СЛОВО
О нашей жертве на содержание священства размышляет иерей Игорь Бебин, благочинный Александровского округа
(г.Полярный) Как часто приходится нам слышать упреки в том, что духовенство получает от прихожан вознаграждение за совершение треб. Даже поговорка сложилась: «Берут с живого и мертвого». Речи эти не новы, еще в самом начале Христианской Церкви апостола Павла пытались обвинить в том, что он проповедует Евангелие из корысти. И апостол не оставил этих слов без объяснений. Вот и нам приходится разбираться с этими попреками. В некоторых странах Запада, например, священнослужители стоят на дотации государства, и сетования прихожан на «поборы» там не услышишь. Все крещеные там считаются прихожанами, и на них распространяется обязательный церковный налог. Наша Церковь государством не финансируется, и весь ее доход формируется только из ваших пожертвований, братья и сестры. Все, что ест и во что облачается священник, даете ему вы, дорогие прихожане, своими вольными дарениями – денежными и вещественными. Но ведь и Сам Господь, наставляя апостолов, учил их, чтобы они, не имея ничего лишнего, были достойны пропитания – «достоин бо делатель мзды своея» (Мф. 10, 9-10). Церковь всегда живет вместе с народом – и в трудные, и в благие времена. Грешно, конечно, священнослужителю жить в изобилии, когда бедствует народ. Но надо помнить, что и в государстве всегда есть люди некоторых профессий, которые в своей деятельности должны все же быть обеспечены неким минимумом комфорта, ниже которого опускаться нельзя, иначе от них не будет не только необходимой отдачи, но может быть и вред обществу. Это учителя, врачи, работники культуры, военные. В своей области они должны строго выполнять свои обязанности, не оглядываясь постоянно на свое материальное положение, делать свое дело во что бы то ни стало. Наша православная традиция относит к этой категории и священнослужителей, которых верующие всеми своими средствами поддерживают в трудные времена. Очень важна нам, священникам, эта забота, и мы благодарственно за всех вас молимся. Кроме обязательных богослужений, в обязанности пастыря входят и многочисленные другие попечения, то есть так называемые требы. Также много сил уходит на административную и хозяйственную работу. Подчас священник не может располагать своим временем – помощь может потребоваться и днем, и ночью. А уж Великие праздники для священников – самые напряженные «трудовые будни». Человек истинно верующий высоко ценит пастырский труд и, следуя правилу «церковной десятины», жертвует десятую часть своих доходов на храм. Когда в 1933 году на Украине был великий голод, то, рассказывают, последними умирали священники. Это потому, что люди отдавали батюшке последние крохи хлеба, чтобы он, выжив, смог отпеть усопших и позаботиться о душе последнего умершего. Каково было выполнять такие требы пастырю, ведь совесть, как и голод, – «не тетка»! Вот такие привилегии. Но и другое было: в смутные времена первыми расстреливали, вешали, истязали тоже священников. Особенно издевались над монахами, матушками. Тоже привилегии. Что касается расхожих упреков в том, что в храме торгуют, устанавливают таксу на свечу, икону, – может, они и справедливы, да только несвоевременны. Я бы тоже отменил цены, заменив их вольными пожертвованиями. Но готов ли ты, новый прихожанин, к тому, что, идя в храм, не будешь покупать святыню и чудо, прицениваясь: «Сколько это стоит»? А будешь обретать благодать, забывая обо всем мирском, житейском, скаредном. Подумай, кто первичен: святопокупатель или святопродавец? Готов ли ты, идущий в храм, не покупать, а обретать, приобщаться к тайне Непокупаемого? Православие – это наука об умеренности во всем. Конечно, есть примеры неумеренности. Во всем есть исключения. Так не будем на них ориентироваться и попрекать «уродством в семье». Не внимайте, люди добрые, льстивым словам непризнанных учителей о том, что нет ныне добрых пастырей, а одни только корыстолюбцы. Вы же знаете, что пастыри пользуются средствами от прихожан по Божьему установлению: Бог заповедал давать им деньги (Числ. 3, 46-51), хлеб, вино (Втор. 18, 1-5), отводилась им и земля (Иезек. 45-5). И, конечно, есть в людях наших Божия искра, иначе бы отчего им радоваться, когда они жертвуют, совершая дар, который «свыше есть». Разве есть такой, кто не испытывал этой потаенной радости, даруя? Записал И.ВЯЗОВСКИЙ.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |