КАЛЕНДАРЬ

 

post.gif (16256 bytes)ПУТЕШЕСТВИЕ К ПАСХЕ

Идет Великий пост. Его можно сравнить с путешествием через порожистую реку: всюду путника подстерегают искушения – подводные камни, и только по вешкам, обозначающим глубину реки, можно попасть на другой берег. Такими вешками являются праздничные великопостные недели.

Этих недель в нынешнем посту пять (шестая – это уже Вход Господень в Иерусалим, Его смерть и Воскресение). Богослужебный смысл каждой недели выражен в воскресной службе, посвященной определенному событию, описанному в Евангелии, а также событию исторического бытия нашей Церкви. То есть в каждом воскресном праздновании есть два значения: евангельское и историческое. Как увидим, соединяясь, они дополняют друг друга.

В первое великопостное воскресенье Церковь праздновала Торжество Православия – воспоминание победы над иконоборчеством и в целом вообще победу православия над ересями. Таким вот победительным настроем, призывающим в то же время к духовной осторожности, начинается пост. Этот праздник немножко «разногласится» с текстами евангельских и апостольских чтений, в которых заложен основной смысл богослужения, тем не менее, он вносит особую динамику в развитие поста.

То же самое можно сказать о посвящении второго великопостного воскресенья – памяти святого Григория Паламы, осуждения его врагов и оправдания его учения. Оно было принято Церковью в XIV столетии и, в некотором смысле, является вторым Торжеством Православия.

На первый взгляд, эти два воскресенья к посту не имеют отношения. Но в них есть очень важная и очень точная нота, а именно: они дают нам богословское осмысление того, что собственно значит Великий пост. Мы обращаемся к очень важным вехам православного жизнепонимания...

Торжество Григория Паламы над ересью Варлаама, который отвергал возможность приобщения божественному фаворскому свету – существенный момент в православии. Богословие света начато еще в самих евангельских основах – в прологе Евангелия от Иоанна: «И был Свет истинный...», который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Бог есть Свет истинный. И человек может приобщаться этому Свету.

Третья неделя Великого поста (воскресная служба ему будет 2 апреля) называется Крестопоклонной. Надо обратить внимание на то, что во всех песнопениях этого воскресения говорится не о страданиях на кресте, а о победе и радости Воскресения. Смысл этого ясен – мы достигаем середины – преполовения Великого поста. Физический и духовный подвиг начинает сказываться – чувствуется некоторая усталость. Пост ведь является неким путешествием – путешествиям к пасхальным дням. И у Креста мы как бы отдыхаем, он укрепляет нас...

Следующее, четвертое, воскресенье (9 апреля) – память св.Иоанна Лествичника. Пятое воскресенье (16 апреля) – память св.Марии Египетской. В обеих личностях этих святых мы находим не только носителей аскетизма, но и совершеннейший пример. В частности, в книге Иоанна Лествичника «Лествица» (Лестница), где содержится руководство для духовной практики, в котором каждое начинание описано как некая ступень восхождения. Воспоминание этих святых во второй половине Поста ободряет и вдохновляет верующих в духовной борьбе.

А теперь вернемся к первому и главному значению великопостных воскресений – они раскрываются в чтениях апостолов и евангелий.

1-е воскресенье. Упомянув праведников Ветхого Завета, апостол Павел заканчивает словами (Послание к евреям): «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее». Ответ дается после апостольского чтения евангелием первого воскресенья – это первая глава от Иоанна: «...увидишь больше сего. Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это значит – вы, которые верите в Христа, готовитесь к Пасхе, увидите все обетования Царства Небесного. Но увидите вы это, только если поверите и раскаетесь; если перемените свое видение и свой образ жизни; если возжелаете и если примете христианство как некий подвиг, попытку выйти за пределы обычного.

В евангельском чтении 2-го воскресенья, когда читается Евангелие от Марка (2 глава), вспоминается образ расслабленного (парализованного) человека, которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома. В этом тексте есть очень важные слова: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». В этом – соединение человеческого ответа на божественный вызов и прощения грехов, следовательно, и выздоровления человека. С 3-го великопостного воскресенья – в чтении Послания к евреям начинает раскрываться смысл жертвы, которую принес Христос. Той жертвы, которой для каждого из нас открывается вход, говоря словами апостола Павла, во внутреннейшую завесу – во Святая Святых Царствия Божия. В 5-е воскресенье в Евангелии от Марка возвещаются вольные страсти Господа нашего Иисуса Христа, и в 4-е воскресенье в тексте Послания Павла к евреям – Сын Человеческий будет предан в руки грешников и убит. Этот текст перекликается с Евангелием от Марка. «И в третий день воскреснет!» – это подтверждается в чтении пятого воскресенья, как бы совершается все обетование.

Пост – как некая сжатая история Благой вести. Переход к пониманию явления в мир Спасителя через Его умаление, через уничижение. Завершается это событие вольной жертвой на Кресте ради спасения мира.

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска .О свт.Стефане .О редакции.Архив.Почта


     eskom@vera.komi.ru