ИСТОРИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ

УДОРСКИЕ ДРЕВНОСТИ

20 января 1992 года, в день празднования Собора Иоанна Предтечи исполнится 421 год, как близ села Вендинга воздвигли крест, означавший торжество Православия в Удорской земле. Какая история с ним связана? Верно ли предание, что на этом месте стоял другой крест, поставленный самим свт. Стефаном Пермским — во ознаменование Крещения всех зырян?

Наш собеседник — Николай Степанович Калинин. Он из древнего рода Калининых, которым была славна Удорская земля. Основоположник рода Никифор в XVII веке был в селе Вендинга старостой Успенской церкви — первой на Удоре. Предок Аверкий Калинин прославился тем, что первый завёз на Удору картофель. За это в 1849 году он был награждён Грамотой и премией из Петербурга. Сын его Василий открыл первую частную школу, достроил во дворе своего дома метеостанцию, которая до сих тор действует в Вендинге. А сын Василия — Иван построил первую на Удоре больницу...

Родословную эту изучает теперь Николай Степанович. Им собран материал для книги, которая впервые познакомит читателей с историей Удорского края.

— Николай Степанович, в своём исследовании Вы не могли обойти стороной и историю Крещения Удоры...

- Да, с неё, собственно, и начинается та история, о которой судим по письменным источникам. Как же забыть об этом? Важно и то, что с Крещением удорчан как бы завершилась христианизация всего Коми края. Удора — на задворках, сюда миссионеры не сразу дошли. В то же время Удора — это огромная территория, важная административная единица. Не случайно в полном титуле Царя всея
Руси в перечислении многих краёв и областей значилось: «Князь Удорский».

— Когда же крещена Удора?

— В 1444 году. Под этим годом в Вычегодско-Вымской летописи есть запись: «Владыко Питирим привёл к святой вере пермяков-удоренов на Вашке реке, игуменов и попов им дал, святей храмы тамо воздвиг». Свершилось это через 50 лет после смерти Стефана Пермского. Хотя удорчане почему-то утверждали, что их крестил сам святой Стефан. В 1925 году в Кослане со слов Важгортского крестьянина И. Качина записано такое народное сказание:

«Прибыл Стефан Пермский на Вашку, стал крестить вашчан и строить церкви. Важгортцы, вендингцы крестились без сопротивления, лишь вендингская княгиня не захотела новой веры. Пока Степан строил в Венднге монастырь, она каждый день выезжала середину речки Вашки и с утра до позднего вечера пела песни о прежней привольной жизни, оплакивала свою неудачную жизнь. А встреч со Степаном и с людьми избегала.

Однажды пришёл на берег против того места, где она пела, Степан и стал просить, чтобы она вышла на берег к нему на беседу. Она не обращала внимания на слова Степана, а всё пела свою песню. Тогда Степан попросил её подать лодку, чтобы переехать ему на другой берег реки. Она не обращала внимания на слова Степана, а продолжала петь свою песню. Тогда всесильный Степан подъехал к ней прямо на том камне, где он сидел на берегу, и причалил прямо к лодке княгини.

Чтобы не слушать проповеди Степана, княгиня пропела ещё раз свою песню с начала до конца, а затем бросилась в реку и утопилась».

— Может быть и в самом деле святитель дошёл до Удоры?

— Мне кажется, в памяти народа произошла подмена: святитель Питирим предстал в образе первосвятителя Стефана. Что недалеко от истины, ведь Питирим продолжал дело Стефана. Что говорить, от таких «смещений» не застрахованы даже учёные. Ведь известно, что центром зырянского края была Усть-Вымь, там жил и Пам. Но вот что в 1946 году в журнале «Советская этнография» писал Н. Чебоксаров: «...особенно большие размеры имело старинное поселение, обнаруженное А. С. Сидоровым около с. Вендинги. В Вендинге будто бы жили «удорские князья», владевшие всей пермской землёй. Тут же обитал Пам, главный жрец пермян и противник христианского миссионера Стефана. Сам Стефан, по преданиям, посетил Вендингу и даже водрузил недалеко от неё большой деревянный крест».

Что касается креста, то он действительно был. В прошлом веке священник И. Верюжский в своих «Исторических сказаниях о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии» писал: «Доныне сохранился на Вендинге деревянный Крест, сделанный Стефаном и поставленный им в построенной удорцами часовне. В продолжении четырёх веков то огонь, то время истребили несколько часовен, но к Кресту не прикоснулась разрушительная сила тления, хотя подписи, вырезанные на нём святителем, в настоящее время уже нельзя разобрать».

Помимо подписи, на кресте были вырезаны и другие слова. В 1901 году они были легко различимы, и священник Ертомской Троицкой церкви Н. Казаков записал их. На верхней поперечине значилось «Исус Христос», на средней - «Царь Славы». Чуть выше нижней поперечины славянскими буквами было начертано: «поставлен быс крст лета ЗОИ осмого генваря 3 день». То есть 7 января 7078 года по старому летоисчислению, а по новому — в 1570 году. А Стефан Пермский умер в 1396 году!

— Но ведь крест могли поновить и поставить новую дату?

— Возможно. Священник Казаков упоминает и другое предание, записанное в летописи ертомокой Троицкой церкви, О том, что в эту местность для пустынных подвигов из Соловецкого монастыря пришёл монах Иов и в 1570 году поставил крест. Рядом он основал монастырь — Троицкую Крестовоздвиженскую пустынь. Впоследствии Иов оставил пустынь из-за неудовольствий монашествующей братии и удалился в ранее устроенную им Ущельскую пустынь близ села Усть-Вашки, где погиб в 1628 году.

— А что сталось с монастырём?

— В 1658 году настоятель его, старец Никандр послал челобитную вологодскому архимандриту, в которой жаловался на соседних крестьян Фёдора Зиновьева и
Семёна Федосеева, насильно завладевших монастырской деревней Шиляево. Этой деревней монастырская братия владела по распоряжению земского судейки Степана Насонова с 1610 года по 1651 год. Никандр жалуется, что крестьяне хотят выкупить землю за бесценок — за 18 рублей. Хотя стоит она 40 рублей и более. Настоятель жалуется, что без этой земли «монастырю строить и питаться нечем». Архимандрит дал распоряжение Усть-Вымскому наместнику, сыну боярскому Павлу Юрьеву, съездить на Удору и верцуть пашенные земли монахам, даже «если на них шилявские крестьяне озимый хлеб высеяли». Неизвестно, чем кончилось это Предприятие. Но в 1678 году в переписной книге Яренского уезда появилась такая запись: «Монастырь во имя Живоначальной Троицы пуст. Строителя (т. е. настоятеля — ред.) и братьи, и церковных причетников никого нету, а на монастырской земле... два двора — крестьянский да бобыльский, а людей в них 8 человек, а тот крестьянин и бобыль (Петрушка Иванов с детьми и братьями, и Давыдка Никитин) живут за тем монастырём из давних лет». Таким образом, монастырь просуществовал до 1678 года — ровно сто лет.

— А были ещё монастыри на Удоре?


Успенская церковь в Вендинге фото 2013 г.

— Вот тут самое интересное! Да, была монашеская пустынь — под самой Вендингой. Она существовала намного раньше Троицко-Воздвиженской. Но, похоже, это был один и тот же монастырь! В жалованной грамоте Ивана III жителям Перми Вычегодской записано: «Да на Удоре ж, на Вендюнге монастырское Троицы Вознесения». Грамота дана в 1485 году, на основе переписи 1481 года! Дальнейшую судьбу монастыря и упомянутого храма Троицы прослеживает в 1868 году историк И. Н. Суворов: «Ныне при Вендингской Успенской церкви сохранилось предание, что означенная Троицкая пустыня сперва находилась в девяти верстах от этой церкви вниз по течению р. Вашки па правом её берегу, но из-за подрыва берегов водой монастырь был переведён... одну версту ниже по течению, против д. Крестовской, где в 1667 г. и была построена деревянная монастырская церковь во имя Святой Троицы. В 1764 г., при всеобщем упразднении монастырей, церковь обращена в приходскую. В 1818 г., опять по причине подмыва берега, церковь сплавлена на 5 вёрст ниже в д. Ертомскую, где... затем разобрана за ветхостью в 1890 г.».

Если верить этому, то монастырь существовал не 100, а 440 лет! И основали его ещё при святителе Питириме. А может быть раньше? Во всяком случае, Троицкий монастырь — первый на Коми земле.

— А что от него осталось, сохранилось что-нибудь?

— Только Вендингская Успенская церковь, к которой он был приписан. Да и та много раз перестраивалась. Вокруг неё кипела жизнь. Сюда на Успение праздновать окончание жатвы хлебов съезжалась вся округа. Этот праздник местные называли «Оспöжалун», то есть «день Госпожи». На другие престольные праздники ездили в деревни Мыкинскую к часовне Николы Чудотворца, в Усть-Вачергскую к Екатерине, в Георгиевскую к Георгию Победоносцу и в Лоптюжскую к Знамения Божией Матери.

Помню, как закрыли Успенскую церковь в 1929 году, мне было пять лет... Лёгкий безветренный день. Двое Калининых — Павел и Александр — поднялись через колокольню на тесовую крышу, а затем по деревянным и верёвочным лестницам — до луковицы. Поперечной пилой отпилили кресты. Колокола сбросили в тот же день. Потом хранили в ней колхозное зерно, был склад сельпо

Сохранилась ещё монастырская часовня, она заросла травой и мхом. Но креста в ней уже чёт. Куда делся — неизвестно.

— Рассказывают, большую красивую поперечину креста перед войной выловили ниже по течению, в селе Пучкома. Далась она в руки староверки Павлы Палевой, которая отличалась праведностью. Эта перекладина до сих пор хранится в сарае Палевых. Не от того ли креста? Может, отправился он по Вашке да по Мезени в Белое море, к Соловецкому монастырю — обратно, на родину духовную Иова?

— Красивая гипотеза. Но обетные кресты стояли во многих сёлах.

— Из всего, Вами рассказанного, представляется такая картина. В древности, возможно и при святителе Стефане, появился на Коми земле монастырь. В то же время или позже ниже по Вашке поставлен крест. Монастырь стал хиреть, и туда приезжает с Соловков монах Иов. Он переводит монастырь к святыне — к «стефановскому» кресту и поновляет его. Интересно, что произошло это 7 января по старому стилю, то есть сразу после Крещения в день Иоанна Крестителя. Почему же монастырь назвали Крестовоздвиженским? Назвать так, поскольку сами «воздвигали крест», нельзя — не скромно. Принять такое название можно лишь в память о воздвижении креста другим человеком. Святителем Стефаном?

— Я вижу, Вы всё-таки склонны верить преданиям, а не... Впрочем, и у меня фактов нет. Надо искать!

— Редакция желает Вам успехов.

Записал М. СИЗОВ

"Вера"-"Эском", № 53, январь 1992 г.

Обсудить статью в социальной сети ВКонтакте






назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга