СВИДЕТЕЛЬСТВО ЧУДО – СХОЖДЕНИЕ СМЫСЛА 15 марта мы празднуем день иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Чудесное ее обретение было точно в тот день, когда император Николай II отрекся от престола. Но не только этим значительна икона. Пожалуй, мало кто задумывается, что обретение «Державной» открыло волну обновлений икон и других чудотворений, о которых в прежние времена и не слыхивали. Массовые чудотворения продолжаются и поныне. Как относиться к ним, что они значат для нас, для России – об этом начинаем мы сегодня разговор. И первое слово московскому ученому-математику Сергею Анатольевичу СОШИНСКОМУ, который уже много лет занимается темой «Чудо в системе мироздания». Ниже печатаем некоторые материалы, предоставленные нашей редакции. Крест вселенной Есть ли в современной научной картине мира место для чуда? Надо ли думать, что всякий раз, когда чудо совершается (а оно совершается), порядок мира как бы «надламывается»? Или, наоборот, мир таким образом восполняется? Для большинства ученых-естественников законы природы представляются полнотой и сплошностью, не допускающей в себе никаких исключений. Представьте себе ряд действительных чисел: 1, 2, 3, 4... и так до бесконечности. Могут ли быть в этом ряду исключения, например, три на месте единицы? Или четыре, которая следует за цифрой два? На первый взгляд нет, конечно. Само по себе «исключение» есть нарушение полноты мира, уже в самом этом слове кроется нечто разрушительное – исключить означает отнять, нарушить. И мы видим, что чудо не может быть «исключением». Но оно также не является и нормой. Так что же оно такое? Остается только одно толкование чуда. Оно – обширней закономерной всеобщности мира, оно проникает во все поры нашего мира, восполняя собой его неполноту, его замкнутость. В конечном итоге составляет «вертикальную ось мира», становой его хребет. То, что типично, закономерно в нашей жизни, – это как бы «горизонтальная ось», и пересечение с чудом образует подобие «метафизического креста» вселенной. Другими словами, если бы не было чудесного, то не существовало бы и типичного, закономерного. Вот в этом и есть истинная полнота и осмысленность мира. Главное чудо для нас состоит в том, что Смысл пришел в мир. С приходом Христа на землю все у нас изменилось, каждое событие человеческой жизни наполнилось смыслом, соотносимым с Божественным планом спасения. И до Христа в языческом мире случались явления, которые тоже бы можно назвать «чудотворениями». Внешне они могли быть даже ярче, внушительней, чем христианские. Но какова суть их? Колдуны совершали нечто такое, что было не видано и не слыхано, то есть шло против «чина естества», против законов природы. Ну, вроде того, как если бы они поменяли местами числа два и четыре (см. выше). Но мы уже говорили, что истинное чудо заключается не в нарушении нормы, а в восполнении ее. Разрушать установленный порядок вещей, конечно, легче, такое по силам и бесам. А вот наполнить его смыслом, оживить – может только Сам Творец. Суть чуда в том, что в нем и через него является абсолютное и положительное. Если же оно не являет Абсолют, если не от Бога, то оно всего лишь прелесть – удивление без смысла, несущее в себе пустоту и разрушение. Такими мнимыми в сущностном смысле «чудесами» полна, кстати, и современная пресса. Вообще, в русском языке нет точного слова, которое бы определяло настоящее чудо. Наше слово «чудо» означает «чудиться», «удивляться». Это психологическое понимание схватывает только внешнюю его сторону. А вот в древнееврейском языке есть более выразительное слово – оно означает «знамение», «возвещение», обращенное к человеку. Так и следует воспринимать те чудотворения, что прокатились по нашей стране после 1917 года. «Созывает бо нас Святая Богородица» 2 марта 1917 года в подмосковном селе Коломенском чудесным образом была обретена икона Божией Матери, впоследствии названная «Державной». Накануне одной прихожанке, Евдокии Адриановой, было трижды открыто в тонком сне, что в храме ее находится позабытая чудотворная икона, которую надлежит с подобающей честью водрузить в храме, так как отныне через нее будет явлено Небесное покровительство и заступничество Царицы Небесной. На иконе Пресвятая Богородица изображена восседающей на троне. В руках Она держит скипетр и державу... Православным людям смысл этого явления открылся сразу. Патриарх Тихон писал в ту пору: «Все чаще и чаще раздаются голоса... что «только чудо может спасти Россию». Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над нами было сотворено чудо?» И вот такое чудо было совершено. Обретенной иконе при участии Патриарха Тихона были написаны служба и акафист. В нем есть такие слова:
И далее поется: Прибавить тут нечего. Уже в акафисте раскрылся смысл удивительного события. Но, видно, не так просто современному человеку устоять «на камене веры» – чудотворения продолжались. Иконы стали обновляться. И не только в России, но и на Западе. Вот несколько свидетельств. * * * Впервые автор услышал об обновлениях икон, когда этим вопросом еще не интересовался, в виде неясного предания, трудно доступного проверке. Например, будто бы после революции завешивали каким-то лозунгом икону Николая Угодника на Никольской башне Кремля, а ткань то рвалась, то сгорала, и икона вновь становилась видна. Была эта икона то ли фреской, то ли мозаикой, я не знаю. Стали ее закрашивать – но осыпалась краска, и вновь икона была видна. Кончилось тем, что ее замуровали цементом. Второй случай рассказал мне священник, ему же – член комиссии, «изучавшей» (вернее сказать, разоблачавшей) необычное явление. В середине 20-х годов распространился слух, будто в подмосковной деревне стал являться в избе прямо на оконном стекле образ Божией Матери. Посланной комиссии крестьяне подтвердили: да, образ является. Как поведет пастух стадо через деревню, зазвенят колокольчики, так и явится образ. Деревенские заранее ждут момента, изба бывает полна. Показали и дом. Комиссия осмотрела стекло: чистое, никаких следов изображения. Но вот вечером вдали послышался звон колокольчиков: пастух гнал стадо. И что же? На окне стал появляться едва заметный образ. Стадо ближе, громче перезвон – яснее образ. Наконец стал он вполне отчетливый, и видно – это икона Казанской Божией Матери. Прогнал пастух стадо, образ побледнел и исчез. Осмотрели стекло – снова оно чистое. А крестьяне смеются над недоумением ученых. Вдруг одного из членов комиссии осенило: «Откуда стекло?» – «Из барской усадьбы». – «А там?» А там, оказывается, раньше оно закрывало икону, именно Казанскую. Когда барский дом шел под конфискацию, а иконы вывозились или уничтожались, хозяин избы и взял себе оставшееся стекло. Прошло время – и стал на стекле проступать образ. «Ну что же, – заключила комиссия, – все ясно. Краска иконы испарялась, влияла на стекло, шла химическая реакция. Вот и отпечатался на стекле образ. Как солнце начинает садиться, посветит под определенным углом, так образ и проступает». Объяснив все таким «естественно-научным» способом и оставив без внимания возражения крестьян, что образ проступает и в дождливые дни, комиссия забрала с собой стекло, вызвавшее вредные толки. Затем стекло было уничтожено. Крестьяне остались в убеждении, что было чудо, члены комиссии – в своей атеистической вере. Впрочем, судя по человеку, рассказавшему эту историю, случай произвел на него впечатление и вспоминался через много лет. Однако слух об этом событии не распространился далеко, крестьяне отдали то, что считали святыней, и все смолкло. Обратимся теперь к обновлениям тех лет, о которых встречаем письменные свидетельства. Золотые купола К.Притисский в статье «Мотивы чудесного в жизни современной России» писал о случае, имевшем место в Киеве в те же годы и, по словам Притисского, получившем большую огласку. «В одно октябрьское утро, – рассказывает очевидец, – меня будят в неурочный час... – В чем дело?! – Одевайтесь! Бежим к нашей церкви!.. По дороге мой спутник, волнуясь, рассказывает, что купола нашей церкви вдруг за ночь сделались вызолоченными... Я с некоторым испугом посмотрел на него... Вчера еще я проходил мимо храма, большой купол которого сквозь сетку октябрьского дождя выглядел темнее обыкновенного. Позолоты на нем почти не было. Большими кусками виднелось бурое железо. Мы вышли на небольшую площадь. Тысячи народа гудели здесь. Все стояли без шапок, многие крестились, плакали, глядя на церковь. И я посмотрел туда. Купол сиял глубокой «червонной» позолотой... Осеннее серое утро нисколько не смягчало его блеска. – Архиерей, архиерей приехал! – вдруг понеслось со всех сторон. Раздался колокольный звон. Народ раздвинулся пред скромной коляской епископа, которого вышло встречать духовенство уже в облачениях. Приложившись к кресту, он вошел в храм. Над площадью стоял гул голосов. Все новые и новые толпы народа прибывали со всех сторон. Появились конные «милицейские», пробовали было напирать, угрожать, но навстречу им пошел вдруг такой единодушный ропот, и затем такая страшная наступила тишина, что видно было, как «милиция» испугалась, сбилась в дальний угол площади и там, затертая массой народа, замерла на одном месте. На паперти снова показалось духовенство во главе с епископом. Начался молебен, после которого преосвященный при гробовом молчании сказал «слово», где, между прочим, заметил: «Наверное, все происшедшее постараются объяснить каким-нибудь научным подходом к нему... Постараются увидеть явление естественного порядка... Но, православные, разве мы не знаем, что и науке положен предел!.. Будем видеть здесь чудо. Оно не может унизить дух человека, но только поднять его. Тебя, Бога, хвалим!» И вся площадь запела этот чудный гимн. Пели долго. Целый день шли молебны. Видел власти, трусливо приехавшие и так же уехавшие. Удалось заглянуть потом и в сам храм. Оказывается, что обновился не только купол, но и ряд икон внутри храма, между прочим, старенькая Плащаница, знакомая мне с детских лет. Очень любопытно, что под куполом были нарисованы образа, и их совершенно выцветшие краски теперь сияли как новые. Никогда мне не доводилось видеть такой реставрации. Конечно, епископ был пророком... Власти заставили ученых, профессоров Киевского университета, все «объяснить». Те, призвав на помощь «химию» и «физику», читали специальные лекции по этому поводу. Причт церкви пострадал, и очень жестоко. Газеты в течение двух недель изрыгали хулу, бесились... А храм сиял... В заключение могу передать вам рассказ моего компаньона по делам, еврея, квартира которого окнами выходит на церковную площадь. Он с непередаваемым на лице испугом, оглядываясь во все стороны, шепотом говорил мне: «Было десять с половиной часов вечера. Шел дождь. Вдруг в комнатах сделалось светло-светло. Я бросился к окну. Вижу над храмом яркое облако. «Пожар! – закричал я. – Церковь горит!» Потом вдруг все пропало. Стало темно. Не верил своим глазам. Утром увидел золотой купол...» Советский суд свидетельствует Где еще можно найти сообщения о происходивших обновлениях? В судебных хрониках! Вверху листа – слово «копия». Отпечатан в Новгородской гублитографии в количестве 130 экземпляров для служебного пользования. Мне предоставил его о.Александр Салтыков. Читаем: «Обвинительное заключение. По делу о гр-нах Борисове Владимире, Сутокском Иване, Заозерском Никаноре, Шпехине Василии...» – всего 48 имен. Кто же они, эти 31 мужчина и 17 женщин, судимые 12 августа 1925 года в Новгороде? И за что судимы они? «В конце 1924 года, – написано в обвинительном заключении, – В Медведской и Самокражской волостях Новгородского уезда распространились слухи о происходящих чудесных обновлениях икон в пределах Ленинградской и Псковской губерний. Эти слухи привлекли на свою сторону религиозно настроенных граждан, которые начали паломничество в места обновления для осмотра икон и поклонения им. Такое паломничество привело к тому, что среди населения стали распространяться всевозможные слухи, имеющие под собой чисто контрреволюционную почву... Религиозный фанатизм распространялся с неимоверной быстротой, и эпидемия обновления икон начала поражать одну за другой деревни Медведской и Самокражской волостей Новгородского уезда». Итак, эти 48 обвиняемых всего из двух волостей – те самые свидетели обновления икон, которым место оказалось на скамье подсудимых. Читаем далее: «Вообще... в ряде волостей Новгородского и Старорусского уездов обновилось столько икон, что подсчитать их точно при данных условиях является работой весьма трудной. Однако органами дознания в этих уездах обнаружено более 150 обновленных икон...» Сколько же их было тогда по всей стране? Очевидно, волна обновлений началась раньше и не ограничивалась Новгородским уездом. Уже в 1921 году состоялся показательный суд Воронежского губтрибунала над верующими, принявшими участие в крестном ходе с обновленной иконой (об этом писал журнал «Революция и церковь»). Явления происходили во множестве мест. Конечно, не обходилось без народной психологии, без того бессознательного, но сильного протеста, который мог порой заставить принять желаемое за действительное. Так легко понять, что, когда уничтожались самые устои народной жизни, нравственные и духовные, чувство рушащегося миропорядка, великой неправды, могло отлиться среди крестьян в легковерие к чуду. Но уж слишком много было таких свидетельств, причем довольно убедительных. Выпишем из «Обвинительного заключения» несколько типичных свидетельств. «17 ноября 1924 года, – читаем мы, – Дарья Александрова (д.Закибье, Медведской волости, Новгородского уезда), которая ранее считала себя человеком неверующим и среди населения слыла за коммунистку, объявила об обновлении принадлежащей ей иконы «Троеручицы Божией Матери» и распространила слух о чуде, виденном ею при обновлении. Этим чудом, по рассказам Александровой, явилось то, что от иконы якобы сыпались искры, когда перед нею зажигалась лампадка. Сама Александрова после этого одела на шею крест, коего раньше не носила». За свое свидетельство Д.А.Александрова оказалась на скамье подсудимых и была осуждена по статье 120-й Уголовного кодекса. Андрей Прокофьевич Прокофьев (деревня Менюши Медведской волости) свидетельствовал, что «в январе месяце, проснувшись ночью, он увидел, что весь его дом охватило сияние. Это сияние продолжалось около получаса, ввиду чего он, Прокофьев, стал молиться Богу. На следующий день утром он пошел в свою нежилую избу и там увидел, что икона Казанской Божией Матери стала светлая. Лицо иконы, риза и руки стали совершенно другими, <чем> какими он видел их раньше». За свое свидетельство Прокофьев был осужден по 120-й статье УК. Дарья Александровна Васильева (деревня Уномерье Самокражской волости) свидетельствовала , что «в феврале 1925 года, проснувшись ночью, она увидела в углу какой-то свет. Через несколько дней, обратив внимание на свои иконы, она увидела, что иконы из черных превратились в светлые. После этого ей во сне явилась Богородица и сказала: «Не скрывай». За то, что Васильева не скрыла, она была осуждена по той же статье. Происходили в те годы и обновления икон в храмах. В «Обвинительном заключении» упоминается обновление иконы Старорусской Божией Матери в Спасо-Преображенском монастыре города Старая Русса и иконы Владимирской Божией Матери в часовне деревни Овчинкино Астриловской волости. Во всех случаях обновленные иконы отбирались (в дальнейшем, видимо, уничтожались), а свидетели так же, как и священники, служившие молебен перед обновившейся иконой, оказывались на скамье подсудимых. Так, в частности, был судим о.Василий Георгиевский. Текст обвинения гласит: «Гр-н Георгиевский обвиняется в том, что, будучи священником Астриловской церкви, из корыстных и иных видов прибыл в дер. Овчинкино Астриловской волости и отслужил перед так называемой обновившейся иконой молебен, чем способствовал укреплению в сознании граждан чудесных обновлений и дальнейшему развитию этого явления, т.е. в преступлении, предусмотренном ст.ст.16 и 120 УК». Но довольно примеров, подведем итоги. Волна обновлений развивалась в России в особых условиях, когда никто, кроме судебных органов, не создавал следственных комиссий для их изучения. Поэтому информация, которой мы теперь обладаем, недостаточна и, возможно, не всегда достоверна. Но если отдельные случаи можно пытаться объяснить ошибками или естественными причинами, то не все множество их. Волна обновлений, по-видимому, остается вне сомнений. Воссоздать более достоверный ее образ можно и нужно, но доступно это лишь усилиям многих. При этом следовало бы не только увеличить список подобных явлений, но и критически оценивать достоверность сообщений... Что же касается рассматриваемой волны обновлений в 20-е годы, то следует в ней видеть явление благодати, как бы изливавшейся над Россией в начале ее трагического пути. Так, например, было явление Божией Матери и Младенца Иисуса в 1918 или 1919 году в Архангельске. Несколько детей, гимназистов и гимназисток, увидали их над водами Ледовитого океана, благословлявших белые войска (возможно, благословение жертвенности). Об этом был составлен протокол, засвидетельствованный архангельским духовенством, в том числе епископом Павлом (позже это послужило дополнительным поводом для судебной расправы над ним). Знамения означали надежду и радость тем, кто сохранил веру; свидетельствовали о наличии, близости, неустранимости обновляющей Силы, способной и мир обновить так же, как очищались краски икон и золотились купола. Можно сказать, обновленные купола и иконы, краски, дерево, металл, сами камни свидетельствовали о Боге, когда окаменевшие и ослепшие люди отрекались от Него. Они свидетельствовали о милосердии и любви Бога, который в ответ на уничтожение одних святынь посылал новые (в основном разделившие участь старых!). И зов этот не всегда оставался неуслышанным, возвращал отдельных людей к Церкви, хотя и не заставил опомниться общество в целом. (В следующих номерах газеты мы предполагаем продолжить затронутую здесь тему).
На глав. страницу.Оглавление выпуска. О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |