ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
он предварил не только рождение Спасителя, но и Его смерть Оставив Иоанна Предтечу на берегу реки Иордан в самые счастливые дни его жизни, евангелисты на некоторое время как бы забывают о нем. Один лишь евангелист Матфей сообщает, что Креститель оказался в руках Ирода
сразу после Крещения Христова. Но это не совсем точно. Какое-то время пророк еще проповедовал и крестил, переместившись с Иордана в Енон. Поэтому, когда апостол Иоанн Богослов, свидетель
тех событий, взялся писать свое Евангелие, ему пришлось поправить св.Матфея словами: «Ибо Иоанн еще не был заключен в тюрьму». Что же происходило с пророком после Крещения Иисуса? Значение Предтечи стало уменьшаться, но
сам он по этому поводу говорил: – Эта-то радость моя исполнилась. Последователи его скорбели. Ведь иудеи стали насмехаться над ними и стравливать с учениками Христа. Возник даже спор,
чье крещение выше – Иоанново или то, что совершали апостолы. На самом деле они были равночестны.Так полагает Святая Церковь в лице св.Златоуста и других отцов. Дело в том, что эти крещения совершались не во имя
Божественной Троицы, а ради покаяния. Лишь после Воскресения Христова, когда привилось учение о Трех Лицах Божества, крещение приобрело для человека характер рождения в Духе. Не имели смысла и другие обиды учеников
Иоанна Крестителя. О чем он и сказал им: Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним... Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть
выше всех; а сущий от земли земный и есть и говорит, как сущий от земли. * * * При всем при этом Иоанн Предтеча был, конечно, живым человеком, которого посещали скорби. Господь
сурово испытывал его, прежде чем увенчать мученическим венцом. Довелось и ему поколебаться в вере. Произошло это при следующих обстоятельствах. Царь Ирод Антипа – сын того Ирода Великого, который велел истребить всех
младенцев в Вифлееме, – обратил вдруг на Иоанна свое внимание. Возможно, этот жестокий, трусливый, сладострастный правитель искал себе какого-то оправдания. Ведь и в самой мрачной душе теплится хоть немного совести. Быть может, он надеялся, что Иоанн
укажет ему какой-то легкий путь к спасению. Так или иначе встреча их, к общему несчастью, состоялась. Ничего хорошего Ирод не услышал. Пророк обличил его в страшном грехе – женитьбе на распутной Иродиаде, которая была царю не только невесткой – супругой
его родного брата, но и племянницей. Этот кровосмесительный союз вызывал большой ропот в Иудее. Иоанн Предтеча мог и не обратить на это внимания. Много зла творится на земле. Но царь сам напросился. Иоанн говорил Ироду: ты не должен иметь жену брата твоего. Оставить после этого Крестителя на свободе царь не решился, убить тоже не
осмелился. В результате Иоанн оказался в темнице. * * * Невозможно представить всю горечь подобного положения. Подобно другим иудеям, Креститель мечтал, что приход
Мессии навсегда положит конец несправедливостям, что Господь сойдет в сиянии славы. А что же вместо этого? Он мог своими глазами убедиться, что Иисус есть долгожданный Спаситель. И в то
же время не понимал, отчего Мессия не объявит о Себе на весь мир, чего Он ждет, почему ведет свою проповедь едва ли не в тайне, переходя от человека к человеку? Тогда-то Иоанн и послал ко Христу своих учеников, как пишет
святой евангелист Лука, с вопросом: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Что было дальше? А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали...
Эти слова, несомненно, стали великим утешением для пророка. Удостоверившись, что Сын Божий действительно сошел на землю, Иоанн смирился с тем, что пути Господни для него неизъяснимы. Эта история служит ответом
и на наши скорби. Господь всегда рядом, но каждому дает особую судьбу. * * * Между тем во дворце царя происходили интересные вещи.
Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он праведный и святой человек, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Кровь между Церковью и властью текла всегда. Но удивительно
и то влечение, которое питают правители падшего мира к избранникам Божиим. Так, священномученика митрополита Филиппа Иоанн Грозный сам же и возвысил. И Златоуста перед тем, как погубить, насильно вывезли в Константинополь – украсить столичную кафедру.
Нечто подобное видим мы и в отношениях между правителем Иродом Антипой и предтечей Спасителя пророком Иоанном. Царь не прочь был поиграть в справедливого человека, пока это не касалось его страстей. Общение с Иоанном
льстило его самолюбию. Он воображал себя эдаким Соломоном, который с одной стороны имел тысячу жен, с другой – был мудрейшим человеком на свете. Но игра эта длилась недолго. Блудница Иродиада, с которой он жил,
ненавидела Крестителя от всей души и мечтала уничтожить его. Наследница Маккавеев – этих героев Израиля, она гораздо болезненнее Ирода переживала свое падение. Огромные амбиции, неудовлетворенность жизнью, истеричность – именно эти черты характера
заставили ее бросить законного мужа. Но и в новом браке Иродиада не нашла того, чего искала. Да тут еще какой-то пророк вздумал ее обличать! Случай поквитаться представился на одном из пиров, когда дочь Иродиады от
первого брака Саломия «вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе... Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна
Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился; но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». Здесь особенно любопытны последние слова. У Ирода вдруг проснулась честь – качество, доселе ему не свойственное. Гости его, надо полагать, с радостью позволили бы царю нарушить клятву. Они страшились стать соучастниками убийства
пророка. Другое дело – истеричная Иродиада. Страх перед ней перевесил все добрые намерения. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову
его. Так Иоанн Предтеча предварил не только рождение Спасителя и начало Его проповеди, но и смерть. Как и должно старшему брату, он всегда шел немного впереди. А что же сталось с его убийцами? До конца дней царя преследовал образ казненного им праведника. Услышав о Христе, Ирод
в ужасе говорил приближенным: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Саломию-танцовщицу постигла ранняя и отвратительная смерть. Злобный нрав Иродиады
привел Ирода к разорению и непрестанно отравлял существование. Они умерли в ссылке близ испанской границы. (Мтф.3.12; Мтф.14. 1-12; Мрк.6.14-29; Лк.7.18-29; Ин.3.22-36). В.Г. Тех, кто пользуется гипертекстовой Библией, должна обрадовать новость: создан поисковик, ищущий по стихам (как по Новому, так и по Ветхому Завету). Автор, Олег Штейнер, распространяет программу бесплатно, закачать ее (ZIP 197 kb) можно на http://bibl-search.virtualave.net
| Саму ГиперБиблию (ZIP 4257 kb) можно также бесплатно получить на http://www.xc.org/hyprbibl |
eskom@vera.komi.ru
|