СОБЫТИЕ


kongr.gif (8910 bytes) Президиум и кулуары

Заметки провинциала

С 6 по 11 марта в Москве проходил I Конгресс православной прессы. Прибыли около 450 человек из десяти стран и 71 епархии Русской Православной Церкви, в том числе около 380 человек из 52 епархий России, а также из Эстонии, Белоруссии, Молдавии и с Украины. Железнодорожные билеты на него были бесплатно выделены Министерством путей сообщения. На первое пленарное заседание, проходившее в стенах МГУ, ожидали прибытия Святейшего Патриарха, благословившего организацию конгресса, и и.о. Президента В.Путина.

Однако руководители Церкви и государства не явились. Кое-кто сразу заговорил о провале мероприятия, резко упавшем статусе форума. Но по окончании конгресса многие склонны были, пожалуй, к выводу противоположному: некоторые высказанные на нем мысли и предложения были еще настолько “сырыми”, что, может быть, именно отсутствие Святейшего позволило спокойно разобрать их недостатки. А по причине отсутствия главы государства на форуме шаталось меньше случайных людей – это тоже хорошо.

С первого дня конгресс довольно резко разделился на зал и президиум. Во-первых, по территориальному признаку. Выступали только москвичи, один или два раза на трибуну были допущены петербуржцы, лишь на секционных встречах выступали иногда мы, провинциалы, да и то часто лишь из зала. Ничего плохого о москвичах, которые задавали тон на конгрессе, сказать не хочу – люди, кажется, порядочные, толковые. Но ведь мы в столицу ехали не для того, чтобы курс лекций прослушать.

Второе разделение шло по линии: пишущие – курирующие. Из выступления главы Издательского отдела Московской Патриархии архиепископа Тихона следовало, что православная пресса делится для него на журналистов епархиальных изданий и прочих, не внушающих полного доверия. Так как “чистых” в зале сидело меньше половины, то возникло смущение. Оно усилилось, когда владыка заговорил о необходимости введения цензуры – о том, что благословения архиереев должны даваться только на те газеты и журналы, учредителями которых выступают сами епархиальные структуры. Эта мысль, согласны с которой были далеко не все, из доклада владыки Тихона так плавно и перекочевала в итоговый документ. Вот она:

“На конгрессе был поднят вопрос о церковной цензуре, необходимость которой вызвана отсутствием у многих авторов, пишущих на церковные темы, богословской подготовки, что зачастую приводит к существенным искажениям православного вероучения в их работах. В настоящее время определенной заменой института духовной цензуры является практика благословения соответствующих изданий Святейшим Патриархом или правящим архиереем. Вся литература духовного содержания, продаваемая в храмах, должна иметь отметку о прохождении соответствующей экспертизы”.

Попробую пояснить, что вызвало смущение. Дело в том, что абсолютное большинство православных журналистов зависимо от Церкви уже потому, что они православные, дорожат мнением архиереев, священников, мирян. Поэтому цензура для них несет с собой лишь дополнительные технические сложности, зависимость от характера цензора, его причастности к тому или иному направлению в православии – консервативному, либеральному и т.д. А что взамен – этих серьезных, иногда гибельных для газеты неудобств? Да, собственно говоря, ничего. Еще не факт, что цензор способен обнаружить в текучке газетной работы богословские ошибки. Людей, превосходно владеющих, так сказать, прикладным богословием у нас очень мало, не в каждой епархии есть такой человек. А если уж говорить об ошибках, то в “подцензурной” епархиальной прессе их ничуть не меньше, чем в других православных изданиях.

Не менее сложен вопрос о церковном учредительстве. Дело в том, что учредительство подразумевает, кроме прав влиять на издание, обязанность его финансово содержать. Содержать полноценную профессиональную редакцию, обеспечивать ей связь, командировки и т.п. епархиальной казне нынче абсолютно не реально. Как правило, ныне епархиальные вестники повсеместно делают один-два человека, сплошь и рядом на безмездной основе, в свободное от основной работы время. Честь и хвала этим людям, часто трудолюбивым, талантливым, но качество епархиальных изданий, за редким исключением, оставляет сегодня желать много лучшего. Минимум финансовых вложений и максимум противоречивых пожеланий со стороны околоепархиальных структур зачастую не позволяют делать газеты живыми – такими, какими призывал их делать сам архиепископ Тихон: обращенными “к тем, кто стоит на пороге храма”, язык публикаций в которых “должен быть понятным для большинства людей”, “не ограничивающимися новостями церковной жизни и простой, без комментариев, перепечаткой святоотеческих творений”.

Все-таки вопрос о православной прессе, как мне кажется, не до конца был изучен устроителями конгресса. “К сожалению, существуют и такие светские издания, которые открыто противостоят Церкви, стремятся исказить ее образ в глазах неискушенных читателей”, – заявил владыка Тихон, и это, действительно, так. Но издания, выступающие против Московской Патриархии и архиереев, против решений Церкви настолько самостоятельны, что единственное, что можно поделать, так это перестать их читать.

К слову сказать, с довольно интересным докладом о нападках на Церковь со стороны светских изданий выступил на конгрессе протоиерей Владимир Вигилянский. Он упомянул, например, публикацию в газете “Известия” о том, что наш епископат якобы преследовал отца Александра Меня. Это, кстати, любимая идея людей типа Глеба Якунина. Разоблачая эту клевету, прот.Владимир рассказал о взаимоотношениях о.Александра Меня с теми архиереями, от которых он зависел. Так, благодаря митрополиту Ювеналию покойный богослов получил все мыслимые церковные награды. А тогдашний глава ОВЦС митрополит Филарет, как сейчас выясняется, переправлял рукописи Меня на Запад.

О том, как с помощью газет ведется борьба против Церкви, свидетельствует один поразительный документ, оказавшийся в руках православной общественности. В нем указаны суммы, которые получали из США известные адвокаты сектантов Пчелинцев и Ряховский за организацию публикаций в прессе. Например, за статью, посвященную закону о свободе вероисповеданий, перечислено было 10 тыс. долларов. За материал на тему “религия и национализм” – 10,5 тыс. долларов. Только в ноябре-декабре 1997 г. было истрачено на подобные цели более 40 тыс. долларов. А ведь с православием у нас в стране борются на профессиональной основе не одни лишь Пчелинцев с Ряховским. Много говорилось о том, что Соединенные Штаты тратят на эти цели миллионы долларов, и вот свидетельство.

Были и другие любопытные выступления, но если сосредоточиться лишь на них, то в целом впечатление от конгресса можно было бы назвать неудовлетворительным. Недовольство временами грозило доплеснуться до трибун, но мы, провинциалы, люди скромные, так что ограничились ворчанием в кулуарах. Тем не менее, я лично организаторам этой встречи очень благодарен. То, что столько православных журналистов собралось в Москве со всей страны, само по себе оказалось очень ценно. Десятки встреч, знакомств, бесед оставили светлую память. Общее впечатление от них – в православной журналистике ядро составляют благородные, думающие люди, искренне преданные православию. Я и раньше надеялся, что это именно так, но теперь увидел воочию. Главной задачей конгресса было образовать Союз православных журналистов России. Поначалу это воспринималось многими скептически. Журналисты – народ вольнолюбивый – опасались, не идет ли речь о добровольной “уздечке”, с помощью которой москвичи начнут нас понукать? Но под конец форума, когда перезнакомились, стали подавать заявления о вступлении с легким сердцем. Решили, что стоит это сделать хотя бы ради того, чтобы еще раз встретиться.

В.ГРИГОРЯН

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru