РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ


ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

он предварил не только рождение Спасителя, но и Его смерть

Оставив Иоанна Предтечу на берегу реки Иордан в самые счастливые дни его жизни, евангелисты на некоторое время как бы забывают о нем. Один лишь евангелист Матфей сообщает, что Креститель оказался в руках Ирода сразу после Крещения Христова.

Но это не совсем точно. Какое-то время пророк еще проповедовал и крестил, переместившись с Иордана в Енон.

Поэтому, когда апостол Иоанн Богослов, свидетель тех событий, взялся писать свое Евангелие, ему пришлось поправить св.Матфея словами: «Ибо Иоанн еще не был заключен в тюрьму».

Что же происходило с пророком после Крещения Иисуса? Значение Предтечи стало уменьшаться, но сам он по этому поводу говорил:

– Эта-то радость моя исполнилась.

Последователи его скорбели. Ведь иудеи стали насмехаться над ними и стравливать с учениками Христа. Возник даже спор, чье крещение выше – Иоанново или то, что совершали апостолы.

На самом деле они были равночестны.Так полагает Святая Церковь в лице св.Златоуста и других отцов. Дело в том, что эти крещения совершались не во имя Божественной Троицы, а ради покаяния. Лишь после Воскресения Христова, когда привилось учение о Трех Лицах Божества, крещение приобрело для человека характер рождения в Духе.

Не имели смысла и другие обиды учеников Иоанна Крестителя. О чем он и сказал им:

Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним... Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земный и есть и говорит, как сущий от земли.

* * *

При всем при этом Иоанн Предтеча был, конечно, живым человеком, которого посещали скорби. Господь сурово испытывал его, прежде чем увенчать мученическим венцом. Довелось и ему поколебаться в вере. Произошло это при следующих обстоятельствах.

Царь Ирод Антипа – сын того Ирода Великого, который велел истребить всех младенцев в Вифлееме, – обратил вдруг на Иоанна свое внимание. Возможно, этот жестокий, трусливый, сладострастный правитель искал себе какого-то оправдания. Ведь и в самой мрачной душе теплится хоть немного совести. Быть может, он надеялся, что Иоанн укажет ему какой-то легкий путь к спасению. Так или иначе встреча их, к общему несчастью, состоялась. Ничего хорошего Ирод не услышал. Пророк обличил его в страшном грехе – женитьбе на распутной Иродиаде, которая была царю не только невесткой – супругой его родного брата, но и племянницей.

Этот кровосмесительный союз вызывал большой ропот в Иудее. Иоанн Предтеча мог и не обратить на это внимания. Много зла творится на земле. Но царь сам напросился.

Иоанн говорил Ироду: ты не должен иметь жену брата твоего.

Оставить после этого Крестителя на свободе царь не решился, убить тоже не осмелился. В результате Иоанн оказался в темнице.

* * *

Невозможно представить всю горечь подобного положения.

Подобно другим иудеям, Креститель мечтал, что приход Мессии навсегда положит конец несправедливостям, что Господь сойдет в сиянии славы.

А что же вместо этого?

Он мог своими глазами убедиться, что Иисус есть долгожданный Спаситель. И в то же время не понимал, отчего Мессия не объявит о Себе на весь мир, чего Он ждет, почему ведет свою проповедь едва ли не в тайне, переходя от человека к человеку?

Тогда-то Иоанн и послал ко Христу своих учеников, как пишет святой евангелист Лука, с вопросом:

Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?

Что было дальше?

А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали...

Эти слова, несомненно, стали великим утешением для пророка. Удостоверившись, что Сын Божий действительно сошел на землю, Иоанн смирился с тем, что пути Господни для него неизъяснимы. Эта история служит ответом и на наши скорби. Господь всегда рядом, но каждому дает особую судьбу.

* * *

Между тем во дворце царя происходили интересные вещи.

Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он праведный и святой человек, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

Кровь между Церковью и властью текла всегда. Но удивительно и то влечение, которое питают правители падшего мира к избранникам Божиим. Так, священномученика митрополита Филиппа Иоанн Грозный сам же и возвысил. И Златоуста перед тем, как погубить, насильно вывезли в Константинополь – украсить столичную кафедру.

Нечто подобное видим мы и в отношениях между правителем Иродом Антипой и предтечей Спасителя пророком Иоанном. Царь не прочь был поиграть в справедливого человека, пока это не касалось его страстей. Общение с Иоанном льстило его самолюбию. Он воображал себя эдаким Соломоном, который с одной стороны имел тысячу жен, с другой – был мудрейшим человеком на свете.

Но игра эта длилась недолго. Блудница Иродиада, с которой он жил, ненавидела Крестителя от всей души и мечтала уничтожить его. Наследница Маккавеев – этих героев Израиля, она гораздо болезненнее Ирода переживала свое падение. Огромные амбиции, неудовлетворенность жизнью, истеричность – именно эти черты характера заставили ее бросить законного мужа. Но и в новом браке Иродиада не нашла того, чего искала. Да тут еще какой-то пророк вздумал ее обличать!

Случай поквитаться представился на одном из пиров, когда дочь Иродиады от первого брака Саломия «вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе... Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился; но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей».

Здесь особенно любопытны последние слова. У Ирода вдруг проснулась честь – качество, доселе ему не свойственное. Гости его, надо полагать, с радостью позволили бы царю нарушить клятву. Они страшились стать соучастниками убийства пророка. Другое дело – истеричная Иродиада.

Страх перед ней перевесил все добрые намерения.

И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

Так Иоанн Предтеча предварил не только рождение Спасителя и начало Его проповеди, но и смерть. Как и должно старшему брату, он всегда шел немного впереди.

ioann.jpg (28385 bytes)

А что же сталось с его убийцами?

До конца дней царя преследовал образ казненного им праведника. Услышав о Христе, Ирод в ужасе говорил приближенным: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

Саломию-танцовщицу постигла ранняя и отвратительная смерть. Злобный нрав Иродиады привел Ирода к разорению и непрестанно отравлял существование. Они умерли в ссылке близ испанской границы.

(Мтф.3.12; Мтф.14. 1-12; Мрк.6.14-29; Лк.7.18-29; Ин.3.22-36).

В.Г.

book.gif (1236 bytes) Тех, кто пользуется гипертекстовой Библией, должна обрадовать новость: создан поисковик, ищущий по стихам (как по Новому, так и по Ветхому Завету). Автор,  Олег Штейнер, распространяет программу бесплатно, закачать ее (ZIP 197 kb) можно на http://bibl-search.virtualave.net

Саму ГиперБиблию (ZIP 4257 kb) можно также бесплатно получить на http://www.xc.org/hyprbibl

 

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667
bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска .О свт.Стефане.О редакции.Архив . Почта


     eskom@vera.komi.ru