На святом месте
На первую половину мая приходится сразу несколько дней памяти северных святых. О многих из них мы уже писали или хотя бы упоминали их имена - преподобных Александра Ошевенского (Каргопольского), Евфимия,
Антония и Феликса Карельских, Сильвестра Обнорского, Афанасия Свирского. И, конечно, много писали о святителе Стефане Пермском, память которого 9 мая. А чуть раньше - 6 мая - наша Церковь праздновала память преподобного Георгия Шенкурского. Святой этот,
в отличие от вышеперечисленных, малоизвестен даже нам, северянам. Да и само название Шенкурск, кстати сказать, мы впервые узнали из Православного календаря. Там же с удивлением обнаружили, что Шенкурских святых было не один и не два... Откуда их столько
в маленьком городке? Задавшись этим вопросом, и отправился наш корреспондент в паломничество... "Важный" край
Город Шенкурск старше Москвы. Он основан в 1137 году на правом берегу реки Ваги, притоке Северной Двины. Вага - значит "важная", и весь этот отдаленный северный край Архангельской области, центром которого
является Шенкурск, носит название Важского края. Еще во времена Иоанна Грозного рекой Вагой со всеми ее окрестностями владел новгородский посадник Василий Степанович Своеземцев - человек весьма богатый и уважаемый великими князьями. Он был и очень
набожным христианином, так что в 1444 году основал на Ваге в 21 версте от Шенкурска обитель в честь евангелиста Иоанна Богослова. | |
Сам поступил в эту обитель и, приняв постриг с именем Варлаама, жил в ней как самый строгий инок до кончины своей. В 1552 году при разливе реки открылся гроб блаженного Варлаама, и иноки увидели, что его мощи совершенно целы, даже
иноческие одежды не истлели... Мощи чудотворца стали являть многочисленные чудеса исцелений - так Господь прославил угодника Божия, который теперь считается небесным заступником и покровителем всего Важского края. Нетленные останки его, по преданию
местных жителей, поныне покоятся в земле основанного им монастыря, хотя ни монастыря, ни даже храмов на этом месте не осталось. Недалеко от этого места, близ деревни Шеговары, сохранились источник блаженного Варлаама и Петропавловская церковь, которая не
закрывалась все советское время. Когда я ехал на автобусе в Шенкурск по дороге Москва - Архангельск, эта красивая церковь неожиданно выросла передо мной справа из-за небольших деревенских домиков. Стоит она на небольшом холме, на краю деревни у
самой дороги. Сразу же под холмом - вода, которая окружает всю деревню. Этой весной река разлилась так, что вода затопила все вокруг, оставив посреди бескрайних водных просторов одну убегающую вдаль ленту дороги. И когда едешь на автобусе, такое
ощущение, что плывешь по морю на корабле, потому что справа и слева на многие километры одна вода. Лишь стоящие в воде деревья напоминают о том, что море это ненастоящее и что ты находишься на самом деле посреди тайги. Впрочем, позже мне все-таки
пришлось пересесть на катер, поскольку река Вага сорвала три понтонные моста, соединявшие Шенкурск с большой землей... Но вот все препятствия позади, и городок наконец явился глазам из-за поворота реки - красуется он на высоком берегу в зелени
разлапистых спускающихся к воде сосен. Свечи в храмеКатерок, пыхтя, причалил небольшую баржу, на которой перевозят людей и машины, в уютную
бухточку, образованную впадающим ручьем. Место живописное: справа и слева высокие крутые склоны, заросшие красавицами соснами. - Подскажите, как пройти к церкви? - спрыгнув с баржи, спросил я у первого встречного. - Поднимитесь наверх и прямо
по улице Ленина до базара, сразу же за ним будет церковь. Бывший уездный город Шенкурск и поныне считается районным центром. Правда, в нем всего семь тысяч жителей. Почти весь город одноэтажный и деревянный. Немногочисленные кирпичные здания
остались еще с дореволюционного времени. К числу их относится и двухэтажное здание сестрического корпуса бывшего Троицкого монастыря с пристроенной к нему единственно уцелевшей церковью свв.Зосимы и Савватия. Всего же до революции в городе было
двенадцать церквей. Все они безжалостно уничтожены в советское время. Руководила церковными погромами ссыльная большевичка, еврейка Ревекка Пластинина. Она создала в Шенкурске партию большевиков и первые советы. Это было несложно, потому что город перед
революцией был наводнен первыми политссыльными комсомольцами и коммунистами. Сила и ненависть их были таковы, что самый первый храм в России, говорят, был разрушен в Шенкурске. Город стал колыбелью революции всей Архангельской области. А сама Ревекка
Пластинина, начавшая в Шенкурске дело построения коммунизма, продолжила его в Архангельске, где стала секретарем областного совета народных комиссаров. За годы советской власти в Шенкурске уничтожены были не только все храмы и священнослужители, но
даже память о них. И до сих пор это уничтожение продолжается. Незадолго до моего приезда, 22 апреля в день рождения Ленина, сгорела Спасская церковь начала XIX века в одноименном селе Спасское. Милицией ведется следствие. А прошлое Важского края и
города Шенкурска за его многовековую историю было славным. Город прославился многими угодниками Божьими. Только местночтимые святые составляли целый собор из шести человек. Среди них покровители города святой Афанасий и блаженный Георгий Шенкурские.
Известно, что после своей смерти последний явился одному из горожан и сказал, чтобы на его могиле построили часовню. После того, как часовня была построена, на могилке святого стали происходить чудеса исцелений, и люди постоянно видели там яркий горящий
свет. Интересно, что и в наше время, в 1991 году, нечто подобное происходило в Зосимо-Савватиевской церкви. Когда шенкурцы взялись ее восстанавливать, то заметили, что по ночам в ней горели свечи, зажигавшиеся сами собой. Где была
часовня блаженного Георгия и где покоятся его мощи, выяснить мне не удалось. Старые жители все умерли, а люди советского времени как-то всем этим не интересовались. Только и поведали мне, что в одной из кладбищенских церквей, рядом с которой хоронили
священнослужителей, при советах сделали сначала скотобойню, а потом гараж. В Сретенском храме была баня, в монастырском храме Зосимы и Савватия - милиция. Троицкий собор превратили в кинотеатр. Возвращение к Богу здесь идет очень трудно. Лишь в
ноябре прошлого года из Архангельска в Шенкурск смогли прислать постоянного священника о.Виталия Белицкого. Сразу же, как только община была организована 13 сентября 1990 года, православным был передан монастырский корпус вместе с храмом. В одной из
келий этого корпуса, на втором этаже, прихожане оборудовали небольшую церковь. "Господь нам поможет"В этом храме после воскресного
богослужения я и застал о.Виталия. Поразили огромный рост молодого священника и его богатырская фигура. Он долго пытался объяснить одной очень образованной женщине, перечитавшей наряду с Библией еще, наверное, сотню книг по оккультизму, Агни-Йоге,
восточным религиям и впервые зашедшей в храм, губительность учений Рерихов и экстрасенса Лазарева. Женщина никак не хотела признать, что истина только одна и что она находится в православии, и продолжала прочно стоять на позициях Даниила Андреева: все
религии правы и дополняют друг друга. Похоже, убедить священнику ее так и не удалось, но его уверенность, вера в Бога и искренность явно подкупили женщину. Она пообещала приходить на богослужения и через исповедь с помощью даров Святого Духа искать
вместе с батюшкой истину. Еще одной прихожанкой на моих глазах стало больше. Отец Виталий в прошлом офицер. После военного училища служил на ракетном полигоне в Мирном. Был в числе первых христиан, кто организовывал общину на космодроме. Помогал во
всем священнику, да так прилепился к церкви, что после окончания трехгодичного контракта новый контракт с руководством ракетного полигона подписывать не стал, а остался служить при церкви. У о.Виталия замечательные голос и слух. Перед этим назначением он
служил при владыке дьяконом в соборе г.Архангельска. Отец Виталий рассказал мне о жизни общины, своих планах, провел по большому хозяйству. Территория Шенкурского Свято-Троицкого женского монастыря была раньше огорожена трехметровой каменной стеной
с башнями, часовенками и красивейшими главными воротами. Сейчас ограды нет, как нет и еще многих подсобных помещений. Из трех монастырских храмов уцелел только один. От главного Троицкого собора остались одни стены, на которых разрослись целые висячие
сады Семирамиды. Этот собор хочет восстановить один архангельский предприниматель, который родом из Шенкурска. Кстати, в первые дни образования общины кто-то уже вызывался восстановить храм и даже начал что-то делать: поднял пол, вырыл огромную траншею.
Как потом оказалось, он искал клад. На этом вся его работа и закончилась. Стоит отметить, что и раньше монастырь строился стараниями богатых меценатов. В их числе был и архангельский купец первой гильдии Афанасий Васильевич Булычев,
строитель и основатель Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря. В Троицком монастыре он построил церковь свв. Зосимы и Савватия с богатым иконостасом, а также еще и богадельню для престарелых и одиноких женщин всех сословий. Оба капитальных здания
промыслом Божиим сохранились до наших дней. Еще купец украсил богатой ризой главную монастырскую святыню - икону Божией Матери Троеручицы, считавшейся покровительницей монастыря и неоднократно спасавшей его от пожаров. Булычев до конца дней своих
оказывал покровительство этому монастырю. Позже при основании Кылтовского монастыря он попросил тринадцать монахинь из Шенкурской обители во главе с настоятельницей Филаретой устроить здесь иноческую жизнь. Монахини перенесли в новую обитель не только
свой устав, но и создали по примеру Шенкурского монастыря многочисленные мастерские. Все они были удивительными мастерицами и рукодельницами: вышивали золотом, бисером, плели корзиночки, делали массу различных вещей, необходимых в обиходе.
Монастырь этот, основанный в 1637 году иеромонахом Ионою первоначально как мужской, а затем строившийся стараниями инокини Марфы, которую лично знал царь Алексей Михайлович, прежде поддерживался государством. На царские средства были выстроены здесь 22
кельи для монахинь и причетчиков и деревянная ограда, были присланы священнические облачения и книги. Царевичи Иоанн и Петр Алексеевичи и царевна Софья Алексеевна грамотой "ради нищенства и скудости" монастыря наделили его землей и несколькими
душами крестьян для обработки земли. Свои дары присылают бояре Нарышкины, Милославские, Морозовы, Хитровы, Голицыны. Указом Петра I земельные владения монастыря пополнил Новоприсадский остров. В начале царствования Екатерины II монастырь со всеми скитами
был упразднен, а через пятнадцать лет на его месте был образован заштатный мужской монастырь. Он худо-бедно просуществовал сто лет, а в 1865 году монастырь вновь перешел к монахиням. Тринадцать сестер из Холмогорской обители во главе с настоятельницей
Феофанией деятельно принялись за восстановление обители, которая стала стремительно процветать и крепнуть. "Величественный и пропорциональный храм Святой Троицы, - как написала в местной газете научный сотрудник краеведческого музея Т.Шунина, -
придал городу третье измерение и вместе с этим художественную и историческую неповторимость... Территория монастыря была чистой и благоустроенной. Внутри монастыря был огород, там выращивали овощи. Росли также яблони, сирень, кедры..." Сейчас на
месте церковного сада неубранный пустырь. Жалкие останки Троицкого собора, заросшего деревьями, являются памятником, скорее, безбожия и варварства. А ведь Троицкий монастырь, приютивший к 1917 году около двухсот насельниц, являлся образцовым
хозяйством и кормил не только себя, но и еще многих страждущих и нуждающихся. В обители содержались немощные и больные, за которыми ухаживали монахини. В начале нашего столетия стараниями игумении Рафаилы в обители была устроена столовая для бедных, в
которой в том числе кормили круглые сутки и запоздалых путников. На большие праздники после крестного хода на монастырском дворе устраивалась трапеза для нищих и дальних богомольцев, число которых достигало четырехсот и более человек. Все это
содержалось трудом монахинь, которые сами держали скот, сами обрабатывали большие поля, сами работали в мастерских. У монастыря были две пустыни: Макарьевская в 15 верстах от Шенкурска при озере Ума и Уздринская в Липовской волости при впадении
реки Уздры в Тую. Вот какое описание Макарьевской пустыни дает справочник "Православные русские обители" 1910 года издания: "Местность, занимаемая пустынью, весьма живописна. По берегу озера идет прелестная долина, защищенная со всех
сторон горами; зеленеющие склоны гор покрыты хвойными лесами, которые красивой рамкой окружают всю долину с озером". Будет ли в этих обителях возрождена прежняя райская жизнь, сказать трудно. Пока же в шенкурском приходе всего несколько
престарелых женщин, которые и восстанавливают поруганную нашими отцами и дедами веру. Трудами таких же самоотверженных старушек эта вера была донесена до наших дней. Самой деятельной из них - истинная богомолка, как мне многие говорили - была Таисия
Андреевна Ветрова. Когда в Шенкурске еще не был открыт свой приход, она собирала женщин и в любую погоду, будь то зимой или летом, весной или осенью, вела их на Шолошу в Петропавловский храм. "Пойдемте, девочки, - говорила она, - хоть и ледоход
должен начаться, а мы все равно пройдем, Господь нам поможет". И женщины, уповая на помощь Божию, шли с молитвами по тонкому льду за пятнадцать километров на богослужение. Во многом ее стараниями и трудами была возобновлена приходская жизнь в
Шенкурске. В создании общины ей помогала Евстолия Ивановна Овсянкина. Не дал угаснуть огоньку веры и закарпатский строитель Михаил Ильич Бобрушко, 22 года проработавший вместе со своими сыновьями и братьями в этих местах. Он долгие годы собирал женщин на
богослужения, рассказывал им о Священном писании, учил службам. Да и сами женщины часто собирались одни и молились Богу. Сейчас много трудится над восстановлением веры староста общины Мария Абрамовна Кукина. Она открыла в городе первую церковную
лавку, где продает иконы и свечи, сама рассказывает людям о вере, приводит их к Богу. Церковным хором руководит местный энтузиаст - дирижер народного хора г.Шенкурска Надежда Григорьевна. Любопытно, что самые активные христиане - это бывшие партийные
лидеры. Бывший секретарь партийной организации Гавриил Васев сейчас староста Петропавловской церкви. Он ухаживает за источником Варлаама Важского. Говорят, что и сейчас вода из источника многим помогает, исцеляет от болезней. Слышал я от местных и
удивительный рассказ о том, что сгоревший от молнии в 1937 году Михайло-Архангельский собор, который стоял на берегу Ваги, на самом краю обрыва, в последнее время стал являться шенкурцам в виде миража - будто он и по сию пору там стоит. Трудно объяснить
такое явление с научной точки зрения, но думаю - это хороший знак. Е.Суворов Страница создана 29 мая 1999
г. eskom@vera.komi.ru |