РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ


«Отныне будете видеть небо...»

    

На другой день опять стоял Иоанн и двое из его учеников. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него эти слова, оба ученика пошли за Иисусом.

В русском переводе Христос здесь куда-то целеустремленно идет. В греческом оригинале Спаситель выглядит более человечно. Он осматривает окрестности.

Здесь содержится третье свидетельство Иоанна Крестителя о Христе. На этот раз Предтеча обращается не к народу, и не ко всем своим, многочисленным ученикам, а лишь к двум из них.

Одного из этих учеников евангелист называет – это Андрей Первозванный. Второе же имя апостол Иоанн из смирения умалчивает, но речь, конечно же, идет о нем самом. Иоанн принадлежал к галилеянам. Это важно знать, так как Галилея в отличии от Иудеи стояла в стороне от политических интриг и была более свободна от фарисейства. А имя Андрей указывает на греческое воспитание и образование апостола, хотя сам он был иудеем.

Шли Андрей и Иоанн молча, не решаясь заговорить. Что заставило их пойти. Вера? В это довольно трудно поверить, и молчание учеников как бы выдает их нерешительность.

Нет, скорее всего, за Христом они пошли из послушания, повинуясь словам учителя, доверившись ему. Поэтому, этот эпизод в каком-то смысле можно назвать тем духовным зерном, из которого выросло христианское монашество.

Но при этом ученикам, естественно, хотелось, чтобы Спаситель Сам подтвердил сказанное Предтечей. И Господь, увидев их, идущих за Ним, полных сомнений, но в то же время жаждущих веры, спросил, что им надобно.

Надобно им было, очевидно, многого. Истины, счастья, освобождения своей родины... Перечислять можно долго. Но Христос услышал очень емкий ответ:

– Равви, – что значит: учитель, – где живешь?

Суть этих слов можно истолковать так – нам нужно поговорить, мы хотим познакомится с Тобой, прежде чем открывать свои помыслы. Если Ты пророк, то нам нужно одно, если Мессия – другое.

Можно найти здесь и другой схожий смысл – где Ты живешь, на небе ли на земле, в чертогах царских или не имеешь крыши над головой?

Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет...

Нам неизвестно, где именно жил Спаситель во время посещения Иордана. Но вариантов здесь немного. Либо в какой-нибудь пещере, либо квартировал в близлежащем селении.

Было около десятого часа...

То есть, по-нашему, около четырех часов дня. По мнению Златоуста, Августина и многих других святых отцов, ученики пробыли у Иисуса весь остаток дня и всю ночь. Как радостно было, наверно, апостолу Иоанну, описывая эти события на закате жизни, вспоминать тот вечер. Это был очень долгий разговор, содержания которого мы не знаем. Но нам известно, что после этого Андрей и Иоанн бросились к братьям сообщить им радостную весть:

– Мы нашли Мессию...

О том, что он нашел и привел к Христу своего брата Иакова, евангелист так же умалчивает, как и о себе. Но известно, что с этого времени Иаков всюду следовал за Господом. Нашел своего брата Симона и Андрей Первозванный. Когда Симона привели к Иисусу, Господь дал ему имя Петр, что значит, камень, прозрев, что у Него не будет ученика, более твердого в вере.

На другой день Иисус захотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мной.

Так же, как и братья Андрей и Петр, Филипп был родом из селения Вифсаида (Дом рыбы). Очевидно, они были товарищами в детских играх, так как ко времени знакомства с Христом Андрей и Петр жили в другом месте, городе Капернауме.

Мы не знаем, как произошло обращение Филиппа. Хотя ссылки на Ветхий Завет нам кое о чем говорят. Очевидно, он ждал долгожданного Мессию довольно напряженно, изучая в связи с этим Священное Предание. В то же время Филипп не был книжником. Узрев Христа, он всей душой принял Его. Отметим, что, убеждая Нафанаила идти к Христу, он говорит “посмотри”, а не “послушай”. Нужно было иметь чистое, внимательное сердце, чтобы увидеть Спасителя в плотнике из Назарета.

Нафанаил был другом Филиппа. Мы знаем его под именем апостола Варфоломея (их дружбе суждено было продлиться долго. Много лет спустя, когда Филипп примет мученическую кончину на кресте, именно Варфоломей найдет и похоронит его тело).

“Из Назарета может ли быть что доброе?”

Галилея не пользовалась хорошой славой у Иудеев, а Назарет ни разу не упоминается в Ветхом Завете. У будущего апостола Варфоломея просто в голове не могло уместиться, что Царь царей может явиться из такой дыры. Это полностью противоречило его представлениям о Мессии. Через это удивление пришлось пройти всем иудеям, ставшим христианами.

Иисус, увидев Нафанаила...

К сердцу каждого из учеников Господь находил свой путь. Так было и с Нафанаилом. Зная о его сомнениях, Спаситель прозорливо говорит: “Вот подлинно, Израильтянин, в котором нет лукавства”.

Нафанаил удивлен столь верным наблюдением, но и смущен в то же время – не увлекают ли его неизвестно куда с помощью лести. Он спрашивает:

– Почему Ты знаешь меня?

Ответ потрясает его:

– Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нам никогда не узнать, что же пережил Нафанаил под смоковницей, почему именно на этот эпизод указал Господь. Мы знаем лишь, что это было как-то связано с истинно-израильским достоинством Нафанаила. Известно также, что у иудеев существует обычай совершать дневную молитву под смоковницей.

Услышав о смоковнице, Нафанаил был совершенно покорен и воскликнул:

– Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Здесь слова “Сын Божий” стоят на первом месте, в то время как Филипп от лица первых учеников говорил о Мессии, как о сыне Иосифове. Из этого можно сделать вывод, что Варфоломей первым из учеников понял, что перед ним Царь, в первую очередь, над сердцами, а не землями – Бог.

Отныне будете видеть небо...

В ответ на эту веру Господь подтверждает, что не землю он готов даровать своим ученикам, а небо и, главное, – Самого Себя – Сына Человеческого.

В.Г.

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска. О свт.Стефане.О редакции. Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru