|
ПУТЕШЕСТВИЕ К ПАСХЕИдет Великий
пост. Его можно сравнить с путешествием через порожистую реку: всюду путника подстерегают искушения – подводные камни, и только по вешкам, обозначающим глубину реки, можно попасть на другой берег. Такими вешками являются праздничные великопостные недели.
Этих недель в нынешнем посту пять (шестая – это уже Вход Господень в Иерусалим, Его смерть и Воскресение). Богослужебный смысл каждой недели выражен в воскресной службе, посвященной определенному событию, описанному в Евангелии,
а также событию исторического бытия нашей Церкви. То есть в каждом воскресном праздновании есть два значения: евангельское и историческое. Как увидим, соединяясь, они дополняют друг друга. В первое великопостное воскресенье Церковь
праздновала Торжество Православия – воспоминание победы над иконоборчеством и в целом вообще победу православия над ересями. Таким вот победительным настроем, призывающим в то же время к духовной осторожности, начинается пост. Этот праздник немножко
«разногласится» с текстами евангельских и апостольских чтений, в которых заложен основной смысл богослужения, тем не менее, он вносит особую динамику в развитие поста. То же самое можно сказать о посвящении второго великопостного
воскресенья – памяти святого Григория Паламы, осуждения его врагов и оправдания его учения. Оно было принято Церковью в XIV столетии и, в некотором смысле, является вторым Торжеством Православия. На первый взгляд, эти два воскресенья
к посту не имеют отношения. Но в них есть очень важная и очень точная нота, а именно: они дают нам богословское осмысление того, что собственно значит Великий пост. Мы обращаемся к очень важным вехам православного жизнепонимания...
Торжество Григория Паламы над ересью Варлаама, который отвергал возможность приобщения божественному фаворскому свету – существенный момент в православии. Богословие света начато еще в самих евангельских основах – в прологе Евангелия от Иоанна: «И был
Свет истинный...», который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Бог есть Свет истинный. И человек может приобщаться этому Свету. Третья неделя Великого поста (воскресная служба ему будет 2 апреля) называется
Крестопоклонной. Надо обратить внимание на то, что во всех песнопениях этого воскресения говорится не о страданиях на кресте, а о победе и радости Воскресения. Смысл этого ясен – мы достигаем середины – преполовения Великого поста. Физический и духовный
подвиг начинает сказываться – чувствуется некоторая усталость. Пост ведь является неким путешествием – путешествиям к пасхальным дням. И у Креста мы как бы отдыхаем, он укрепляет нас... Следующее, четвертое, воскресенье (9 апреля) –
память св.Иоанна Лествичника. Пятое воскресенье (16 апреля) – память св.Марии Египетской. В обеих личностях этих святых мы находим не только носителей аскетизма, но и совершеннейший пример. В частности, в книге Иоанна Лествичника «Лествица» (Лестница),
где содержится руководство для духовной практики, в котором каждое начинание описано как некая ступень восхождения. Воспоминание этих святых во второй половине Поста ободряет и вдохновляет верующих в духовной борьбе. А теперь вернемся
к первому и главному значению великопостных воскресений – они раскрываются в чтениях апостолов и евангелий. 1-е воскресенье. Упомянув праведников Ветхого Завета, апостол Павел заканчивает словами (Послание к
евреям): «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее». Ответ дается после апостольского чтения евангелием первого воскресенья – это первая глава от Иоанна: «...увидишь больше сего.
Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это значит – вы, которые верите в Христа, готовитесь к Пасхе, увидите все обетования Царства Небесного. Но увидите вы это,
только если поверите и раскаетесь; если перемените свое видение и свой образ жизни; если возжелаете и если примете христианство как некий подвиг, попытку выйти за пределы обычного. В евангельском чтении 2-го воскресенья, когда
читается Евангелие от Марка (2 глава), вспоминается образ расслабленного (парализованного) человека, которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома. В этом тексте есть очень важные слова: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: «Чадо, прощаются
тебе грехи твои». В этом – соединение человеческого ответа на божественный вызов и прощения грехов, следовательно, и выздоровления человека. С 3-го великопостного воскресенья – в чтении Послания к евреям начинает раскрываться смысл жертвы, которую
принес Христос. Той жертвы, которой для каждого из нас открывается вход, говоря словами апостола Павла, во внутреннейшую завесу – во Святая Святых Царствия Божия. В 5-е воскресенье в Евангелии от Марка возвещаются вольные страсти Господа нашего
Иисуса Христа, и в 4-е воскресенье в тексте Послания Павла к евреям – Сын Человеческий будет предан в руки грешников и убит. Этот текст перекликается с Евангелием от Марка. «И в третий день воскреснет!» – это подтверждается в чтении пятого
воскресенья, как бы совершается все обетование. Пост – как некая сжатая история Благой вести. Переход к пониманию явления в мир Спасителя через Его умаление, через уничижение. Завершается это событие вольной жертвой на Кресте ради
спасения мира. eskom@vera.komi.ru
|