На Конгрессе православной прессы в Москве этот вопрос
обсуждался, наверное, горячее и активнее прочих, особенно в первые дни. Будучи в Сыктывкаре, я поначалу воспринимал его с иронией, потом стал задумываться над тем, что происходит. В налоговой инспекции здесь некая дама ответила, что, мол, отказывайтесь
от идентификационного налогового номера на здоровье, нам меньше работы. “Нам меньше, – говорила она, – а вам и вовсе, быть может, не придется работать. Нельзя будет никуда устроиться без номера”.
То есть, с одной стороны, получение
ИНН – дело добровольное, с другой – вполне принудительное. Так же хотели все устроить и на Украине, но там православная общественность добилась права для верующих платить налоги по старым образцам. Серьезные волнения были в Греции, проблемы возникли в
Финляндии. Поэтому наши налоговики решили действовать тихой сапой, откладывая решительные действия на потом, когда большая часть населения ИНН примет.
Между тем на
сегодняшний день десятки, а возможно, сотни священников в России категорически отказались принять ИНН. В некоторых городах идут массовые отказы православных мирян. По благословению архимандрита Кирилла (Павлова) решила оказать сопротивление инициативе
налоговых служб братия Валаамского монастыря. Но благословил старец Кирилл именно монахов – людей, умерших для мира. Что делать нам, живущим в миру?
Вот как ответил на такой вопрос один опытный священник:
– Я не
могу благословить на мученичество и на принятие номера тоже не могу благословить. Пусть каждый решает сам.
Любопытный разговор возник в одной из епархий, где некий батюшка послал письмо к архиерею, в котором выразил протест против
номеров. Архиерей, человек много поездивший по миру, возглавлявший раньше одну из наших европейских епархий, ответил примерно так:
– Я как человек оскорблен, потому что люблю европейскую цивилизацию и ее принципы. Но как архиерей
встревожен твоим письмом и сделаю все возможное, чтобы донести этот вопрос до священноначалия.
Этот ответ очень характерен в том смысле, что большинство православных, обладающих хоть какой-то информацией, встревожены. Вопрос лишь в
том, настолько ли все страшно, чтобы отказываться от номеров, страдать.
Эта неопределенность порождает, с одной стороны, перехлесты, настоящую истерию. По этому поводу один настоятель, отказавшийся вместе со всем приходом принять ИНН,
сказал примерно следующее:
– Лукавый гораздо хитрее, чем вам кажется. Он устроил искушение с этими номерами для того, чтобы когда они будут побеждены, впали в гордыню те, кто с ними боролся. Когда мы победим, а мы обязательно победим,
победители будут считать, что они спасли Россию, а это не так...
С другой стороны, есть равнодушное или даже насмешливое отношение к неприятию номеров. Когда нет понимания, в какое положение поставлено множество искренних православных
людей, которых заставляют сейчас претерпевать моральные муки или, как сказано в послании Священного Синода: “... делать мучительное различение между Родиной и государством”.
Поэтому дело не только в том, как каждый из нас лично
относится к номерам. Независимо от этого нужно сделать все возможное, чтобы вынудить государство отказаться от насилия в этом вопросе. Если говорить обо мне непосредственно, то я решил от получения номера пока воздержаться и положиться на волю Божию и
молиться о вразумлении.
Принятие номера смущает мою христианскую совесть, страшит – а вдруг это действительно очень серьзно? Основания так полагать имеются. Но и для того, чтобы окончательно отказаться, недостает уверенности. А не
своевольничаю ли я, не беру ли сгоряча ношу не по силам – вот вопрос.
Один мой знакомый батюшка предложил недавно:
– Воздадим кесарю кесарево.
И другой иерей сказал (явно замученный истеричными
прихожанами) :
– Пусть меня к стенке поставят, а номер я все равно приму.
Такое вот своеобразное “бесстрашие”.
А некоторые священники не причащают мирян, получивших номера...
?чень сильное впечателение произвело решение Священного Синода, который с одной стороны призвал соблюдать трезвомыслие, но с другой – весь текст Заявления пронизан сочувствием к тем
христианам, которые почитают как святыню имя, данное им при Крещении, и “считают недостойным просить у государства, чтобы оно присвоило им некое новое “имя” в виде числа”.
Светская пресса, кстати, воприняла это Заявление довольно
однозначно – Церковь против ИНН. В “Известиях” за 10 марта почти вся первая полоса посвящена подлым наветам на Москов-скую Патриархию, которая, по мнению журналистов, надеется, отказавшись от номеров, скрыть свои доходы от продажи водки и табака. Люди,
которые это писали, в силу ли слабости умственной, некомпетентности или избытка рвения не заметили, что Синод высказался лишь против индивидуальных номеров.
Что интересно: после заявления священноначалия разговоры на Конгрессе
православной прессы о номерах почти прекратились. Была радость, что Церковь готова встать на нашу защиту, не считаясь с тем, что это может охладить ее отношения с государством. Синод сделал свой выбор. Мы, кажется, вступаем в те времена, когда выбирать
нам придется чаще, чем хотелось бы.
В.Григорян