"Когда исполнились дни очищения..."
Евангелие от Луки, гл. 2., 21-38
К толкованиям, посвященным Рождеству, мы уже обращались в первом выпуске нашей газеты за этот год. Поэтому от явления Ангела Иосифу, о котором нам поведал евангелист Матфей (гл.1 ст. 18-25), перейдем сегодня к
Обрезанию и Сретению.
У нас, христиан, два этих обряда, обрезание и представление перед Господом, совмещены в одном - крещении.
По прошествии восьми дней, когда надлежало
обрезать Младенца, дали ему имя Иисус...
Только пролив свою кровь, младенец в Иудее мог получить имя. По преданию избранного народа, в крови человеческой заключалась его душа, и поэтому обрезание можно считать обрядом посвящения души
Господу. Лишь после этого человек становился человеком.
Но следует отметить, что делалось это в бессознательном возрасте. Что вполне характерно для ветхозаветной религиозности. Не узрев Христа, верные были подобны детям, которые тянутся к Богу по
естественному зову души. Но вот этот зов утихает, наступает страшное состояние богооставленности. И тогда человек обращается к Господу уже сознательно.
Когда Спаситель пролил кровь на Голгофе, Он положил начало новому обряду - обрезанию сердца.
Указал, что человека человеком делает сораспятие Богу.
* * *
А когда исполнились дни очищения...
Роженица считалась нечистой сорок дней, если рождался мальчик, и восемьдесят дней, если рождалась девочка. После
этого следовало идти в храм, чтобы окончательно искупить свою нечистоту. Для этого женщина должна была, если семья была бедной, принести к жертвеннику ягненка и горлицу или двух горлиц, а в крайнем случае - двух птенцов голубиных.
Семья
Иосифа-плотника была, судя по всему, довольно бедна. Агнец в Евангелии даже не упомянут.
В числе других женщин Богородица должна была подняться на 15 ступеней и видеть, как на огромном жертвеннике сгорают бесчисленные животные и птицы.
* * *
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон...
Если младенец был перворожденным, то над ним требовалось совершить обряд посвящения Богу. Заключался он в том, что священник брал ребенка на руки и, обратившись
к алтарю, возносил дитя.
Некогда в благодарность за то, что Господь вывел их из Египта, иудеи дали один обет: первенцев своих мужского пола определять во священники. Со временем эта обязанность стала передаваться по наследству, но традиция
посвящать Богу первенцев осталась.
* * *
Черед посвящать Господу Младенца-Христа выпал священнику Симеону. Относительно него выдвигается много догадок. Некоторые считают, что он был сыном знаменитого раввина Гилеля - человека,
считающегося основателем фарисейства - школы, которая мечтала возродить былую славу иудаизма.
Мы знаем, что эта попытка ни к чему хорошему не привела, но плохо представляем себе, насколько она была мощной. В поход вышли ревнители благочестия,
обладавшие огромной волей, хорошим чувством юмора и известным гуманизмом. Но Христа не приняли, убили Его.
Талмуд полон историй, в которых раввины поучают Господа. Это очень характерно. Иудеи так и не поняли, что Бога следует принимать в том
облике, в котором Он приходит. Сегодня это сознание утрачено и многими народами, которые еще недавно считались христианскими. Они потеряли смирение и перестали понимать Христа.
* * *
Несмотря на все достоинства Гилеля,
предположение, что богоприимец Симеон был его сыном, в христианстве не привилось.
Согласно православному преданию, Симеон был одним из 70 переводчиков Библии на греческий язык. Некогда царь Птолемей решил получить точный перевод Ветхого Завета, но
боялся, что иудеи договорятся и какие-то места книги опустят или исказят. Поэтому он запер семьдесят знатоков Библии в отдельных кельях и пообещал, что если переводы будут разниться, то им не поздоровится.
Среди переводчиков был и Симеон. По
рассказу константинопольского патриарха Каллиста, когда Симеон дошел до места из пророка Исаии: "Се Дева во чреве зачнет и родит Сына", он остановился. Не мог поверить этому обетованию. И тогда Господь пообещал Симеону, что он не умрет, пока не
убедится в исполнении сказанного.
* * *
Ибо видели очи мои спасение Твое...
Речь Симеона, когда он принял на руки Спасителя, состояла из двух частей. В первой он возблагодарил Господа. Выразил радость, что
язычники будут просвещены и Израиль прославлен. Все это мог сказать любой иудей, удостоверившись, что видит Мессию.
Однако на Симеоне почивал Дух Святый. И если фарисеи ждали, что Мессия увенчает их за верность, даст в награду власть над миром, то
Симеон прозревает иное.
Он видит, как ополчается народ на Господа, как распинает Его. "И тебе Самой оружие пройдет душу", - предрекает Симеон Богородице, желая, очевидно, подготовить Ее.
* * *
Тут была также
Анна-пророчица, дочь Фануилова от колена Асирова...
Колено Асирово известно в Ветхом Завете как род богатый, сильный, но в то же время кроткий и миролюбивый. Вместе с другими коленами оно было угнано в плен вавилонянами, но не вернулось
обратно, расселившись в странах Междуречья.
История Анны немного напоминает житие св.Ксении Петербургской. Известно, что после семи лет супружеской жизни Анна лишилась мужа и решила посвятить себя Богу. Согласно Иосифу Флавию, таких благочестивых
вдов при Храме состояло немало. Им были выделены даже специальные помещения, и эти женщины вечно пребывали в трудах и молитвах.
Как и Симеон, Анна узнала Спасителя в Младенце на руках Богоматери. То была встреча уходящего мира Ветхого Завета с
Заветом Новым. Симеон, самый древний священник в Иудее, принял Ребенка на руки и посвятил Его Богу. Исполнились сроки. Два старика стояли счастливые, провожая взглядами Святое Семейство.