ПЕРЕКРЕСТКИ

“Мы дети Твои неразумные”
Юродство – это отказ от разума, а не от совести

Сколько лет выходит наша газета, столько помню и “юродивого Женю”. Фамилию его до сих пор не знаю, где он живет, чем кормится, и даже каково на самом деле его вероисповедание – то неведомо. Бывало, придет в редакцию, сядет на стул и сидит... Что-то в нем загадочное есть: бородка клинышком, темные ассирийские глаза с поволокой, зимой треух на голове и огромные валенки, летом – какое-то пальтишко с полуоборванными пуговицами. Сидит, молчит, а когда слово скажет, невольно уши навостряешь – вдруг пророчество какое? Женя говорил медленно, с расстановкой: вот, мол, в Мураши в Кировскую область съездил к тамошним старообрядцам или еще куда – на веру посмотреть, и везде, по его словам, искобенились люди, нет уж той, древлеправославной, веры на Руси... Пророчеств мы так и не услышали, но все равно дорожили Женей. Ведь юродивые сейчас так редки... Хоть и на псих-учете, как мы догадывались, он состоит, но все-таки свой, беречь его надо!

Нынешней весной зашел он в новеньком пальто, причесанный, весь какой-то обихоженный. “Откуда пальто?” – спрашиваю. “В Кочпонской церкви пожертвовали. А к старообрядцам я теперь не хожу, мало там подают. Совсем веры нет”. Между тем, как потом я узнал, Женя к староверам ходить не перестал, и жертвуют там немало: шаньги, яички, рыбники, деньгами тоже. И вдруг новость: отлучили Женю старообрядцы, не пускают в свой храм. Почему? А случилось вот что. Как-то они собирали деньги для детского приюта, и Женя взорвался: “Туда по 10 рублей жертвуете, а мне – лишь по 2-3 рубля!” И что ни день – матом ругается, мол, с вами с голоду помрешь. Обидно, конечно, такое слышать... Да дело не в этом. Ругался-то он прямо в церкви, у святых икон.

А потом еще одна новость: 2 августа, на Ильин день, “юродивый Женя” поджег староверческую церковь. Видно, вообразил себя карающим Ильей Пророком. Чудом иконы остались целы, но половина храма сгорела вместе с разной утварью, в том числе с моленной одеждой – сарафанами, платками, кафтанами, в которых староверы молятся. Против Жени заведено уголовное дело. Ожидается, что признают его психически больным и отпустят.

Вот таким оказался наш “юродивый”. А в случившейся трагедии и мы повинны – все-то ему в рот глядели. Так что он и сам поверил в свою “блаженность”.

* * *

Сколько лет выходит газета, столько помню еще одного, тоже больного, человека. Раньше эта женщина звонила на дню по несколько раз. Бывало, сижу в редакции, плечом к уху трубку прижав, занимаюсь своими делами, а она все говорит, говорит: про каких-то пауков, про страхи свои. Я слушаю – пусть выговорится, может, ей полегчает. Прошли годы, сейчас эта женщина активная прихожанка, часто к нам заходит. И снова все говорит, говорит: про епархиальную жизнь, про искушения и святость. Иногда такое скажет, что все внутри холодеет: как точно, в самую глубинку, подмечено! Откуда в ней эта мудрость и проницательность?

А недавно зашел посетитель – по неуловимым признакам тоже из этих, из больных. Принес покаянную молитву собственного сочинения, об умученных христианах в годы советской власти. “Вам-то в чем каяться? – невольно удивляюсь я. – Вы же в этом не участвовали”. – “Кто знает, – отвечает он, – если бы я жил во времена пророков, может быть, тоже в них камни кидал. Каяться вся страна должна, а мне зачем от людей отделяться?” Вот тебе и “больной”! Разумней речи я и не слыхивал.

Владимир Габов (так его зовут) рассказал о себе. Прежде он к лечебно-трудовому профилакторию был приписан, ящики там колотил. Потом его как эпилептика на инвалидность поставили. Теперь в церковь ходит, и жизнь его изменилась.

– Как служба, так мы с матерью рано утром на автобус – в Вильгорт в храм едем.

– А почему туда, в село? Здесь же, в Сыктывкаре, храмы есть.

– Там народ хороший, простой. Дружная община.

– Сейчас тоже из храма?

– Да. Только один, без матери. Она за ягодами ушла, – отвечает Владимир, и вдруг глаза его остановились, речь замедлилась. – Принесет она корзину шиповника, а я сижу перебираю, перебираю, перебираю...

Впрочем, гость быстро справился с собой – и снова передо мной нормальный разумный собеседник. И странное впечатление: будто изнутри этого безвольного, заторможенного человека смотрит на меня другой человек – с таким тихим покойным взором, трезвенно-ясный.

Такое я и прежде замечал в излечившихся от безумия людях. Что-то в них есть... великое. Может быть, эти люди – “юродивые наоборот”? Мы знаем о юродстве как о величайшем подвиге добровольного безумия Христа ради. Но вот это восхождение от безумия к разуму – разве оно не столь же величественно и мистично? Разве так же явно не торжествует в человеке Господь?

Ниже привожу молитву, написанную В.Габовым.

М.Сизов

“Всемудрый Боже! Вседержитель! Господь Бог! Прости Россию и россиян, вставших на путь богоборчества и ереси. Каемся перед Тобою за содеянное нами зло. Отрекаемся от подлого и мерзкого – зла вавилонского. Мы дети Твои неразумные. Прими наше покаяние. Прости нас! Господи, вразуми, прими нас в Свои объятия! Господь наш, Бог наш. И сделай так, чтобы жила Святая Русь, торжествовала Православная Истина, и прорастали вера, надежда, любовь и мудрость. Помилуй и прости нас, многогрешных, за кровь Твоих славных мучеников. В Твои Руки отдаем себя, Господь наш – Судья Наш! Каемся перед Тобою, Господи. Прости и помилуй нас. Аминь”.

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru