АРХИВ КРЕСТИК НА ГОЛУБОЙ ЛЕНТЕ Меня крестили в 1973 году в гостях, в одном из черноморских городков. Родители по наивности полагали, что таинство – это дело хоть и ответственное, но технически простое. Не тут-то было. Потребовалось предъявить свидетельство о рождении, которое осталось дома, на Алтае. Особенно удивлялась мама. Ее крестили еще в сталинские времена, но даже тогда никаких документов не спрашивали. Пришлось окунать меня в купель по свидетельству троюродного брата. Так что с тех пор у меня не одно, а два имени. Одно – для этой жизни, другое, видать, для следующей. По прошествии нескольких лет я сидел в вологодском архиве и перебирал документы начала семидесятых в папках уполномоченного по делам религии. И понял, что моей семье, в общем-то, даже повезло. За крещение ребенка могли в те годы последовать истинные мытарства. Начиналось все вот с чего. Информация 1968 г. “В порядке информации были посланы письма в городские и районные Советы депутатов... о тех родителях, которые приезжали в Кириллов и провели в церквях крещение своих детей”. Что за этим следовало? Вот одна из историй: “Справка о посещении семьи Ильининых. Крестили троих детей: одна девочка школьница (1 класс), двое мальчиков дошкольного возраста. Семья живет в трехкомнатной квартире. Детей всего 6 человек (трое старшие школьники). Родители рабочие: отец – плотник, мать – рабочая завода “Ремсельмаш”. На кухне в углу есть икона, три свечки (тех детей, которых крестили в октябре 1969 года). Наташа (которая учится в 1-м классе) показала: “Вот это мой крестик с голубой ленточкой”. Крестик висит у иконы. Икону приколотил отец, как приехали в новую квартиру. Но, по рассказу хозяйки, не придает этому никакого значения, часто выпивает, всех ругает и бога вместе. Поговорили с матерью. В семье 4 человека школьника. Школьный уголок никак не оформлен... нет ни расписаний на стене, ни хотя бы небольшого портрета Ленина. Говорю, квартиру такую хорошую предоставило вам советское государство, а не бог, однако портрета Ленина нет, а икона есть. Женщина со мной соглашалась: “Мужу сегодня скажу, чтобы снял икону”. В школе с ней об этом разговаривали. Говорит, если бы знала, что столько канители будет с этим крещением, то ни за что бы не согласилась”. Следует заметить, что это был не единственный визит к Ильюниным. Их просто избаловали вниманием. Вот еще выдержка из одного документа: “Разговор шел с матерью. Она очень волновалась. Сообщила, что окрестила по настоянию золовок, они старые, богомольные, помогают растить детей. Старших тоже крестили... Мать соглашалась с советами по воспитанию детей, жаловалась на трудности...” Меня больше всего поразили в этой истории строки о крестике на голубой ленте, которыми гордилась девочка Наташа. Это было, наверное, чем-то прекрасным для нее. В том, не слишком уютном и счастливом, быте семьи Ильюниных, который описывают члены комиссии. И они, кажется, догадываются, что нельзя вот так, просто, взять и отнять этот крестик у ребенка. Как и родительскую икону у ее отца. Поэтому взамен предлагается портрет нового бога – Ленина – с его заразительным энтузиазмом. Выйдя от Ильюниных, эти женщины из комиссии разойдутся, наверное, займут в магазинах очереди за хлебом, сосисками, маслом. Дефицит продуктов в то время еще только-только начинался. Потом, приготовив ужин, усядутся перед черно-белыми телевизорами. А когда уложатся спать, то, словно изжога, прихватит на время какая-то душевная тоска: “Боже, как скучно”. Москвичи говорят: “скушно”. Так и вправду лучше. Может показаться, какая ерунда вся эта история. Но у голубой Наташиной ленты были, между прочим, обласканные властью сестры: “В Устюжском районе, сельсовете Моденском при регистрации браков здание исполкома украшается вьющимися лесными растениями... В Леонтьевском сельсовете во время регистрации новорожденных на здании исполкома развеваются розовые и голубые ленты, по числу новорожденных мальчиков и девочек...” Вот только в руки их детям не давали. Казенное имущество. * * * Но пройдемся вместе с комиссией дальше: “Семья Селяевых... Отец работает маляром на железной дороге. Мать заведует секцией универмага “Светлана”. Окрещен ребенок 3-х лет. Посещает детский сад. Мать встретила... инспектора Гороно т.Русанову недоброжелательно. Разговаривала с ней резко: “Никому нет дела до моего ребенка. Я соблюдала обычай. Сама крещеная и ребенок должен быть крещеным. В церковь мы не ходим, богу не молимся и не верим. Окрестили и забыли. А некрещеный ребенок все равно, что нерусский...” “...Супруги Буйловы... крещение своей дочери... Марины объясняют тем, что это сделали по настоянию бабушек, которые заявили, что даже не зайдут на квартиру к молодым супругам, если девочка не будет окрещена”. Здесь список причин крещения детей почти исчерпан. Почти, да не совсем. Были причины и повесомей:
“...Например, Зайцев В.П., столяр РСУ, и Зайцева Г.П., его жена, завхоз детских яслей № 5-б, так объяснили причину крещения: “Мужу приснился сон: просили окрестить дочь. Если не окрестите, мы ее у вас заберем”. Посоветовались с бабушкой и решили окрестить...” Заодно и сами покрестились. То есть там, где старухи почивали, ангел не дремал. И попробуй объясни супругам Зайцевым, что все это – предрассудки. Перед нами материя куда более прочная всех этих доводов – сон. Жизнь сложилась плохо Впрочем, этот случай исключительный. Обычно взрослые крестились по мотивам более понятным для комиссий. В отчете за 1971 год говорится: “Особое внимание комиссия уделяла выявлению совершения обряда крещения взрослыми людьми. Выяснилось, что взрослые крестились главным образом под влиянием различных невзгод в семейной жизни... Например, гр.Сапрыгина Л.В., 1949 года рождения... окончила заочно техникум советской торговли, крестившаяся, объяснила этот факт неудачным замужеством (муж пьянствует, бьет ее). Шестерикова О.В., 1949 года, член ВЛКСМ... объяснила обряд крещения тем, что ее малолетняя дочь страдает эпилепсией. Посоветовали для ребенка найти бабушку, а не отдавать в детские ясли. Но ни одна бабушка не согласилась нянчиться с некрещеной, поэтому решили девочку окрестить, а для этого пришлось креститься самой. Смирнова Т.В. 1947 года, член ВЛКСМ... В семье трое детей, все некрещеные. Ее двадцатилетний брат недавно умер. Мать решила, что он умер потому, что был некрещеным и посоветовала дочери окреститься, что та и сделала: “Не расстраивайся, раз так тебе нужно, то окрещусь”. * * * Спустя два года выводы комиссии повторяются почти слово в слово: “Информация о работе комиссии по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при Вологодском горисполкоме за 1973 год... Установлено, что взрослые крестились под влиянием родственников, различного рода семейных невзгод, а также с целью крещения собственных детей. Коротков В.И... слесарь локомотивного депо, на вопрос о причинах крещения дал такой ответ: “В семье все крещеные, один я некрещеный. Да и жизнь сложилась плохо: сначала сестру задавило машиной, осталась семья, а теперь у самого жена ушла к другому с двумя детьми. Думаю, что все несчастья от этого, поэтому решил окреститься”. Один знаменитый профессор-атеист в двадцатые годы писал, что для уничтожения религии необходимо одно условие – предварительная победа над смертью. Спустя несколько лет он умер с именем Божьим на устах. Правы и работники Вологодского горисполкома. Умирание, боль душевная тоже могут подтолкнуть человека к вере. Но как объяснить, например, следующий случай: “7 февраля 1970 крестился ученик 10 класса... Квашонкин Владимир Павлович. Мать его работает на фабрике... отец... является... членов КПСС. Они категорически отрицали свое влияние на сына... Владимир сказал, что это его личное убеждение и личное дело...” * * * Случай удивительный, школа тогда была отсечена от Церкви очень жестко. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований тех лет. В Белозернском, Верховажском, Великоустюгском и Тотемском районах были опрошены 758 выпускников школы. Из них признался, что верит в Бога, один человек. Не верило 26 процентов ответивших. В приметы верил 21 человек, считали, что религия не приносит ни вреда, ни пользы, 141 человек. Что наука и религия не мешают друг другу – 36 человек, а семеро считали, что даже дополняют друг друга. Имелись верующие в 179 семьях, посещали церкви в 69, то есть в 9 процентах семей, отмечали религиозные праздники в 290, то есть у 40 процентов выпускников. Иконы имелись в 290 семьях. Самое интересное, с тех пор эти цифры не слишком изменились, особенно если учесть, что некоторые ученики в 1970 году могли покривить душой. * * * Но меня волнует не это, а то, как сложилась судьба того единственного, не знаю, девушка это была или парень, который осмелился сказать – да, верю. Ответа теперь уже не найти. Как соль растворился он среди людей. Медвежий угол Для того, чтобы понять, насколько мелочной была опека государства за крещениями, довольно было бы одной лишь этой справки: “Проверкой установлено, что вода, используемая при крещении, отвечает ГОСТ, кипятится в самоваре, сосуд протирается одеколоном, температура помещения +25, +26, в купели +36, +38, общее санитарное состояние удовлетворительное”. Но оставались еще глухие углы, где жива была старая Русь, куда государство с градусниками так и не дотянулось. Вот замечательный документ, повествующий нам об одном из таких медвежьих углов: “Информация Тотемского Райисполкома. В Погореловском сельсовете религиозность бытует на протяжении многих лет в местечке Тафта (три деревни: Гора, Подгорная, Родная). Местечко расположено в 15 км от населенных мест, регулярная связь с Тафтой бывает только в зимние месяцы и самое сухое лето. Всего население 346 чел. Из них 106 чел. детей до 10 лет. В беседах с детьми, родителями выясняется, что крестят детей в семьях, где 4,5,6 человек детей и есть престарелые бабушки. Родители в основном с образованием 3,4,5 классов. В Тафте нет дошкольного детского учреждения, нет ни сельского клуба, ни библиотеки, есть только медпункт, а не фельдшерско-акушерский пункт. До ближайшего медучреждения с родильными койками 15 км. Женщины рожают на дому, часто роды принимают верующие бабушки”. Абортов, стало быть, делать было некому. Оттого и детей много. А в многодетных семьях крестят детей охотнее. Замкнутый круг, как сказали бы авторы этой информации-плача. Я же предлагаю назвать это круговращением жизни. Анализ не ради анализа И там, где люди прерывали его, Господь, что мог, пытался поправить. Расскажу об “эпидемии крещений” в Грязовецком районе. Вот что сообщал тогда местный исполком: “...во второй половине 1967 года в д.Пустынь Ярославской области, что граничит с нашим районом и, в частности, с Покровским сельсоветом, где находится Успено-Чернецкая церковь, пропал мальчик. Его нашли мертвым в лесу. Верующие распространили слух, что он был некрещеным, от этого и погиб. Из этой и других деревень Любимского района Ярославской области стали приезжать в церкви нашего района целыми семьями для крещения детей. Этот слух распространился и у нас в районе... в Успено-Чернецкой церкви... было окрещено в 1967 г. 60 детей, в то время как в 66-м г. было... только 34 крещения и то добрая половина из Вологды, Мурманска и других городов Союза”. Не было в том вины погибшего мальчика, что родители его не окрестили. Но один Бог ведает, не был ли он дождиком окрещен и не удостоился ли венца за то, что смертью своей кого-то привел к вере. Говорят, что за ребенка, умершего некрещеным, нужно раздать сорок крестиков в храме. Через безвестного мальчика, найденного мертвым в лесу, крестики надели только в Вологодской области не меньше, чем на сотню детей. Об этом говорят данные отчетов. * * * Но, даже несмотря на подобные случаи, попытки борьбы с верой при помощи науки статистики не прекращались: “По городу Устюгу мы провели анализ по микрорайонам города и можем сказать, что наибольшая прослойка религиозно настроенных людей проживает у нас в районе так называемой горы и второй части города. Меньше – в районе за парком и еще меньше – в центре. Статистический анализ мы проводили не ради анализа, а для определения источников влияния”. Сегодня все эти попытки выявить источники кажутся довольно наивными. И, действительно, не старухи же совратили с социалистического пути десятиклассника Володю Квашонкина. Или учительницу английского языка Людмилу Антипьеву: “...Крестили своих детей и некоторые коммунисты: Маркеловы – муж Николай Евгеньевич, столяр... его жена, член партии, рабочая совхоза “Вохтога”, главный инженер совхоза “Сидороский” Антипьев Полиэкт Сергеевич и его жена, комсомолка, учительница английского языка Сидоровской средней школы Людмила Васильевна...” Если цель науки – это истина, то источник следовало искать несколько повыше, чем “так называемая гора” в Устюге. В.Григорян На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |