КАЛЕНДАРЬ


ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Память святителя – 26 ноября

Ранние годы

     Иоанн Златоуст родился в городе Антиохии, в семье крупного военачальника Секунда. Мать будущего святого Анфуса была замечательной женщиной, которой восхищались многие современники. Ей было двадцать лет, когда скончался Секунд, оставив ее с двумя малютками на руках. И тогда эта молодая красивая аристократка решила не выходить второй раз замуж, а посвятить себя детям. Знаменитый оратор язычник Ливаний, узнав об этом, воскликнул: «Ах, какие у христиан есть женщины».

     Что значило быть одной в то время? На небольшое наследство, оставленное Секундом, набросились алчные родственники, которые терзали Анфусу много лет. Детство Иоанна прошло на фоне бесконечных тяжб и наносимых его семье обид. Но то, видно, была воля Господня. Никогда после Иоанн не мог равнодушно взирать на униженных и оскорбленных. Именно это повлияло на его желание стать адвокатом. Он полагал, что таким образом сможет постоять за справедливость.

     В обучение юношу решено было отдать к Ливанию, самому красноречивому человеку в Малой Азии. После смерти императора Юлиана Отступника Ливаний был, наверное, последней яркой личностью среди язычников. Идеалист до мозга костей, он мечтал увлечь за собою как можно больше юношей ради цели, которая казалась ему благой. Но все ученики вместе взятые не стоили в глазах этого стоика Иоанна Златоуста. Когда на смертном одре у Ливания спросили, кого он хочет видеть своим преемником, старый софист простонал:

     – Иоанна, если бы не похитили его у нас христиане.

Проповедник

     Став адвокатом, Иоанн не долго тешил себя иллюзией, что сможет положительно повлиять на антиохийцев. Это было все равно, что черпать воду решетом. Не успевал он защитить одного несчастного, как его противники бросались на другого. С грустью Иоанн осознал бессилие закона в столк?овении с пороками. Ведь закон лишь пытается оградить нас от зла, а не исцелить его корни.

     Выход из этого положения Иоанн нашел самый достойный, решив стать священноиноком. Мать была категорически против, предчувствуя несчастную судьбу сына. Но Иоанн твердо решил, что должен принять этот крест. Вскоре он счастливо избежал епископства, исчезнув в пустыне и проведя там несколько лет. В ответ на упреки написал книгу «Шесть слов о священстве», эту дивную песнь в защиту достоинства рядового пастыря, живущего в гуще народа и знающего как никто нужды людские.

     Хорошо было ему среди монахов, но Господь силой вывел Иоанна из пустыни. От недоедания этот слабый телом, но сильный духом подвижник нажил себе тяжелый катар желудка. Боли мучили его до конца жизни, заставляя питаться какими-то пастилками и рисовой кашей.

     Так Иоанн стал проповедником, слава о котором докатилась до наших дней. Задачи перед ним стояли огромные. Арианская ересь была столь сильна, что временами загоняла православие в подполье. Кроме того, за время жизни Златоуста число христиан в империи увеличилось с 10-15 процентов до 80-90 процентов населения. Большинство из них были христианами только по имени. Как вчера они истребляли христиан, так сегодня были готовы сдирать кожу с язычников и отличаться иными зверствами. Этих людей и предстояло воцерковлять Иоанну. И здесь его красноречие и готовность подкреплять слова делами милосердия оказались незаменимы.

     Именно в Антиохии Иоанну было дано прозвище Златоуст.

     Произошло это, правда, при несколько комических обстоятельствах. Слушатели обожали его нравственные проповеди. Никогда прежде никто на их памяти не поучал с амвона по памяти, без свитка, и столь убедительно. Но, выступая иногда с догматическим учением, Иоанн вдавался, бывало, в такие дебри, что народ переставал понимать, о чем он так вдохновенно вещает. И вот как-то раз одна из прихожанок восхищенно воскликнула:

     – Учитель духовный, или, лучше сказать, Иоанн Златоустый, ты углубил колодезь святого своего учения настолько, что наши короткие умы не могут постигать его».

     Для Иоанна этот случай стал важным уроком. А народ, наконец, нашел имя для своего любимца – точное имя.

Похищение

     ioann.jpg (5781 bytes)Слава о Златоусте прокатилась по всей империи. Свитки с записями его речей, сделанные прихожанами, получили самое широкое хождение. Проведи Иоанна, его призывы к всепрощению и милосердию имели тем большую силу, что соединялись с чудотворениями. Он так любил людей, что получил дар исцелять не только души, но и тела.

     В Константинополе, в царском дворце, Златоустом интересовались все больше. Особенно после того, как в Антиохии случился мятеж, и Иоанн немало сделал для умиротворения земляков.

     Вскоре после этого решено было его из проповедников вознести на вершину церковной власти – сделать архиепископом имперской столицы. Вопрос заключался в том, как этого добиться. Ясно было, что Антиохия со Златоустом по доброй воле не расстанется. Заведомо известно было и его собственное отвращение к подобному назначению. Иоанн боялся административных забот, званых обедов, интриг, необходимости идти на противные совести компромиссы, всех этих и прочих искушений, которым непрестанно подвергаются архиереи.

     Решено было его выкрасть. Иоанна выманили за город будто бы для поклонения мощам св. мучеников. Там его уже ждала колесница. А спустя несколько дней Златоуста встретили в Константинополе тысячные толпы народа, епископы и сам император.

Столичная кафедра

     Столица его поразила. Проповеди Златоуста, идущие от сердца и зовущие к покаянию, вызывали бурные рукоплескания и крики вроде наших «браво» и «бис». Некоторые целибатные клирики жили с какими-то подозрительными «сестрами», монахи шатались по всему городу, многие священники окружили себя потрясающей роскошью.

     Самому Иоанну была подсунута для выездов упряжка лошадей, украшенная золотом и драгоценностями. Для человека, привыкшего обивать пороги, выпрашивая деньги для голодных, все это было как удар ножа.

     Канонические прещения посыпались одно за другим, «сестер» новый архиепископ разогнал, инокам велел спасаться вдали от рынков и гостеприимных горожан, свою резиденцию он «разорил», велев вынести оттуда все, что непотребно монаху.

     Легче всего оказалось управиться с рядовыми мирянами. Они признали справедливость упреков и стали более вдумчиво внимать речам своего архипастыря. Нашлось немало ревностных пастырей и в среде клириков. Но оппозиция, тем не менее, составилась огромная. Начиная от богатых горожан, обиженных тем, что Иоанна невозможно выманить на застолья, светских дам, которые вели себя как куртизанки и получали за это от архиерея выговоры, и заканчивая патриархом Александрийским Феофилом. Последнего оскорбило то, что несколько его монахов, ложно обвиненных в ереси, бежали к Златоусту, умоляя о справедливом суде. Иоанн попросил собрата Феофила простить их и нажил себе смертельного врага. Они обвинили его в том, что он никудышный администратор и неблагочестивый человек.

     Увидев груду мрамора близ церкви, Иоанн мог распорядиться продать ее и раздать деньги бедным. Во епископы поставлял иногда, не посовещавшись ни с кем. Обвиняли его и в том, что он после литургии ест на горнем месте свои пастилки.

     Врагам Златоуста удалось склонить на свою сторону даже императрицу. Провоцируя его, она велела установить свою статую перед кафедральным собором и устроила здесь же, на площади, шумные торжества.

     «Меня гонят за то, что я не хотел одеваться в одежды, шитые золотом... гонят за то, что я люблю вас, – обратился к пастве своей Иоанн. – Еще живо потомство Иезавели, еще Иродиада беснуется; она пляшет, она требует головы Иоанна».

     Под Иродиадой нетрудно было узнать нечестивую императрицу. Под предводительством патриарха Феофила в Константинополе был собран лжесобор. Сорок епископов, вставших на защиту Иоанна Златоуста, не были на этот собор приглашены. Из 44 участников 39 Феофил привез с собой из Египта. Иоанн был осужден. Однако весь народ встал на его защиту. Участники лжесобора бежали из города. Но и в Египте они были встречены волной возмущения. В Константинополе произошло землетрясение, а императрице было видение, после которого она же первая и потребовала вернуть Златоуста на кафедру.

     Но причины гонений на него остались в силе. Едва оправившись, враги его собрались вновь и вновь осудили святого. У императрицы было вырвано разрешение привести приговор в исполнение. Страшным было прощание владыки со своей кафедрой. За спиной его бушевал огонь. Неизвестно, от какой причины пожар вспыхнул в соборе св.Софии. Раздуваемая ветром стихия охватила соседние здания. В числе прочего сгорел сенат. Погибли все стоящие там языческие статуи.

     Увезли его на Кавказ. Содержали его сначала в городке Кукуз, что находился между нынешними Батуми и Кутаиси. Но что можно сделать с человеком, который никогда не искал власти и одинаково близок к Господу в любом месте вселенной? Святой продолжил свою деятельность, создавал новые творения, проповедовал, вел активную переписку с друзьями по всей империи. И вновь стал опасен для своих врагов. Решено было сослать его в такое место, где и людей-то почти не было, в селение Питиунт (Пицунда). По дороге святитель скончался. Последние слова его были: «Слава Богу за все».

В.Г.

 

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru