АЗ ВЕДИ КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ? Молиться Богу можно везде, но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в церкви едиными устами и единым сердцем скорее доходит до Бога. «К службе церковной непременно должен ходить, – увещевал преподобный Амвросий Оптинский, – ...будешь ходить, здоров и трезвеннее будешь». В обязанности христиан входит посещение храма в воскресные дни и праздники. Перед посещением храма 1. По пути в церковь можно читать особую молитву (она опубликована на стр.17 второго выпуска Сборника молитв на разные случаи, выпущенного нашей редакцией в прошлом году), или же можно повторять молитву смиренного мытаря из притчи Христовой о мытаре и фарисее: «Боже, милостив буди мне, грешному», молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», молитву «Богородице Дево, радуйся...», или 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» Кроме того, можно читать и другие песнопения, вспоминать священные события, которые празднует Церковь в данный день. 2. Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова осеняют себя крестным знамением. 3. Входя в храм, сотворите три поклона с крестным знамением, произнося: «Создавый мя Господи, помилуй мя», «Боже, милостив буди мне, грешному», «Без числа согреших, Господи, прости мя». Затем можно прочитать молитвы: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и Святое Воскресение Твое славим», «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи, помилуй!» (трижды), «Благослови», «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Затем, поклонившись направо и налево, пройдите в храм, станьте на одном месте и слушайте псалмы и молитвы, читаемые и поющиеся в церкви, по возможности внимательно, умом и сердцем участвуя в богослужении. Войдя в храм 1. В храм приходите до начала богослужения за десять-пятнадцать минут: этого времени бывает обычно достаточно, чтобы подать поминание о здравии живых и упокоении усопших, отдать пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Прежде чем приложиться к иконе, принято положить пред нею два поясных поклона с крестным знамением, а после целования – третий поклон. 2. В храме, по обычаю, мужчины должны стоять в правой стороне, а женщины – в левой. 3. Когда проходите мимо царских врат, приостановитесь и положите поясной поклон с крестным знамением. 4. В храме не любопытствуйте, не рассматривайте молящихся, а сосредоточенно вникайте в богослужение, участвуя в общей молитве. Если вам не понятны слова молитв и песнопений, творите про себя молитву Иисусову. В храме никого не осуждайте. Замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочестие, мешая общей молитве. Соблюдайте в сердце своем мир, храните молитву, помните свои грехи, молитесь за того, кто досаждает тебе и другим своим поведением. 5. Приучайте детей ходить в храм (Мф. 19, 14), учите их молиться и вести себя в храме благопристойно. Родители, придя в храм с детьми, должны строго следить за их поведением, не допускать, чтобы они чем-либо отвлекали молящихся, в противном случае лучше вывести их на улицу. О возжжении свечей 1. Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу. Свечи поэтому следует приобретать только в том храме, куда вы пришли молиться. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов Которых верующий ставит свою свечу. И если нет этой любви, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. Некоторые из нас вспоминают о Боге и святых, лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут. Напрасно думать, что достаточно поставить перед иконой свечу, и долг выполнен, мы сделались чистыми и праведными, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи! 2. Нет обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако, по сложившейся традиции, в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого вы носите), а уж потом за здравие или за упокой. Если иконы вашего небесного покровителя в храме нет, то ставится свеча перед образом Всех святых. За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное». О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах. Поставив свечку перед избранным вами угодником Божиим, мысленно произнесите: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешной (грешном или имя, за кого просите)». Затем надо подойти и приложиться к иконе. 3. Как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, так же нельзя создавать беспорядок, протискиваясь к подсвечнику во время богослужения, чтобы поставить ее самому. Если хотите поставить свечку сами – приходите до начала службы либо поставьте свечи на ближайший подсвечник. Если кто опоздал на службу, пусть дождется окончания богослужения, а затем уже поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния. Во время богослужения 1. В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Заветов на Великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). Исключение делается для болящих и особо утомленных. 2. Во время чтения Святого Евангелия, Шестопсалмия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от общенародного пения «Символа веры» до «Отче наш») не следует беспокоить других вопросами или просьбами передать свечу. В это же время недопустимо хождение по храму и тем более ведение разговоров, следует воздержаться от возжигания свечей пред иконами и целования икон. 3. Не полагается во время богослужения самочинное падение ниц, произношение громких восклицаний. Обычай становиться на колени по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от католиков и православному благочестию не свойствен. Православные христиане, согласно уставу церковному, в положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги. Делать это следует при словах священника «Паки и паки, преклонше колена...» и других, призывающих к коленопреклоненной молитве. Православным христианам не свойственно стоять на коленях, подняв голову. 4. Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя главу. Когда архиерей осеняет молящихся свечами, священник благословляет рукой, а также когда кадят к предстоящим, то креститься не следует, а только преклонить голову. В первом случае мы покланяемся перед Святыней (крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Тайнами), а во втором благоговейно отвечаем на действие священнослужителя, освящающее нас силою благодати Божией. Лишь в Святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос Воскресе!» – все крестятся и восклицают: «Воистину Воскресе!» 5. Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю. Не стойте в храме вразвалку, или заложив руки за спину, или держа их в карманах. 6. Во время открытых царских врат не положено пересекать храм между аналоем, на котором находится икона праздника, и амвоном, то есть пространство перед царскими вратами. 7. Во время пения хора дозволяется подпевать – только очень тихо, чтобы не смущать стоящих рядом. 8. По возможности следует воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет место явное хулиганство или кощунственное поведение. Но и тогда замечания допустимы в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе. Особенно сдержанно надлежит себя вести постоянным прихожанам, знающим все тонкости поведения в храме. Именно от них чаще всего можно услышать резкие замечания, которые человека, впервые зашедшего в храм, способны навсегда оттолкнуть от Церкви. 9. К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет). Собирающиеся принять Причастие обязательно должны ничего не есть и не пить начиная с двенадцати часов ночи. Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками – правая поверх левой (более подробно об особенности подготовки к Причастию Таин Христовых в нашей газете будет рассказано в другой раз). 10. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу (правую руку), но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, что характерно для иудеев, – только правую, через которую преподается благословение. По окончании литургии подойди и приложись ко кресту, который дает верующим священник около алтаря. 11. По возможности не покидай храм до окончания богослужения. Особо старайтесь не выходить из церкви во время литургии, по крайней мере до пения «Отче наш». Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением. 12. Нельзя входить в храм с животными или птицами. Нельзя вносить в храм мясо. Курящим запрещается курить даже во дворе храма. О внешнем виде посещающего храм 1. Христианин всегда должен носить на себе нательный крест. 2. Храм – это дом Божий, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в церковь, следует помнить, к Кому мы приходим. Одежда наша должна быть пристойной и опрятной. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Женщины в храме должны быть с покрытой головой, как о том говорится в Священном Писании. Это может быть платок, или косынка, или шарф. В храм надо приходить в скромной, несоблазнительной одежде. Не подобает христианке надевать в храм мужскую одежду (брюки), а также короткие юбки. Приходить в церковь следует со скромной, неброской косметикой на лице (лучше вовсе без нее) и обязательно, стерев губную помаду.
На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |