ЗАМЕТКИ НА «МАЛОМ СОБОРЕ» VIII Рождественские чтения глазами нашего корреспондента Уже восемь лет из года в год в январские дни в Москве собираются тысячи православных людей – как говорится, цвет нашей церковной общественности. Форум, объединяющий их, официально называется Международные Рождественские образовательные чтения. Но, как метко заметил один из их организаторов, чтения давно уже превратились в «малый Поместный Собор». Удивительно! Обыкновенная поначалу образовательная конференция стала действительно чем-то вроде Собора, на котором решаются теперь накопившиеся вопросы, обмениваются опытом и просто проникаются духом единства. Наверное, если бы этого форума не было, то появилось бы что-то другое, похожее. Ведь начиная с 90-х годов в нашей стране идет грандиозное (не побоимся этого слова) православное строительство, и участникам его просто необходимо сверяться друг с другом, почувствовать поддержку, силу... Ведь нас, оказывается, так много! Стараемся и мы, редакция «Веры», по возможности каждый год делегировать на чтения своего корреспондента. Ниже предлагаем познакомиться с его заметками. Год на год похож не бывает. И вот ныне, приехав в Москву, я сразу почувствовал что-то новое. Тот же распорядок, деление на специализированные секции со знакомыми названиями, даже лица знакомые встречаются – постоянных участников чтений. Но как-то уже теряются они в массе народа, уж очень много на этот раз приехало. Заметил я и особенную деловитость, чтения катились будто по смазанным рельсам, каждый занимался своим делом, и поначалу я даже растерялся – столько событий одновременно происходит вокруг, что не уследить. Как у многих участников, были и у меня свои практические цели, свой график – там и там надо побывать, с тем-то встретиться, о том-то договориться, узнать, записать, обменяться... Но пытался я по возможности заглянуть и на «ненужные» мне секции, из любопытства. Может, поэтому мои заметки получились вроде калейдоскопа. Бывало, заглянешь на совершенно уж непонятное мне заседание вроде секции «Церковные древности» – да так и останешься, увлекшись. Рассказывает искусствовед своим собратьям-специалистам об особенностях барельефных изображений процветшего посоха на стенах одного из соборов в Тутаево – и так это захватывает. Оказывается, библейский посох, который однажды зацвел в руках пророка, наши мастеровые изображали с семью ветвями – в форме алтарного семисвечника. Слушаешь дальше... и вдруг чувствуешь такую глубину и осмысленность нашей православной культуры. Нет в ней ничего случайного! Или вдруг оказываешься на секции «Христианство и наука» – с кафедры, пересыпая речь непонятными терминами, рассказывает что-то доктор технических наук из МВТУ. Рисует на доске ступеньки – уровни информационной насыщенности нашего мироздания, от косной материи до высшего мыслящего организма. И вдруг называет все это... «лестницей Иакова». И – будто озарение – сразу становится понятным, о чем он говорит. Глядишь на часы – Господи, на другую секцию опоздал! Но начну по порядку... Как и в прошлые годы, было богослужение в Успенском соборе Кремля. После него Святейший Патриарх Алексий II отслужил молебен в домовом храме МГУ в присутствии ректора университета, профессоров и студентов. Пленарное заседание проходило в здании бывшего СЭВ. Организаторы чтений явно не ожидали, что в этот раз приедет столько участников, – и люди стояли в проходе конференц-зала. Невозможно пересказать все, о чем говорилось на чтениях, отмечу лишь то, что запомнилось. «Духовная жизнь наша в кризисе», — заявил в начале своего выступления епископ Новосибирский и Бердский Сергий. И привел в пример историю строительства Храма Христа Спасителя в Москве: «Мы благодарим Бога, что храм восстановлен. Но когда он восстанавливался, был грех, были нечестные люди, которые пытались деньги украсть, могла пролиться кровь». Епископ Сергий напомнил, что духовная жизнь каждого человека «полярна», есть добро или зло, а «бездуховности как таковой быть не может». Валерий Шленов (Отдел религиозного образования МП) также говорил о кризисе – «о внутреннем системном кризисе образования». Оно, как он отметил, потеряло «целевую установку». В наше время светское образование представляет собой простое накопление некоей суммы информации, но это тупиковый путь. Учащийся должен понимать, что с этими знаниями делать. Поэтому, на его взгляд, школьные программы должны быть «продуманным систематическим курсом с экскурсом в отдельные идеи», школьникам должны преподаваться теология и другие религиозные дисциплины. Ректор Свято-Тихоновского института прот.Владимир Воробьев пояснил, что начиная с 1992 года Министерством образования уже введен госстандарт «теология» для преподавания богословских дисциплин в вузах. Богословие стало таким же «серьезным» предметом, как физика или математика, теологические факультеты уже открыты в Омском, Барнаульском, Дальневосточном и Рязанском государственных университетах. Другой выступающий, Николай Маслов, заявил, что государство не препятствует внедрению в образовательный процесс «церковных нравов и обычаев». В подтверждение своих слов он процитировал два документа, созданных в Министерстве образования России: доктрину воспитания в системе образования РФ и доктрину образования в РФ. По его словам, эти документы «просто заставляют нас воспитывать молодое поколение в духе высокой нравственности». В качестве примера он зачитал инструктивное письмо Минобраза, в котором предписывается использование в качестве учебного пособия книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского». Интересным опытом поделился прот. Георгий Митрофанов, преподаватель Петербургской духовной академии. По его мнению, наших детей формирует сейчас кино и видео, и от этого никуда не деться. Видеообраз имеет страшную силу, и с ним надо не бороться, а использовать. К сожалению, православное кино еще не развито, поэтому надо использовать для воспитания хорошие светские фильмы. Отец Георгий создал спецкурс, в который входят фрагменты из восьми картин: «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Утомленные солнцем», «Собачье сердце», «Вор», «Брат» и «Мусульманин». В перерыве я спросил о.Георгия, почему такой необычный набор у него – «Мусульманин», «Брат» (про ветерана чеченской войны, ставшего киллером) – это же очень жестокие фильмы. «А вы приезжайте к нам в Петербург, у нас уже два года этот курс преподается, учителя хвалят...» К слову сказать, Госфильмофондом России подготовлен к изданию «Христианский кинословарь», куда включены все христианские кинокартины, созданные у нас с 1909 по 1998 годы. В отдельный раздел словаря включены также «антирелигиозные» картины, такие как «Крест и маузер». Так что можно будет ориентироваться в этой продукции... Об информационной войне, обострившейся в последнее время, говорил и Евгений Никифоров, председатель православного общества «Радонеж». Он сообщил о Конгрессе православной прессы, на который в марте этого года приглашено около 400 человек пишущей братии. В истории такого еще не было. Только в Греции что-то подобное проводилось, но их съезд был не совсем церковный. Планируется, что тогда же, в марте, будет создан и Союз православных журналистов с местными отделениями в краях и областях. Оживление в зале вызвало выступление Сергея Глазьева, председателя Комитета по экономической политике Госдумы, члена фракции КПРФ. Говоря о «стратегии экономического развития» России, он довольно убедительно показал, что мешает нашей экономике (олигархия), и призвал поддержать программу патриотического фронта. «Как можем мы голосовать за Зюганова? Он же атеист», – спросили его из зала. Ответ вызвал смех: «Ну, он не атеист, он ходит в церковь, православный...» Не смутившись, Глазьев стал убеждать аудиторию: «Знаете, я сам не коммунист. И ответственно заявляю, что социализм сейчас повернулся лицом к православию. Коммунисты понимают, что христианская, духовная культура – это залог роста и подъема в промышленности. Что христианство – это творческий дух, и он приведет к росту производства. В целом КПРФ не просто отказалась от атеизма, но и признает вину за гонения на Церковь. Много, конечно, в этой партии и атеистов, но они – жертва прежней пропаганды. На самом деле это хорошие русские люди...» А затем на кафедру вышел человек, который на себе испытал гонения коммунистов – 92-летний профессор Российского университета нефти и газа Владимир Николаевич Щелкачев. За религиозные убеждения в 30-м он был посажен в Бутырскую тюрьму. Рассказ его меня так поразил, что напросился я к нему домой в гости – записать все подробнее (очерк об ученом читайте в ближайших номерах). ...Были и «окошки» между заседаниями. Подарок преподнесли организаторы чтений, устроив бесплатную экскурсию в Оружейную палату Московского Кремля. День был выходной, и наша группа единственная бродила по гулким залам музея. Чего только не хранит эта сокровищница! Шапка Мономаха. Изразцы, расписанные в Сольвычегодске. Трофеи Полтавской битвы. Венцы, которыми браковенчались Пушкин и Гончарова. Кольчуга царя Бориса Годунова – в ней более тысячи колец и на каждом выгравирована надпись: «С нами Бог, никто же на ны». Долго, как громом пораженный, стоял я перед напрестольным Евангелием 1794 года – вкладом царицы Екатерины в Александро-Невскую лавру. Только что, в соседнем зале, я видел другое Евангелие, созданное в XVI веке, – с природными, необработанными самоцветами на обложке, с затейливым растительным позументом, обрамляющим Христов Лик. В ту пору драгоценные камни не гранили, находя их более красивыми в своем естестве. Наверное, от этого книга показалась мне «живой» – можно было стоять и как бы разговаривать с ней... А вот XVIII век. Обложка книги разграфлена в косую клетку – и в эту решетку с геометрической правильностью вставлены граненые алмазики, блистающие холодным светом. В центре решетки – иконка Христа, похожая на фотографию. Как все изменилось за двести лет. И где мы находимся сейчас? В XVI или XVIII веке? Или в обоих одновременно? В круговерти этих январских дней – множества самых разных докладов, обсуждений, неожиданных встреч – постепенно приходило понимание себя, своего времени... М.СИЗОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска. О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |