СЛОВО
Православный взгляд на проблему личной жизни
Кое-кто, прочитав заголовок этой статьи, может улыбнуться и сказать: «Личная жизнь – это разве проблема? Проблема – когда ее нет». Но, думается, таких людей немного. Большинство же чувствует, что проблема здесь есть. Все начинается с предрассудков. Первый предрассудок состоит в том, что считается, будто существует так называемое земное счастье. В жизни любого человека бывают времена влюбленности, бывают хорошие дни в семейной жизни – и в детстве, и в своей семье, бывают дни веселья или комфорта – все это бывает. И когда такие минуты бытия сорастворены в правильной перспективе вечной жизни, человек живет в гармонии с собой и ближними, он уверен, что так будет всегда. Но как только сознание человека выделяет из потока жизни так называемое земное счастье и переориентируется исключительно на него, когда «земное счастье» становится идолом, тут же душа его «схлопывается», задыхается и омрачается тягостной картиной смертей, болезней и разлук, взаимных обманов и разочарований, ссор и бессонниц, неудовлетворенности друг другом и т.п. Вот и все «земное счастье». И тут, даже если человек достиг немалых степеней власти и благополучия, его неизбежно ожидает крах. * * * Второй предрассудок состоит в том, что «любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны». Это поистине бедствие. Здесь извращено все. Человек – существо падшее и чреватое смертью. И поэтому вкусы его тоже превратны. В обществе же фактически идет непрерывная пропаганда чувственности и поклонения ей то в грубых формах, то в «изящных», романы культивируют всяческого рода томления и мучительства, так называемые муки любви. И общий эротический фон современной городской жизни таков, что человек к концу дня оказывается совершенно обессиленным только за счет выпитой из него тонкой энергии паразитирующими в городе демонами. И в результате человек начинает думать, что зарождающиеся в нем влечения или влюбленности и есть настоящая любовь. Разрушительное воздействие «новой культуры» испытывают на себе даже люди, состоящие в браке, если не имеют поддержки в посте и молитве. Когда блудным демонам не удается совратить молодых, то они применяют другую тактику – вызывают у них холодность или бессилие («работу» беса Асмодея являет нам библейская книга «Товит»). Что способно укрепить силы людей, устранить болезненные влечения в чувственной сфере, наполнить семейную жизнь содержанием? Пост и молитва. Пожалуй, без них вряд ли и верность друг другу можно сохранить. Разве что муж станет работоголиком или просто алкоголиком, а жена найдет удовольствие, например, в третировании детей и мужа. Любовь есть дар Божий. И получить любовь, выстрадать ее, затем и приумножить – все это возможно лишь для верующего человека. Это трудно. Иногда даже очень трудно. Но только на этом пути собираются все силы души, и человеку становится доступным истинное счастье. Никакими «порывами любви» счастье никогда не обреталось, это ленивые и прекрасные фантазии. И не станет счастливее он или она оттого, что начнет гоняться за такими порывами. Наоборот, уныние и истощение от раза к разу будут нарастать. * * * Третий предрассудок состоит в том, что человек мыслит об устройстве личной жизни, сам при этом не будучи личностью. А ведь каков ты как личность, такова будет и твоя так называемая личная жизнь. Даже психология понимает, что современный человек есть существо, исполненное страхов, неврозов, неудавшихся амбиций, тягостных детских впечатлений и т. п. И если в сердце своем такой человек не имеет теплого и мирного уголка, то его непременно поджидают кошмары. Ярчайший тому литературный пример – Отелло, шекспировский герой. Он обнаруживает полную неспособность быть счастливым. В душе его не было мира, гнездились чудовища самолюбия и мнительности, и он с ходу поверил клеветнику, затем насладился клеветой, затем, ни о чем не спросив свою невиновную жену (иначе все бы испарилось, и его змеи были бы разочарованы), совершил убийство и самоубийство – тягчайший грех. Любовь не состоялась. Она оказалась побеждена ревностью, жаждой обладания и жестокостью, которой полна всякая человеческая душа. * * * Четвертое недоразумение: «А как же удовольствия?!» Удовольствия даны человеку для наслаждения земной жизнью и прославления Творца. Если они законны, сообразны и в меру, тогда все благополучно. Но чем сильнее удовольствие, тем оно опаснее, так как при этом увеличивается опасность потери свободы. Известно, что инстинкты, связанные с функцией размножения, сопровождаются особого рода удовольствиями, которые наша слабая человеческая природа не всегда способна контролировать, особенно в раннем возрасте. Демоны блуда с настойчивостью подталкивают человека к разврату, так что ни один современный человек (особенно нецерковный) не может сам ясно осознать, где естественное желание и где провокация демонов. Демоны беспрестанно внушают своим жертвам самооправдательные подсказки: «это мое личное, интимное дело», или «что хочу со своим телом, то и делаю», или «а что здесь такого?», или «так сейчас все живут» и т. п. «Сексуально» сейчас многое вокруг нас: и голос телеведущих, и витрины магазинов в городах, и обложки журналов – все это незаметно разъедает и опустошает душу. На обложке модного журнала 40-х годов изображена манекенщица: стоит женщина, одетая в рекламируемое пальто, пытается улыбнуться, стесняется, это заметно – и сейчас она выглядит странно. Ныне из модного журнала на тебя набрасывается существо – женщина, которая продала уже все – на ней нет живого места... Современному человеку следует напомнить, что так называемая сексуальность есть порок. Половая развращенность непременно уродует душу и является грехом по отношению к жизнодавцу Богу. Потому Церковь предупреждает: не гоняйтесь за удовольствиями, это очень опасно! Когда же человек не в себе от возбуждения, что это – его «личная» жизнь? Она уже никакая не личная. Он раб общественной атмосферы, ему навязаны предрассудки и ненормальные аппетиты, его существование есть просто процесс умирания от рождения до смерти, проживание данных ему сил. Но если жить правильной и внутренне наполненной жизнью, то и удовольствия не преминут посетить вас, и не захочется за ними гоняться. Богу ничего не стоит, чтобы ваша жизнь «сложилась», от вас требуется только поворот к Тому, от Которого уже все было в вашей судьбе. * * * ...Так есть ли все-таки счастье? Обманывает ли нас порой ощущение того, что счастье где-то рядом? Счастье есть. Вот только ищем мы его совсем не там и не так. Где же эта заветная дверь? Сам Спаситель мира, Бог и человек в одном лице, дает ответ на этот вопрос, возглашая: «Я есть дверь». Что означают эти таинственные слова? Они означают, что целью Боговоплощения и было – дать людям счастье, снизойти к их воплю и искупить из безысходности, влив в них Свои силы. И истинная вера в Бога после множества ошибок, тупиков и страданий человека непременно выведет его к заветной Двери, где отпускаются грехи и предощущается рай. Во святом крещении из сердца человека изгоняются наваждения, и входит Божественная теплота, которую надлежит тщательно хранить. На взращивание теплоты Духа направлена вся обстановка церковной жизни. Это и есть начинающаяся настоящая личная жизнь. Господь хочет, чтобы люди питались Духом, оживали, радовались и освящались. Что же требуется от человека? Вера. Потому-то вера или неверие – вот реальная проблема личной жизни. Иеродиакон ИЛЛАРИОН (Соколовский)
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |