиться и внимательно всматриваться в происходящее. Ведь сербы, оставленные в одиночестве, не напрасно проливают кровь - своей стойкостью они уже спутали карты мировому злу, вынудив приоткрыть свой лик.

Что-то новое

С самого начала войну на Балканах прозвали "игрой в кошки-мышки". НАТО ищет подвижные цели, те же, как могут, прячутся. И в этой войне сербы явно побеждают, проявляя собранность и внимательность. Неплохо действует и контрразведка, которой помогают жители. Об их серьезном отношении к этому рассказывает такой, может быть, забавный факт. В воздушном бою был сбит югославский МИГ, и летчик, спустившись на парашюте, попал в руки стариков-сербов. Когда его связывали, летчик все пытался доказать, что он свой, не натовский. Старики лишь плечами пожали: "Это ж надо! Какие хитрые американцы, своих летчиков по-сербски научили говорить". Плененный дал телефон своей жены, и только когда та удостоверила его личность, серИНФОРМАЦИЯ уверенно заняла первое место по важности в этой войне.

В этой информационной войне смешалось все - и чисто военные диверсии (вроде применения секретной "i"-бомбы, начисто стирающей информацию в электронных приборах ), и военная дезинформация, и журналистский пропагандистский прессинг, наполненный подтасовкой фактов и прямой лжи. У американцев уже есть опыт. Несколько лет назад, например, некие Холм и Кноултон писали сценарий для дочери кувейтского дипломата, которая потом представилась всему миру как медсестра. Перед телевизионными камерами со слезами она рассказала о том, как иракские солдаты ворвались в кувейтский роддом и, вынув младенцев из инкубаторов, бросили их на пол. После этого сюжета началась "Буря в пустыне". Сейчас подтасовка всплыла наружу, но... американцам удалось "заговорить" общественное мнение. И сейчас в пропаганде страны НАТО выигрывают, ведь, несмотря на явную для всех преступность агрессии против Югославии, им удается убеждать свое население в обратном. Единственное, что у них не получилось, - воздействовать своей пропагандой на сербов. Потому-то они и начали систематическое уничтожение югославских ретрансляторов, разбомбили даже главный телецентр - вместе с обслуживающим персоналом.

Разрушенный телецентр - символ этой войны. Военные стратеги рассчитывают, что без телевидения югославы окажутся разобщены, впадут в уныние и страх, станут податливее. Да, все тонко придумано. Но монополия на информацию - это еще не ключ к победе.

Пасха

"Дорогие друзья! Мне жаль, что я не мог послать вам сообщение в эти дни. В нашем монастыре Декани в Чрна Река, что в горах Южной Сербии, не работает телефон, а значит, отключен и Интернет. Может быть, это и кстати - ничто не отвлекает от молитвы, в которой мы все так нуждаемся в эти трудные дни. Посылаю вам сообщение через своего друга... Различные слухи, что монахи оставили Косово, не истинны. Я не могу понять, откуда эти слухи берутся. Разными способами я поддерживаю связь со всеми монастырями и нашим епископом, который находится в настоящее время в Призрени, и знаю, что где происходит. Братья мои в Декани все так же подвизаются, как и в других монастырях Косово и Метохии. Все мы активно помогаем беженцам, наша обитель приютила около ста человек - скольким мы можем дать кров и пищу... Христос воскресе!

Во Христе, о.Савва".

Итак, бомбежки косовских монастырей не остановили в них молитвы. Сербка, 29-летняя медсестра Милица Сабинович, рассказывает: "Пасха в этом году прошла как обычно, но чувствовалась какая-то особая святость праздника на этот раз. Может быть, потому, что так много людей молятся за нас. Была и примесь искушений лично для меня - ненависть, гнев к врагу так просто ведь не исчезнут. Но я постаралась преодолеть это, ведь Бог простит им, потому что они сами не знают, что творят..."

Газета "Нью-Йорк Таймс" в телефонном интервью записывает слова священника одной из белградских церквей о.Радомира Ракича: "Мы не хотели, чтобы нынешняя Пасха была подобна Пасхе 1941 года, когда нацисты бомбили Белград, или Пасхе 1944 года, когда Белград бомбили уже союзники. Но все повторилось... Во время Пасхальной литургии примерно в 9 часов 25 минут я читал с амвона Евангелие о явлении ангела женам-мироносицам, которые пришли в склеп помазать миром умершего Христа. На словах ангела: "Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь..." - вдруг раздалась воздушная сирена. Я подумал, что это в подтверждение евангельских слов, ведь так все совпало! Потом мы молились и забыли о бомбардировке".

Молитвенное настроение царило и в другом белградском храме - св. Александра Невского. Журналист, приехавший с Запада, с любопытством наблюдал, с каким благоговением люди прикладывались к иконе святого воина, многие из них становились на колени, плакали. Понедоумевав, как может военный, да еще князь, быть святым, журналист цитирует примечание к Пасхальному посланию Сербского Патриарха, которое он получил на входе во храм: "Друг, поверь, есть надежда!" Далее он так пересказывает содержание примечания: "Солдат, погибнув, попадет на небо - если он христианин. Поэтому, если твоего товарища тяжело ранят, постарайся его крестить прямо на поле боя, чтобы он не лишился рая. Если раненый выживет, то священник завершит обращение твоего друга в святую православную веру". Так вот лаконично - и по существу.

Особая атмосфера царила и в соборе св.Саввы. Впервые в истории, как здесь потом отметили, пасхальный крестный ход вокруг главного храма в Сербии доверили возглавить русскому человек. Крест впереди процессии нес Иван Охлобыстин, приехавший из России организовывать трансляцию Пасхальной службы для ТВ-6. Хотя бы так, на время, Россия понесла крест этой войны против безбожного "нового мирового порядка".

Что будет?

Пройдет какое-то время и, возможно, наша страна, все мы понесем СВОЙ КРЕСТ. Не обязательно нашу страну будут бомбить, есть и другие, как мы убедились, формы воздействия. Но явно одной Сербией НАТО не ограничится.

Американский аналитик Михаэл Джонс в статье "Империя дьявола приватизирует нас" пишет: "...Америка стала империей. Война с Югославией была неизбежна, она начата прежде всего потому, что Сербия сказала "нет" новому мировому порядку. Империя, как известно, является или всем, или ничем. В свое время Гитлер мог остановить свою экспансию с захватом Австрии и Судет, но он неизбежно вторгнулся в Польшу, затем в Советский Союз..."

Прогноз зловещий. Но то, что натовская машина начала давать сбои уже в самом начале своей экспансии, это о чем-то тоже говорит. Поэтому мы - маленькие люди, не способные повлиять на политику своего государства - с надеждой смотрим на Сербию. И знаем: империи рушатся, когда они восстают против Бога.

А Бог пока с нами.

М. СИЗОВ

1999 г., газета «Вера»-«Эском», № 334


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга