РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

 

  "Когда исполнились дни очищения..."

Евангелие от Луки, гл. 2., 21-38

К толкованиям, посвященным Рождеству, мы уже обращались в первом выпуске нашей газеты за этот год. Поэтому от явления Ангела Иосифу, о котором нам поведал евангелист Матфей (гл.1 ст. 18-25), перейдем сегодня к Обрезанию и Сретению.

У нас, христиан, два этих обряда, обрезание и представление перед Господом, совмещены в одном - крещении.

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали ему имя Иисус...

Только пролив свою кровь, младенец в Иудее мог получить имя. По преданию избранного народа, в крови человеческой заключалась его душа, и поэтому обрезание можно считать обрядом посвящения души Господу. Лишь после этого человек становился человеком.

Но следует отметить, что делалось это в бессознательном возрасте. Что вполне характерно для ветхозаветной религиозности. Не узрев Христа, верные были подобны детям, которые тянутся к Богу по естественному зову души. Но вот этот зов утихает, наступает страшное состояние богооставленности. И тогда человек обращается к Господу уже сознательно.

Когда Спаситель пролил кровь на Голгофе, Он положил начало новому обряду - обрезанию сердца. Указал, что человека человеком делает сораспятие Богу.

* * *

А когда исполнились дни очищения...

Роженица считалась нечистой сорок дней, если рождался мальчик, и восемьдесят дней, если рождалась девочка. После этого следовало идти в храм, чтобы окончательно искупить свою нечистоту. Для этого женщина должна была, если семья была бедной, принести к жертвеннику ягненка и горлицу или двух горлиц, а в крайнем случае - двух птенцов голубиных.

Семья Иосифа-плотника была, судя по всему, довольно бедна. Агнец в Евангелии даже не упомянут.

В числе других женщин Богородица должна была подняться на 15 ступеней и видеть, как на огромном жертвеннике сгорают бесчисленные животные и птицы.

* * *

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон...

Если младенец был перворожденным, то над ним требовалось совершить обряд посвящения Богу. Заключался он в том, что священник брал ребенка на руки и, обратившись к алтарю, возносил дитя.

Некогда в благодарность за то, что Господь вывел их из Египта, иудеи дали один обет: первенцев своих мужского пола определять во священники. Со временем эта обязанность стала передаваться по наследству, но традиция посвящать Богу первенцев осталась.

* * *

Черед посвящать Господу Младенца-Христа выпал священнику Симеону. Относительно него выдвигается много догадок. Некоторые считают, что он был сыном знаменитого раввина Гилеля - человека, считающегося основателем фарисейства - школы, которая мечтала возродить былую славу иудаизма.

Мы знаем, что эта попытка ни к чему хорошему не привела, но плохо представляем себе, насколько она была мощной. В поход вышли ревнители благочестия, обладавшие огромной волей, хорошим чувством юмора и известным гуманизмом. Но Христа не приняли, убили Его.

Талмуд полон историй, в которых раввины поучают Господа. Это очень характерно. Иудеи так и не поняли, что Бога следует принимать в том облике, в котором Он приходит. Сегодня это сознание утрачено и многими народами, которые еще недавно считались христианскими. Они потеряли смирение и перестали понимать Христа.

* * *

Несмотря на все достоинства Гилеля, предположение, что богоприимец Симеон был его сыном, в христианстве не привилось.

Согласно православному преданию, Симеон был одним из 70 переводчиков Библии на греческий язык. Некогда царь Птолемей решил получить точный перевод Ветхого Завета, но боялся, что иудеи договорятся и какие-то места книги опустят или исказят. Поэтому он запер семьдесят знатоков Библии в отдельных кельях и пообещал, что если переводы будут разниться, то им не поздоровится.

Среди переводчиков был и Симеон. По рассказу константинопольского патриарха Каллиста, когда Симеон дошел до места из пророка Исаии: "Се Дева во чреве зачнет и родит Сына", он остановился. Не мог поверить этому обетованию. И тогда Господь пообещал Симеону, что он не умрет, пока не убедится в исполнении сказанного.

* * *

Ибо видели очи мои спасение Твое...

Речь Симеона, когда он принял на руки Спасителя, состояла из двух частей. В первой он возблагодарил Господа. Выразил радость, что язычники будут просвещены и Израиль прославлен. Все это мог сказать любой иудей, удостоверившись, что видит Мессию.

Однако на Симеоне почивал Дух Святый. И если фарисеи ждали, что Мессия увенчает их за верность, даст в награду власть над миром, то Симеон прозревает иное.

Он видит, как ополчается народ на Господа, как распинает Его. "И тебе Самой оружие пройдет душу", - предрекает Симеон Богородице, желая, очевидно, подготовить Ее.

* * *

Тут была также Анна-пророчица, дочь Фануилова от колена Асирова...

Колено Асирово известно в Ветхом Завете как род богатый, сильный, но в то же время кроткий и миролюбивый. Вместе с другими коленами оно было угнано в плен вавилонянами, но не вернулось обратно, расселившись в странах Междуречья.

История Анны немного напоминает житие св.Ксении Петербургской. Известно, что после семи лет супружеской жизни Анна лишилась мужа и решила посвятить себя Богу. Согласно Иосифу Флавию, таких благочестивых вдов при Храме состояло немало. Им были выделены даже специальные помещения, и эти женщины вечно пребывали в трудах и молитвах.

Как и Симеон, Анна узнала Спасителя в Младенце на руках Богоматери. То была встреча уходящего мира Ветхого Завета с Заветом Новым. Симеон, самый древний священник в Иудее, принял Ребенка на руки и посвятил Его Богу. Исполнились сроки. Два старика стояли счастливые, провожая взглядами Святое Семейство.

(Подготовил В.Григорян)

      

sl.gif
(1214 bytes)

назад

tchk.gif
(991 bytes)

вперед

sr.gif (1243
bytes)

   На глав. страницу.Оглавление выпуска .О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта

Страница создана 29 мая 1999 г.
eskom@vera.komi.ru