КАЛЕНДАРЬ


ОБ АНГЕЛАХ

21 ноября – собор архистратига Михаила и прочих небесных сил

Крылатые покровители

     Это мы знаем об ангелах? Не слишком много. Столько, сколько необходимо.

     На месте города Ура, что стоял в долине реки Евфрат за 2500 лет до рождества Христова, археологи нашли стелу с изображением крылатой фигуры, нисходящей с небес, чтобы налить из кувшина живой воды в кубок царя.

     И у древних арийцев, пришедших некогда в Индию, мы находим следы истинной веры. Читаем:

     «Некоторых богов (ангелов – Г.Д.) нельзя уговорить или совратить с путей праведности, сколько бы жертв мы им не приносили... В них нельзя отличить ни правое, ни левое, ни переднее, ни заднее. Они не смыкают глаз и не спят, они пронизывают все сущее; они видят как злое, так и доброе; все, даже самое отдаленное, близко для них; они ненавидят смерть и наказывают ее; поддерживают и защищают живое».

* * *

     В Ветхом Завете самое яркое и полное описание встречи с ангелом мы находим в десятой главе книги пророка Даниила:

     «А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра и поднял глаза мои, и увидел: вот один мужчина, облеченный в льняную одежду, и поясница его опоясана золотом из Уфаза. Тело его – как топаз, лицо его – как вид молнии, глаза его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и голос речей его – как голос множества людей...

     ...он сказал мне: «Не бойся, Даниил... слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских...»

     ...И когда он говорил со мной, я укрепился и сказал: «Говори, господин мой; ибо ты укрепил меня». И он сказал: «Знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего...»

     Из этого текста мы узнаем о невидимой брани, которая идет на земле между демонами и ангелами и влияет на наши дела.

     Что означает в разговоре с Даниилом упоминание князя Греции, доподлинно неизвестно. Очевидно, речь идет о завоеваниях Александра Македонского. Сам Александр был язычником, но проторенными им путями разлилась потом по Востоку вплоть до Индийского океана православная вера.

     И, наконец, мы узнаем из речи ангела о том, что небесным князем избранного народа является архистратиг Михаил. Почему именно он? Почему на Руси архангела Михаила считают покровителем воинов?

Собор небесных сил

     Нам немного известно, какой повод нашла треть ангелов для того, чтобы восстать против Отца Небесного.

     По одному из преданий, их возмутило то, что Бог создал человека. И, мало того, повелел огнеобразным могущественным созданиям служить тем, кто сотворен был из праха земного.

     Есть и другое мнение, которое, впрочем, нисколько не противоречит первому. Будто ангелов ввело в соблазн то, что Господь Всемогущий, жертвуя своей властью, сотворил людей и ангелов свободными, даровал им полную волю в поступках. Будущим демонам показалось это соблазнительным, способным разрушить небесную гармонию. И тогда Люцифер решил, что мог бы управиться с мирозданием гораздо лучше, правовернее. Именно благими помыслами, как известно, вымощена дорога в ад.

     Следы того восстания мы можем найти и в аргументах иудеев, взбешенных независимым поведением Спасителя, в истории расколов и революционных трактатах.

     Способность Господа поступаться всемогуществом сатана принял за Его слабость, но просчитался. Ведь, кроме свободы, в основы бытия заложены еще и такие качества, как любовь и благородство.

     Первым бросился на защиту Отца архистратиг Михаил. Образ этого бесстрашного воина воодушевил небесное братство. Против демонов, питающих ненависть не только к Господу, но и друг к другу, встал несокрушимый собор небесных сил. Легионы бесов оказались сокрушены и сметены в преисподнюю.

Избранный народ

     В память об этом архистратиг Михаил и покровительствует избранному народу. Иудеи считали, что речь идет о еврейской нации, но это не так. Избранным народом может быть и горстка людей (семь тысяч не преклонивших колена перед Ваалом), и великое множество верных, различных по крови.

     Достаточно посмотреть на настоящих православных американцев, сербов, эфиопов, чтобы убедиться – мы с ними принадлежим к одному народу. Вера накладывает отпечаток на строй мыслей, на лица, на манеру поведения. А вспомним Прокопия Праведного – разве мы помышляем о нем как о немце. Для нас он русский в том смысле, что возлюбил Бога.

     В прошлом веке легендарный в мусульманском мире ученый Исмаил-бей Гаспринский, крымский татарин по происхождению, нашел очень точное определение для того влияния, которое оказывает русский народ на иные нации. Он назвал это влияние нравственным обрусением и пожелал его всему Востоку.

     Здесь нет почвы для национальной гордыни. Так же, как и иудеи, мы способны превратить свое имя в синоним богоотступничества. И если этого не произошло, то, наверное, лишь потому, что рядом с архистратигом Михаилом сражаются сейчас в небе над Россией тысячные рати наших соотечественников.

Христианское учение
о чинах ангельских

     Празднование победы небесного воинства над Люцифером было установлено на Лаодикийском Соборе в 319 году по Рождеству Христову.

     Тогда же, в IV веке, коптский монах св.Пахомий впервые ввел для иноков уставную одежду, образцом для которой послужило одеяние явившегося ему ангела. К концу этого столетия посланцев Божьих начинают писать с крыльями и светлыми нимбами – такими, какими мы их привыкли видеть сегодня.

     Однако далеко не все складывалось благополучно. С неправильным отношением к вышним силам начал бороться еще апостол Павел, но оно разрасталось все сильнее. Дело в том, что бывшие язычники, лишившись своих богов, решили найти им замену. Архистратига Михаила они назвали богом евреев. Под именем ангелов призывали бесов и служили им. Кстати, определенная путаница сохранилась до наших дней. Например, распространяется лжеучение, что у крещеного человека могут быть два и более ангела-хранителя, а может, не быть ни одного.

     Отцы Лаодикийского Собора отвергли все подобные домыслы, постановив поклоняться ангелам как служителям Божиим и хранителям рода человеческого. Вскоре это установление было подтверждено на Никейском Соборе, но через 20 лет отвергнуто. Решено было избрать средством борьбы с невежеством чисто негативные меры, а получилось, что из огня бросились в полымя.

     Несколько веков шла борьба, и наконец Седьмой Вселенский Собор в 787 году окончательно утвердил почитание собора сил небесных 8-го ноября по старому стилю (или 21-го по новому стилю).

* * *

     Этому немало помогло то, что в начале VI века Церковь окончательно определилась с учением о девяти чинах ангельских. Серафимы, херувимы, силы, ангелы упоминались еще в Ветхом Завете. В Новом Завете к ним добавились престолы, господства, власти, начала, архангелы. Как постановил Седьмой вселенский Собор: «Церковь признает их разумными, но не совершенно бестелесными...только имеющими тела тонкие, воздухообразные и огнеобразные».

     Католиками эта истина была впоследствии искажена. Они считают ангелов бесплотными мыслящими субстанциями. Но в учении о чинах ангельских разногласий между различными христианскими вероисповеданиями нет. В общих чертах оно таково.

     Первую – высшую к Пресвятой Троице – иерархию составляют:

     Серафимы – значит по-древнееврейски пламенеющие, горящие любовью к Господу и пробуждающие эту любовь в нас, людях.

     Херувимы – значит изливающие премудрость. Через них нам посылается боговидение и богопознание.

     Престолы – на которых покоится Господь. Они служат Его правосудию. Через престолы нам даруется понимание справедливости Божией, через них мы учимся творить на земле неложный суд.

     Три следующие чина ангельской иерархии:

     Господства – учат нас господствовать над своими чувствами и страстями. Властителям они помогают мудро управлять врученными им от Бога областями.

     Силы – творят великие чудеса и ниспосылают благодать творить их угодникам Божиим. Силы же укрепляют человека в терпении, помогают ему не изнемочь в скорбях.

     Власти – называются так потому, что имеют власть над диаволом. Они оберегают нас от бесовских искушений, всячески мешают демонам вредить нам.

     И, наконец, последние три чина:

     Начала – управляют нижестоящими ангелами, направляя их с различными поручениями. В их ведении находится вся материальная вселенная, царства и области Земли. Ради нашей пользы начала возводят достойных людей на различные должности.

     Архангелы – выступают как благовестники. Они открывают пророчества, познание и разумение Божьей воли. Это своеобразные связные между Господом и людьми.

     Ангелы – приставлены к каждому человеку, чтобы оберегать его, наставлять. Они ни на мгновение не оставляют попечения о нас и всегда готовы поддержать человека в его добрых начинаниях. Эти хранители даются нам при крещении, а после смерти сопровождают через мытарства.

     Как и над народом избранным, над всеми названными здесь чинами ангельскими поставлен вождем архистратиг Михаил. Так не было от начала. За мужество и деятельную верность удостоился он этой чести.

Г.ДОНАРОВ

 

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru