РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Иисус в Назарете
Нет пророка в своем отечестве

     «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею», – пишет святой Лука в четвертой главе своего Евангелия.

     Из Самарии Иисус отправился в Галилею, где его ждал столь же теплый прием, как и в Сихеме. Для этого имелись самые серьезные основания.

     Галилея, даже по современным меркам, была многолюдной страной. Ее населяло до четырех миллионов человек. Среди них евреев было сравнительно немного, но они задавали тон. Под их влиянием иудаизм приняло немало коренных жителей – язычников. Именно Библия была главной книгой этой местности, что, впрочем, не мешало иерусалимцам считать галилеян людьми второго сорта – дикими и непросвещенными. Опытных учителей здесь, действительно, было немного. Тем удивительней, что именно Галилея стала местом, откуда вышли Мессия и Его ученики. Каждое чудо, которое совершали их земляки, переполняло галилеян чувством гордости. В Христе они пытались разглядеть своего вождя.

     Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

     Но заметим, что именно патриотизм был, скорее всего, основой этого влечения ко Христу. Стоило Спасителю поколебать земляческие чувства, как жизнь Его оказалась под угрозой. И где же это произошло? В Назарете – родном городе Иисуса.

     И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

     Синагоги того времени состояли, как правило, из простой четырехугольной залы с портиком из греческих колонн. На наружной стене строения часто помещались рельефные изображения виноградных гроздей, распустившейся ветви, сосуда с манной небесной. Внутри, в отдаленной части синагоги, обращенной к Иерусалиму, располагалось святилище. Следует отметить также стоявший в зале ковчег из раскрашенного дерева. Близ входа стояли скамьи для мужчин. На другой стороне за решеткой садились женщины, завернутые в покрывала. На специальных возвышениях располагались начальник синагоги, старцы, чтецы. После пения молитв слушались обыкновенно два поучения – одно из закона, другое из пророков. Прочесть их имел право любой желающий. Однако священный текст он должен был сопроводить своим собственным толкованием, небольшой проповедью.

     В одну из суббот место проповедника занял Спаситель. Все собрание встало, чтобы выслушать Его.

     И Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу...

     Этими словами пророк Исаия предсказывал приход Мессии. Зачитав текст, Спаситель поясняет, что пророчество сбылось.

     Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

     Иудеи в ответ

     дивились словам благодати, исходившим из Его уст, и говорили: не Иосифов ли это сын?

     Этот вопрос был не столь безобиден, как кажется. Прозревая в говорившем Спасителя, назаретяне были в то же время смущены. Им было не понятно, как Сын Иосифа-плотника, выросший на их глазах, мог оказаться обетованным Мессией. Это было обидно и неприятно, ведь люди обычно очень дорожат равенством. Оно помогает им смириться с тяготами жизни и сдерживает зависть – этого зверя, изнутри выедающего душу.

     Самый яркий пример, до чего нас может доводить зависть, дали древние Афины. Стоило там явиться великому полководцу либо общественному деятелю, как на него рано или поздно ополчался весь город. Дело обычно заканчивалось изгнанием или казнью, как в случае с Сократом. Когда человек со стороны чего-то добивается, это одно. Другое дело, когда возвышается знакомый. Возникает вопрос: почему он, а не я, ведь мы трудились рядом, ели схожую пищу, слушали тех же учителей. И если из меня мало что вышло, то, значит, и сосед, отличный от меня, – обыкновенный обманщик.

     Впрочем, даже зависть способна утихнуть, если выдающийся сосед берет тебя в долю. Выгодно ли признать мудрого сына Иосифа Мессией? – колебались собравшиеся в синагоге.

     Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «Врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме».

     Иисус сразу же понял, что от него требуется. Ублажить назаретян, повторив чудо, которое произошло в Капернауме. Христиан часто упрекают, что они чудесами увлекают людей. Но чудеса – это лишь не слишком значительное подспорье. Они бывают нужны, чтобы укрепить, слегка подтолкнуть того, кто внутренне уже обращен к Богу. В случае с назаретянами чудо могло обезопасить Христа, но не более того.

     И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

     Таким образом, Спаситель предсказал, как вслед за Назаретом отвергнут Его Галилея, весь Израиль. И далее Господь начинает обличать не только назаретян, но и всех евреев, напоминая, как пророки Илия и Елисей совершали чудеса для людей из иных городов и даже для язычников. После этих слов все мелкие политические расчеты назаретян, их замыслы, связанные со Христом, рухнули.

     Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, вставши, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его.

     Представим себе эту сцену, оставляющую самое жуткое впечатление. Полутемное помещение, мирные прихожане, в том числе седовласые старцы, которые только что пели свои дивные молитвы. Все жители этого маленького спокойного городка вдруг разом обращаются в убийц и начинают теснить Христа к краю утеса на западной окраине города. Этот обрыв метров 15 высотой можно увидеть и в наши дни, а на том месте, куда должен был упасть Христос, стоит сейчас храм. Почему Его не убили прямо у синагоги? Надо полагать, боялись расследования, обвинений со стороны других галилеян и желали списать гибель Иисуса на случайность. Ведь прямо над обрывом проходила дорога на Капернаум, и мало ли что могло случиться. Эта расчетливая толпа, спаянная ненавистью, была даже страшнее, чем вопящее сборище у Креста Господня. Тем более, что Иисус вырос на глазах у этих людей. Они играли с Ним в детстве, вместе ходили на свадьбы, многие обращались с заказами к Иосифу-мастеру. Все это оказалось забыто. Назарет первым отверг Христа.

     Но Он, прошед посреди них, удалился.

     Господь позволил довести Его до дороги и, когда до обрыва осталось несколько шагов, пошел Своим путем, не обращая внимания на убийц. Чудо произошло. Но не то, которого желали назаретяне.

В.Г.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru