РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ


«ИЗ ЧРЕВА ПРЕИСПОДНЕЙ»

«В Библии много удивительных историй, прямо-таки сказочных. Например, история про Иону, который три дня провел в чреве кита...»

Такое мнение можно услышать от людей, которые читают Священное писание как художественное произведение, не вникая в его Боговдохновенный смысл. Что греха таить, бывает, что и православные люди сомневаются в подлинности некоторых библейских эпизодов. В прошлом веке даже некоторые священники, стараясь шагать в ногу со своим «просвещенным веком», учили, что да, есть в Библии места, имеющие «более аллегорический смысл, чем исторический». Но... наука не стоит на месте, и самое фантастическое вдруг оказывается реальностью.

Так, биологами доказано, что случай с пророком Ионой – отнюдь не сказка. Вспомним, что произошло с ним на самом деле.

В Библии рассказывается, что Ионе был голос Божий, чтобы он шел в Ниневию, где творились злодеяния, и проповедовал там. Иона же убоялся и решил скрыться от лица Господня в Фарсисе. Когда он плыл туда на корабле, Господь воздвиг большую бурю так, что было похоже – корабль вот-вот затонет. Моряки стали взывать к своим языческим богам, но море не стихало. Тогда усовестившийся Иона сказал им: «Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря». Так и сделали... Море утихло. И положившийся на волю Божию человек также был пощажен: «Повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: «К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой» (Иона 2, 1-3).

То, что произошло с Ионой, можно объяснить чудом, которое Бог явил пророку и всем людям для укрепления веры. Но, как уже часто бывало в библейской истории, чудо не выходит за рамки земной действительности. Некоторые разновидности китов и акул (кашалот, белая и китовая акулы) действительно могут целиком заглотить человека. У рыбаков зафиксированы случаи, когда в их желудках находили тела животных и больших по размеру, чем человек. Находили и тела людей, почти неразложившиеся. Здесь вопросов нет. Но как мог Иона выжить в китовом чреве?

К настоящему времени ученым известны по крайней мере два подробно описанных случая спасения людей из китового чрева (о них можно прочитать в книге Бернарда Рамма «Христианский взгляд на науку и Св. писание», к сожалению, не переведенной на русский язык). Эти люди провели «в ките» примерно столько же времени, сколько и пророк Иона. Еще в прошлом веке, в 1895 году, многих потряс случай с Джеймсом Бартлеем, проведшем внутри акулы около полутора суток (38 часов) и оставшимся в живых. Кстати, это также может совпадать по времени с тем, что произошло с ветхозаветным пророком. Дело в том, что «три дня и три ночи» не совсем точный перевод древнееврейского идиоматического выражения «три дня». Так что если Иона был поглощен китом поздним вечером, а выброшен на сушу утром, то «три дня» вполне укладываются в 38 часов.

Когда биологи заинтересовались этими удивительными случаями, то установили следующее. В желудках китов и акул всегда имеется воздух, достаточный для дыхания человека, на какую бы морскую глубину эти животные ни погружались. Причем пищеварительный процесс в желудке у них не начинается до тех пор, пока проглоченная жертва не умрет и не начнет разлагаться. Таким образом, в ветхозаветной истории нет ничего сказочного.

Чудо с Ионой заключается не в ките и не в его чреве, а в милости Божией, в спасении пожертвовавшего собой пророка. Самое же большое чудо – в том, что воскрешением Ионы к жизни Господь предуведал Свою жертву за людей и Свое воскресение. Вспомните Евангелие. Когда фарисеи требовали от Христа показать им «знамение», Господь ответил: «Лукавый и прелюбодейный род ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12, 39-40).

«Из чрева преисподней я возопил», – молился человек Иона, носившийся по океану в жутком, черном, зловонном желудке кита. Прошло время, и Христос сошел в настоящую уже преисподнюю, для описания которой уже нет слов. И сказал грешникам: «Придите ко Мне, и Я успокою вас».

«ДВА СВЯЩЕННЫХ ГРАДА»

Почему именно Иерусалим назван в Библии «священным городом»? Есть ли в библейской истории другие города, удостоенные такого звания?

Иерусалим («иеро» – священный, «салем» – город) был столицей Священной земли, заповеданной Богом народу Своему. Сюда был приведен народ Божий после Египетского плена. Здесь Он повелел поставить храм, являвшийся в течение столетий единственным храмом Богу истинному.

Таков был промысел Божий – и вопрос «почему» здесь как бы неуместен. Но все-таки попытаемся понять, чем же особенна эта земля, в чем ее «обетованность»?

iraq.gif (6190 bytes)Начнем с самого начала земной истории – с изгнания людей из рая. В Библии говорится: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч, обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие 3, 24). Как видим, Адам и Ева, оказавшись вне рая, недалеко ушли от него и, возможно, даже пытались обратно вернуться в Эдемский сад, раз понадобилось поставить у врат его Херувима с мечом. Где находился рай и где поначалу жили изгнанники – до сих пор предмет споров. Недавно группа израильских ученых заявила, что жили они на горе Мориа в черте нынешнего Иерусалима, а значит – и рай находился в пределах государства Израиль. Другие ученые предполагают, что рай существовал на земле, покрытой сейчас водами Персидского залива. Обе точки зрения имеют свои обоснования.

Судя по археологическим находкам, самая древняя человеческая цивилизация возникла близ Персидского залива, в долине рек Тигр и Ефрат. Самые первые города, которые знает археология – Ериду, Ур и Обеид, – находились на самом берегу залива. В середине нынешнего века там проводились довольно обширные раскопки, по результатам которых Национальным географическим обществом было установлено: «Эриду. Первая столица Нижней Месопотамии. Храм, откопанный здесь, является самой старой религиозной постройкой, известной человеку». Многие церковные историки полагают, что именно здесь первоначально поселился Адам. На его глазах выросло здесь несколько поколений людей, которым он дал начало, при нем был построен и первый храм. Как сказано в Библии, первым стал молиться Богу сын Адама, Сиф, он же, наверное, и устроил первое общественное святилище. Судя по раскопкам, этот храм поначалу был размером всего в 3 кв. метра, потом же, в течение веков, его расширили в 16 раз, оставив первоначальное святилище в центре в нетронутом виде.

temple.jpg (8577 bytes)

Итак, первым священным городом для людей был Ериду, о чем говорит и его название – Иер-Иду. И все же не здесь была «земля обетованная» для избранного народа.

Отправимся дальше вслед за Адамом. Жил он несколько сот лет и под конец, как говорит церковное предание, покинул колыбель человечества, отправившись в долину реки Иордан, где обретались его потомки в 8-м и 9-м поколении. Здесь, в черте нынешнего Иерусалима, на горе Мориа, он и поселился. Позже именно на этой горе Господь приказал Аврааму принести в жертву сына Исаака. Здесь же, на горе Мориа, было повелено Соломону построить Иерусалимский храм – центр ветхозаветной Церкви. Примечательно, что во время постройки огромного храма (он действительно был велик, с ним может сравниться только Константинопольская Айя София) строители сумели сохранить участочек скалы, в которой находится древняя пещера. Не в ней ли и жил Адам? Сделана она в виде квадратной комнаты высотой чуть выше человеческого роста, шириной и длиной по 6 метров. Исследовать ее археологи не могут, поскольку вот уже несколько веков вход туда запрещен. Мусульмане, завоевав Палестину, стали хранить в ней свои величайшие святыни – меч царя Давида, подлинник Корана и щит Магомета. Над пещерой стоит теперь мечеть. Султан Омар, построивший мечеть на месте Иерусалимского храма, также не дерзнул разрушить пещеру. Знал ли он, что она – последнее пристанище праотца всех людей?

Впрочем, по церковному преданию, самым последним пристанищем Адама стала не гора Мориа, а соседняя с ней Голгофа. Именно там похоронен Адам. И здесь мы подходим, наконец, к объяснению, почему именно израильская земля была благословлена Богом избранному народу. Иудейские ученые исходят из того, что раз Адам жил на этой земле, то, значит, где-то в здешних пределах и находился Эдемский сад. Следовательно, земля эта заповедана евреям как обещание вернуть избранный еврейский народ в рай. Такое вот понимание обетования.

А есть и другое. Как уже говорилось выше, археологами доказано, что первые поселения людей были не в Израиле, а в шумерской земле – в долине Тигра и Ефрата. Именно там Адам жил. Так что Господнее обетование не имеет отношения к его жизни, как и к месторасположению рая. Здесь другое... В духовном смысле важнее не то, где жил-прозябал изгнанный из рая человек, а то обстоятельство, где он умер. Если вдуматься, то смерть Адама была поистине вселенским событием – ведь умер не просто человек, а тот, кто был когда-то БЕССМЕРТНЫМ.

Иудеям, конечно, это обстоятельство ничего не говорит. Представьте: вот они живут на священной, обетованной земле, уверенные, что под их ногами ушедший под землю Эдемский сад. Тут кто-нибудь из любознательных начинает копать землю, желая своими глазами посмотреть на останки Эдема, и вместо окаменелых экзотических растений выкапывает... полусгнивший череп. «Так это и есть обетование?!» – не поверит иудей. Ведь он ожидал найти что-то материально ценное, а тут только прах и гниль... В чем же его ошибка? А в том, что обетование Господне надо понимать иначе. Представим себе другую ситуацию. Отец выгнал согрешившего сына за порог дома. Побродив по свету, сын возвращается к отцу с такой мыслью: «Причина всех бед в том, что я лишен дома. Но стоит мне обратно переступить через порог, оказаться в отцовых палатах, и я заживу как прежде». И примирение с отцом он начинает с «порога» – просит дозволения войти в дом. Отец же отвечает: «Что тебе в этом доме? Я могу построить тебе сто таких домов. Но будет ли это моим прощением?» Как видно, примирение-то надо начинать не с «порога», а с исповедания греха . Там, где закопан грех, – там и лежит прощение. Там, где закопана голова Адама, лишенного бессмертия, – там и обетование жизни вечной.

Обетование это было исполнено Богом, увенчавшим Голгофу Крестом спасения. Господь дал распять Себя над могилой Адама и воскрес из мертвых – и ныне смерти нет, род людской прощен, двери Дома Божьего – Небесного Иерусалима – отверсты перед нами...

Подготовил М.ВЫГИН.

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru