ПРАВОСЛАВИЕ В МИРЕ

   Церковь Греции помогает согражданам

Икона Божией Матери «Достойно есть» (или «Милующая» – о ней читайте рассказ в № 339 «Веры»), хранящаяся более тысячи лет на святом Афоне, 15 октября была доставлена спецрейсом icon_b.jpg (9047 bytes)в греческую столицу для укрепления пострадавших от землетрясения в Афинах 7 октября (143 погибших). В аэропорту чудотворной иконе был оказан прием, подобающий главе государства. Затем ее доставили в центр города в Св.-Пантелеимоновскую церковь, крупнейший православный храм после знаменитой стамбульской Св.Софии, где она две недели будет доступна для поклонения. Чудотворную икону, написанную в 982 году, в сопровождении почетного караула трех родов войск встретили госсекретарь по иностранным делам Григорис Ниотис, глава Элладской Церкви архиепископ Христодул и сотни верующих людей. Икона «Достойно есть» крайне редко покидала пределы Афона: только дважды она была в Афинах (в 1963 и 1987 гг.), и один раз ее доставляли в Салоники (в 1985 г.).

* * *

Элладская Православная Церковь приняла решение оказывать материальную поддержку православным семьям, в которых третий ребенок родился после 1 января 1999 г. в пограничных с Турцией областях. Это области Западной Фракии, где стремительно растет численность мусульман турецкого происхождения, составляющих ныне около 100 тыс. человек, и где вскоре может повториться по сути косовский вариант. По решению архиереев финансовая помощь составит 40 тыс. драхм (или 123 евро) и будет предоставляться 136 семьям раз в два месяца до достижения ребенком 12-летнего возраста (в то время как значительно более высокие государственные дотации выплачиваются до 3-летнего возраста). Несмотря на несогласие некоторых иерархов (дескать, деньги можно использовать и на более важные цели или если уж платить, то и мусульманам тоже), предстоятель Элладской Церкви заявил, что «это внутренняя мера Церкви в отношении своей паствы с целью решить демографическую проблему в стране».

В Грецию не получилось...

Недавно Иоанн Павел II «как глава государства» получил приглашение побывать в Греции от премьер-министра этой страны Симитиса.

В июле Ватикан известил руководство Элладской Православной Церкви (к которой формально принадлежит 90 % населения Греции) о том, что Папа хотел бы помолиться в том месте в Афинах, где проповедовал св. апостол Павел. Архиепископ Христодул, предстоятель Элладской Церкви, заявил, что Папа может посетить православную страну только после того, как этот визит будет одобрен всеми Поместными Православными Церквями, а Священный Синод выразил надежду на то, что Папа продемонстрирует «смирение и покаяние, прежде чем вступит на территорию православной Эллады».

После этого кардинал Кассиди, отвечающий за внешние связи Ватикана, заявил, что Папа имеет «большое желание» посетить Грецию, но пока что не обдумал конкретные планы этого визита. После встречи Кассиди с архиепископом Христодулом папский визит был отменен.

Причиной отмены стала не столько реакция Синода Греческой Церкви, сколько ее рядовых мирян, заваливших Синод письмами возмущения в связи с планами Папы, а также позиция настоятелей 20 афонских монастырей, категорически выступивших против визита. Настоятели монастырей Афона обвинили Ватикан в продолжении поддержки униатства, назвав его «бесчестным проникновением папизма в православный мир». Они также напомнили Папе, что он до сих пор не извинился за захват и разграбление крестоносцами Константинополя в 1204 году, хотя недавно глава Римско-Католической Церкви принес извинения мусульманам за прегрешения крестоносцев перед ними. Недавний визит Иоанна Павла II в Румынию был охарактеризован настоятелями как «попытка эксплуатации бедной традиционно православной страны, нуждающейся в западных ресурсах».

Глава католического меньшинства Греции архиепископ Николаос Фосколос раскритиковал Ватикан за то, что там не сочли нужным посоветоваться с греческими католиками.

«Многие инициативы Ватикана бестактны и неуклюжи, – заявил он. – Они предпринимаются без малейшего учета ситуации на местах. Они полагают, что путем директив сверху можно обеспечить какие-то изменения... Атмосфера, сложившаяся в Греции за последние два месяца, полностью исключает возможность такого визита в течение ближайших нескольких десятилетий и крайне затрудняет поиски католиков своей ниши в этой стране. Греки терпят присутствие католиков в их стране, но они не соглашаются с ним».

В Греции насчитывается незначительное католическое меньшинство, представленное 50 000 этническими греками и 150 000 иностранцами. Католическая Церковь в этой стране не имеет статуса юридического лица, что было подтверждено верховным судом Греции в 1994 году.

...Теперь в Грузию

«Отвечая на приглашения Патриарха Грузинской Православной Церкви Илии и президента Шеварднадзе, Иоанн Павел будет в Грузии 8 и 9 ноября 1999 года». Для многих православных страны это официальное сообщение было как гром среди ясного неба.

Еще во время своей недавней поездки в Ватикан Патриарх Илия II пригласил понтифика посетить Грузию, однако всерьез такую возможность мало кто воспринимал. Предполагалось, что визит Папы из-за взрывоопасной обстановки на Кавказе если и состоится, то не ранее 2001 года. «Рим принял решение о конкретных датах папского визита, тщательно оценив ситуацию в регионе», – заявил представитель Ватикана.

georgia.jpg (17321 bytes)
Пикет против приезда папы Римского

«Народ Грузии с большим интересом ждет Иоанна Павла II», – заявляют в Ватикане . Между тем численность католиков здесь – всего около 70 тыс. человек, т.е. менее 2% населения Грузии. В республике 8 католических церквей. О том, что цель этого папского «похода на восток» – не только Грузия, заявил 18 октября сам Шеварднадзе, назвавший предстоящий визит «событием огромного значения не только для Грузии, но и для всего Кавказа». По этой причине власти готовы были предложить ему под мессу центральную площадь Тбилиси.

Часть духовенства Грузии выступила не только против проведения Папой Римским публичного богослужения, но и провела в столице молебен, на котором было заявлено, что визит Папы в Грузию должен носить исключительно светский характер и не преследовать религиозные цели.

Лики болгарских святых – на монетах?

Летом этого года в Болгарии были выпущены в обращение новые банкноты, на которых изображены чтимые святые Болгарской Церкви: преподобные Иоанн Рыльский и Паисий Хилендарский.

Св.Синод Болгарской Православной Церкви еще весной заявлял протест руководству Национального банка в связи с планами поместить изображения угодников на банкноты. Церковь расценила это как оскорбление чувств верующих. В ответном заявлении руководство банка возразило, что это решение принято с соблюдением православных традиций Болгарии и что Христос, Богородица и святые изображались еще на древних болгарских монетах.

Кстати, буквально на днях болгарские археологи сообщили о находке фундамента церкви IV-VI веков в Южной Болгарии. Развалины христианской базилики этого периода найдены впервые. Внутри периметра фундамента обнаружены материалы, свидетельствующие о том, что окна базилики были остеклены. Это очень редкое явление для христианских построек того времени.

* * *

Церковный мотив появится вскоре и в оформлении российской 1000-рублевой купюры. На ней будет изображен старинный русский храм.

Подготовил И.ИВАНОВ.

По материалам ИТАР-ТАСС, Вдъ-информ, ZENIT, CWN, ENI.

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска. О свт.Стефане.О редакции. Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru