ИСТОРИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ СТЕФАНА ПЕРМСКОГО «ПРОХЛОПАЛИ»Любители поэзии чествовали недавно народного поэта Коми республики Серафима Попова - ему исполнилось 80 лет. С 1945 года Серафим Алексеевич выпустил множество поэтических сборников, печатался в различных изданиях (в том числе и в нашей газете, в № 30), так что в Коми он известен каждому. Но не многие знают, что он первым в советское время написал и опубликовал поэму о святом покровителе коми народа Стефане Пермском. О ней мы и попросили рассказать юбиляра. - Да, поэма о Стефане прошла незамеченной. На моё счастье. Ведь это было 15 лет назад, когда имя Стефана находилось под запретом. Поэма вышла в газете «Вöрлэдзысь» («Лесоруб») на коми языке, под безобидным названием «Два жреца» - может быть поэтому идеологи её прохлопали? В 1979 году как раз исполнялось 600 лет, как святой Стефан пришёл в нашу землю. Но ни празднеств, ни научных конференций... Никакого «упадничества». Идеологический отдел обкома за этим строго следил. Только правду не замолчишь. Ведь память о Стефане сидит в народе крепко-крепко. О, сколько сказаний я слышал в детстве про него! ...Родился я в самых «стефановских» местах - близ Усть-Выми, в Жешарте. Отец с матерью были очень религиозны, родной дядя Андрей служил старостой в Жешартской церкви. Дружил я и с детьми тамошнего настоятеля о. Петра (Антоновского). В детстве я верил в Бога, а потом стал атеистом, перед войной редактировал газету «Коми комсомолец». Но отъявленным безбожником не стал. Вот вам случай... В 30-х годах, помню, вернулся я из пармы, с лесоповала, и вижу: церковь наша стоит без колоколов, на запоре - после реквизиции. Вечером приходит ко мне дядя Андрей и суёт свёрток: «Спрячь, а то у меня обыск будет. Найдут - посадят». Смотрю, а это дароносица из храма. Большая чаша, вся из серебра и позолочена. Завернул реликвию в священническую ризу, которая в земле не гниёт, и закопал около бани. Потом был голод. Не раз приходила мысль - расплющить дароносицу топором и снести в торгсин, обменять на деньги. И каждый раз что-то меня останавливало. Потом была война, Сталинград... В разные переделки я попадал, но Бог хранил, жив остался. Пришёл после демобилизации, а дядя спрашивает: «Куда дароносицу спрятал?» Вот те раз! Я о ней и забыл. А ведь убили бы на войне - никто бы и не нашёл... Сейчас эта реликвия должна находиться в Кочпонской церкви, дядя её туда отнёс. Дяде Андрею, родителям, всем, кто поддерживал во мне добрый дух, кто в детстве сказывал мне удивительные сказы про Стефана, я и посвятил поэму. За основу я взял предание о борьбе святителя с жрецом Пылдой. Начал повествование с того, как Стефан, покинув Великий Устюг, поднялся по Северной Двине до Вычегды и пошёл в пределы земли коми. Прочитаю вам в русском переводе: ... Вверх по Вычегде ладейка Друг-Стефан достал из мешка книгу, написанную им самим, погладил удивлённого юношу по мягким, как лён, волосам и стал рассказывать о буквах, из которых растут слова. Всю ночь горел костёр, и уставшие путники не могли уснуть. Но вот достигли они Вотчи. Старейшина села, наслышанный уже о Стефане, встретил его гостеприимно, даже предложил невесту выбрать из местных девушек. Но монах отказался, попросив пристанища для себя и гребцов. Вскоре поднялась здесь церковь. А охотник-жрец Пылда, державший в страхе всю округу, затаил злобу. Божий храм он обходил стороной, бродил в Парме и обдумывал, как обхитрить Стефана. И вот... Не стерпев, Сказал Стефану: Так говорится в старинном предании. И этому можно верить, ведь и в наше время звон колокольный был главным предлогом для закрытия церквей... Что же Стефан? Он перечить не стал. Крещёные сельчане разобрали церковь по брёвнышку и перенесли на соседний курган. Стал храм ещё краше. Тогда Пылда заявил, что чуткие звери лесные от запаха ладана портят нюх и гибнут. Чтобы не вносить раздора, Стефан переставил храм на другой курган, ещё выше и величественнее он поднялся. Поражённый странной уступчивостью, Пылда пришёл к монаху в гости. Потребовал бочку пива и полтуши лося. Когда всё это доставили, жрец напился и стал хвастаться: одним ударом кулака он свалит церковь, а если повяжут его тремя верёвками - разорвёт, как паутину. Сельчане обрадовались: вот и попался Пылда, словно глупый рябчик, прямо в петлю! Связали... Первая верёвка лопнула, как струна. Вторую он также разорвал. А третью не осилил. Сельчане взяли его, связанного, и снесли в озеро, которое с тех пор зовётся Пыелдино. Так и кончилась ненавистная власть жреца. У поэмы было неожиданное продолжение. Коми художник Николай Лукьянович Жилин (1913 - †2000 - Ред.) после прочтения поэмы написал огромную по размерам картину. На ней изображён святой Стефан с поднятым над головой крестом, в сиянии небесного света; в ногах у него извиваются злобные жрецы, а народ подходит под благословение. Я предложил назвать картину «Явление Стефана Пермского коми народу», и художник согласился. Было это ещё при первом секретаре обкома КПСС Морозове Иване Павловиче... В сыктывкарском художественном музее Николай устроил выставку, я её открыл. На видном месте в экспозиции - «Явление Стефана Пермского...» Прошло десять дней - и ничего! Народ приходит, смотрит. Наконец, весть о «явлении Стефана» дошла до идеологического отдела обкома. И вот вижу, в выставочном зале появляется сам Иван Павлович. Посмотрел как бык и взгремел: «Кто разрешил?! Снять!» Картину бросили в подвал. Не знаю, сколько она там пролежала, но из Сыктывкара художник её не мог вывезти - из-за больших размеров. Прошлым летом Николай Жилин вновь устроил выставку, и снова на том же месте висело «Явление Стефана Пермского». Эту картину купило Министерство культуры за 45 тысяч рублей и передало в Архангельский храм Усть-Вымского музея. И по сию пору она там, на моей родине. Записал М. СИЗОВ "Вера"-"Эском", №№ 83-84, март 1993 г. |