СОБЫТИЕ
НА ЗЕМЛЕ «МОРСКОГО» СВЯТОГО Диалог об итогах IV Иоанновских чтениях в Архангельске Гл.редактор газеты И.ИВАНОВ:Мы оба присутствовали на Чтениях, поэтому начать разговор хотелось бы с их организации. Вот что меня поразило: уже много лет я ежегодно бываю в Архангельске и вижу, как из-за нехватки средств долго строится здание епархиального управления. Кажется, дело престижа архиерея – своя резиденция, квартира... Нынче весной работы активизировались и, казалось, еще чуть-чуть... но деньги опять кончились. И при этом я узнаю, что на проведение Чтений направлены большие, в общем-то для бедной епархии, средства. Посуди сама: видные церковные деятели, ученые заняли почти этаж в гостинице «Беломорской», им оплатили проживание, питание, проезд в обе стороны, причем по желанию – самолетом. Впрочем, ты ведь была среди них... Наталья ПЕТРЕНКО: Да, мне довольно часто случается бывать на разных таких мероприятиях, но особенностью чтений в Архангельске стало то, что здесь это проходило как-то очень тепло, может быть потому, что братия Антониево-Сийского монастыря (а игумен обители Трифон, он же руководитель епархиального отдела образования, отвечал за всю организацию Чтений) старалась привечать всех как-то по-домашнему. Организация была, по общему признанию, великолепной. И состав приглашенных – достаточно назвать прот.Дмитрия Смирнова, и этот полный зал – полтысячи человек в первый день... Мне тогда подумалось, что, наверное, здесь собрались все, кто еще к чему-то стремится, кому из учителей, врачей, студентов, кроме борьбы за существование, еще что-то надо. Мне вспомнились массовые ноябрьские демонстрации былых лет – по значимости для города эти мероприятия вполне сопоставимы. Я участвую в Иоанновских чтениях во второй раз, и изменения очень заметны – работа сдвинулась в сторону дискуссий, обсуждения проблем, а пять лет назад речь шла об элементарном просвещении: лекторы становились перед аудиторией, раскрывшей рот, и пытались что-то сказать о Церкви, христианской педагогике. Сейчас я вижу среди участников те же лица, но ведут они себя совсем по-другому. Ред.: Мне показалось вот что важным – на разных епархиальных собраниях мне довелось побывать, где мухи мрут от скуки, а батюшки ждут не дождутся окончания мучений. На них зачастую под угрозой прещений епархиальный архиерей сгонял батюшек, а потом с чистой совестью ставил галочку в отчет о проведенной конференции и отправлял его в Патриархию. Здесь же владыка Тихон пошел по другому пути: были только те священники, которым это интересно, которые видят свое главное призвание в просвещении (а, скажем, не в храмостроительстве). Но главное – Чтения были проведены именно для мирян. Н.П.: Однако сколь ни важна организация, все-таки главное – содержание Чтений, были ли там новые идеи. И в первый день на заседании, по-моему, все сидели затаив дыхание. Вот впечатление Николая Теребихина, завкафедрой религиоведения, который перед этим только что вернулся с какой-то богословской конференции в Упсале (Швеция). Он сказал, что некоторые идеи его очень взволновали, показались значимыми. А он человек, который воспринимает идеи, а не организацию. И мне тоже очень впечатлил в первый день доклад вологжанина А.Камкина. Я слушала его в 1996 году на Первых чтениях в Вологде, где он рассказывал о своих планах, и вот – программа «Истоки» реализована в Вологде в рамках регионального компонента, изданы учебники, методики. Поразило, что более половины общеобразовательных школ Вологодской области по ним уже учатся. Теоретически эти возможности ведь есть во всех регионах, издаются за счет налогоплательщиков всякие учебники, карты – почему они, как правило, не имеют никакой связи с нашей православной традицией? Ред.: Ясно, что и Вологде не обходилось без проблем, здесь важно не только взаимопонимание с властями, руководителями образования, но и живое сотрудничество. И именно такие вот форумы призваны к этому. Н.П.: Мне довелось работать на двух секциях. Первая была посвящена наследию прав. Иоанна Кронштадтского, и больше всего поразило меня то, что вот я сижу рядом с внучкой приемной дочери св.Иоанна, и она делится какими-то семейными преданиями (а потом мы с ней лично имели возможность беседовать) – нельзя к этому привыкнуть, когда то, о чем ты читаешь в книгах, очень далекое, становится частью твоей личной жизни. Ред.: В Архангельской области, вообще говоря, много великих русских святых. Но то, что Чтения и вообще христианское просвещение начало строиться вокруг фигуры прав. Иоанна – это, мне кажется, большая удача выбора, если угодно, Божье благословение... В прошлом номере газеты мы опубликовали некоторые изыскания из дневников св. Иоанна, озвученные на чтениях впервые – что поразительно, дневники прав.Иоанна, частично использованные для создания книг «Моя жизнь во Христе» и др., лежат в архиве и во многом до сих пор не прочитаны из-за его неразборчивого почерка. То есть здесь для ученых есть поле даже для открытий – высокий стимул. Н.П.: У меня почему-то раньше никогда мысли не возникало, что св. Иоанн, архангельский святой, – это же морской святой, он так же, как Зосима и Савватий Соловецкие, всю жизнь прожил на острове, каким является Кронштадт. Ред.: Сейчас такой фигуры в масштабах России нет, но мне кажется, страна готова была бы сегодня его принять и ему поверить. Другое дело, что его возможность вспомоществования бедным зиждилась на том, что русские люди того времени охотно жертвовали – а уж о.Иоанн, сам человек небогатый, был своеобразным передаточным звеном межу богатыми и теми же нищими. Где эти современные русские благотворители? Н.П.: Да, удивительное сопоставление напрашивается между временем начала века и нашими днями, насколько нам еще далеко до прежнего уровня социального служения церкви. Но вернемся к Чтениям. Вторая секция, на которой я работала, была посвящена церковнославянскому языку. В основном на ней работали преподаватели вузов. Здесь я поделилась своим опытом преподавания церковнославянского детям, меня, конечно, все с умилением выслушали: я рассказывала, что на наделю выезжала с детьми в летний лагерь и занималась с ними церковнославянским, – начали с азов и закончили чтением Евангелия наизусть. А потом я сказала, что из 30 скаутов, поехавших в лагерь, у которых я вела занятия в течение года, лишь семеро добровольно вызвались заниматься у меня, и потом трое причастились – ситуация не очень радостная. И тут все стали меня утешать: везде так... Главный вывод, который я вынесла для себя: не нужно никаких православных резерваций, отделяющих православное образование и воспитание от остального, общего образования. Нужно добиваться изменений на уровне общеобразовательной школы. У нас ведь, например, безобразные школьные программы по русскому языку. Нужен в них совершенно другой подход: не долдонить детям на уровне грамматики «запомни и пиши так», а давать историю языка, его развитие... Нужно переобучать учителей, которые могли бы идти к детям. Этим люди и занимаются в Архангельске, а Чтения – это своеобразная «сверка часов» – обмен опытом и поддержка друг друга, которые чрезвычайно нужны.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции. Архив.Почта |