СЕВЕРНЫЕ СВЯТЫЕ НЕВИДИМАЯ ЛИТУРГИЯ В день памяти прп.Сергия Малопинежского впервые была совершена служба над вновь обретенной его могилой В № 337 «Веры» мы печатали письмо В.И.Романовой из Архангельска, в котором читательница рассказала, как ее мама в 50-х годах кадила мощи преподобного Сергия Малопинежского в деревне Согра Верхнетоемского района: «Положила ладан в утюг и ползала под крыльцом школы (в церкви располагалась школа), кругом ведь тогда был атеизм...» С тех пор прошло много лет, но и в наше время почитание преподобного чудотворца не перестает на нашем Севере. Только вот беда: нет его иконописного образа. «Мама моя уже старенькая, 75 лет, и хотелось бы ее порадовать – подарить икону Сергия Малопинежского. Если она есть, то, пожалуйста, напечатайте в газете, – попросила Валентина Игнатьевна. – Сколько раз заказывала через Соловецкое подворье в Москве, через Никольский храм в Санкт-Петербурге, и никто ни разу не видел такой иконы, и есть ли она? Еще бы хотелось почитать его житие...» На это письмо откликнулись из д.Согра прихожане Преображенской церкви (с 91-го года она действующая, школа из нее выехала), они пишут, что и у них также нет иконы святого: «Надеемся найти образ преподобного или его изображение. Может, кому-то из читателей газеты он где-либо встречался? Ведь вернулись же храмовые иконы в приход и продолжаются возвращаться аж из Петербурга. Две из них пережили там блокаду. Возвращаются и книги из бывшей церковной библиотеки, которая насчитывала 200 томов еще в 1909 году. Возвращаются из самых разных мест, ведь теперь к Сергию приезжают люди не только из района, но и из городов, ближних и дальних...» Для тех, кто где-либо встречал изображение преподобного, сообщаем адрес прихода: 165550, Архангельская обл., Верхнетоемский р-н, п/о Согра, православный храм. А вот описание внешности преп.Сергия, дошедшее до наших дней: «Возрастом средний, лицом круглый, брада круглая, велика, бела, взором кроток, тих хождением, седины его белы, сияя». Согринские жители, отвечая на просьбу нашей читательницы, прислали нам и текст жития преп.Сергия. Оно немногословное, вкратце его можно так пересказать. Родился он в 1493 году в семье Маркиана Неклюда, приехавшего на Пинегу, в «страну студеного моря», из Новгорода – после уничтожения московским князем новгородской вольности. Переселенец оказался человеком книжным, и его сначала избрали клириком в Малой Пинеге, а потом поставили и пресвитером в село Сура (кстати, это будущая родина прав. Иоанна Кронштадтского). Там он служил до старости, после чего, уйдя за штат, вместе с супругой принял монашество. К тому времени сын их Симеон (в схимонашестве – Сергий) также был уже священником. Сан он принял в 30 лет, а чем занимался до этого, никто не знает. Известно только, что, подобно отцу, о.Симеон был сведущ в книжном учении. О дальнейшем его житии говорится просто: поставленный в Малопинежскую Преображенскую церковь, он служил там 62 года, до самой смерти, окрестные жители его очень любили и уже при жизни почитали. Вот и все о нем. В житии, правда, отмечается еще то, что он обращал ко Христу «некрещеную чудь». Но в ту пору это было обычным делом и ничего особенного не добавляет к портрету св.Сергия. Так бывает с истинной святостью – при жизни она не бросается в глаза и обнаруживается со всей очевидностью только после смерти праведника. И в житии преп. Сергия описано множество удивительных чудотворений, совершавшихся как от мощей преподобного (похоронен он был близ алтаря Преображенской церкви), так и по молитвам к нему. Вот одно из них, произошедшее в середине XVII века и отчасти повторившееся уже в наши дни – в начале нынешнего года... Житие повествует: «...Частые благодатные исцеления побудили и священника той церкви Елисея, жившего спустя 60 лет после преподобного, каждодневно 16 ноября (день преставления преп.Сергия, по нов. стилю – 29 ноября) совершать его память. В один год в 16-й день ноября священник Елисей, подходя к церкви, чтобы служить заутреню, с удивлением увидел, что храм освещен по-праздничному, полон молящимися, и что какой-то незнакомый ему священник уже служит в нем. Елисей подумал сначала, что прибыл к ним десятильник для сбору патриаршей дани, и, не дождавшись его, сам начал священнослужение. Опасаясь ответственности за свою неисправность, робко и со страхом вступил он в трапезу (в трапезный придел храма – ред.), но, взглянув отсюда окном в церковь, не увидел в ней ничего, только ощутил, что вся церковь и трапеза наполнены чудным благоуханием...» А вот что было накануне 12 января этого года, перед тем как после долгих лет запустения церковь вновь освятили. Священник Анатолий Быков еще до освящения начал в ней служить: крестил, совершал молебны, другие требы. Так что уже иконы в храме были, лампадки тоже повесили. И случилось следующее. Спустя несколько дней после очередной службы приходит в храм смотрительница и глазам своим не верит: у центральной иконы... горит лампада. Зажечь ее никто не мог, потому что ключи от храма только у нее. Значит, в прошлый раз забыли потушить? Но масло-то в лампаде не бесконечно, в течение дня выгорает. Значит, кто-то невидимый ее зажег? Кто же здесь при закрытых дверях молился?! Случай этот рассказал нашей редакции благочинный о.Валентин Кобылин, принимавший участие в освящении. – Вот так, незримо, пребывает среди людей преподобный, – говорит он. – Может быть, поэтому и не угасла в сельчанах вера. Представьте, в те дни стоял 40-градусный мороз, а на освящение приехали аж из деревни Красной, что за 50 километров, со всей округи, не побоялись и детей с собой взять. Стены внутри кропили – вода на лету замерзала, кропило в ледышку превратилось. А когда вышли из храма... тут уж не крестный ход, а какой-то крестный бег получился – тысячи иголок в тело впивались. Такой мороз стоял! А народ ничего, терпел. Да еще креститься требовал. Как же тут крестить, когда в храме -27° и в воде ледышки плавают (под купель была устроена железная бочка). И все равно люди крестились! Нет, вера не угасла. В той же деревне Красной, например, бабушки сами часовню построили и там постоянно собираются, молятся. Или вот еще пример. Когда здесь не было священников, они с Троице-Сергиевой лаврой в переписку вступили, оттуда им молитвы и духовные песнопения прислали. Так что они сделали – положили стихи на народные мотивы и музыку советских композиторов и устраивали домашние попевки. Можете представить – поют стихи об Иоанне Крестителе на мотив... «бродяга к Байкалу подходит». И очень хорошо так получается, умилительно... Отцу Валентину Кобылину мы позвонили накануне выхода газеты, чтобы справиться, как 29 ноября праздновалась память преп. Сергия Малопинежского (в саму Согру дозвониться не удалось). – Я-то не смог туда поехать, – огорченно ответил благочинный. – Согра за рекой, а лед еще не крепок. Да и вообще с дорогами у нас плохо, бывает, к прихожанам в какую-нибудь отдаленную деревню на тракторе-трелевочнике добираемся. А приходы у нас пораскиданы: в моем Красноборском районе по 50 километров во все четыре стороны, а у отца Анатолия, в Верхнетоемском районе, в Согру надо ехать 120 километров, в Выю – 200... Глушь такая, что продукты в некоторые деревни только зимой завозятся, а летом они отрезаны от центра. В Ламбасе, помню, угощали нас икрой и красной рыбой, а простого черного хлеба предложить не могли – кончился. Вот так у нас... Отец Анатолий, конечно, в Согру ездил, ему ближе. Как положено, совершил службу, народу было много. Впервые за десятки лет соборно молились над местом погребения преподобного Сергия, которое обнаружили только нынешним летом. Разбирали сараюшку, пристроенную к храму, и под старыми вещами увидели возвышение, оставшееся от раки. Придет время, может быть, обретутся и святые мощи. «Все возвращается на круги своя, – пишут в своем письме согринские прихожане, – возвращается к нам и святой покровитель Сергий. Вероятно, чтобы люди вспомнили о подвижнике и покаялись... Надеемся на вашу молитвенную поддержку». Надеются они также, что откликнутся люди, напишут им те, кто где-либо встречал иконы и книги, исчезнувшие из их храма в советское время. М.С. На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |