XX ВЕК


Идет реставрация крупнейшего изваяния Иисуса Христа

monum.jpg (6242
bytes)В Аргентине заканчивается реставрация знаменитого изваяния Иисуса Христа, стоящего с распростертыми руками над Рио-де-Жанейро и считающегося символом города.

К огромной белой фигуре Спасителя на вершине горы Корко-ваду ежегодно восходят миллионы туристов. Однако поиск денег на ремонт шел с большим трудом, из-за чего сроки реставрации несколько раз переносились, пока наконец ряд промышленных предприятий и фонд при архиепископии Рио-де-Жанейро не собрали необходимую сумму. После этого скульптура была окружена строительными лесами. Главной задачей реставраторов стала очистка изваяния от слоя грязи и копоти. Завершение реставрационных работ намечено на апрель этого года, когда будет отмечаться 500-летие открытия Бразилии.

Самоистребление

В Уганде облили себя бензином и сожгли более 1000 членов секты «Движение за восстановление Десяти заповедей». Очевидно, это самое крупное самоубийство по религиозным мотивам XX века.

* * *

Следует, правда, оговориться, что в Гайане 18 ноября 1978 г. погибли 914 участников движения «Народный храм». Но многие данные указывают на то, что там произошло не самоубийство, а убийство. В отношении «Народного храма» спецслужбами и армией Соединенных Штатов была проведена секретная карательная операция.

* * *

Как сообщает агентство Благовест-Инфо, «Движение за восстановление Десяти заповедей» было создано угандийским католиком, в прошлом известным политиком, 68-летним Джозефом Кибветере. Его помощниками стали два бывших католических священника – 38-летний Джозеф Касипурари и 64-летний Доминик Катарибахо.

Они утверждали, что им является Дева Мария, призывая восстановить правильное соблюдение Заповедей Господних, извращенных церковниками. На аудиокассете с «голосом Богоматери» одна из католических монахинь слышала, в частности, такие слова: «Я вижу, что мир страдает. Я хочу снизойти на землю и восстановить Десять заповедей». Одно такое послание было отправлено Папе Иоанну Павлу II, призывая его покаяться.

Среди прочего Кибветере и его помощники проповедовали скорый конец света. Чтобы спастись, они купили земельный участок в 340 км к юго-западу от столицы, построили там церковь и ряд жилых помещений, назвав все это «Ноевым ковчегом». Большинство приверженцев секты составляли женщины. Незадолго до самосожжения они стали распродавать свою собственность. На вопрос местного католического священника, зачем они это делают, один из представителей культа сказал, что им нужны деньги на покупку джипа и электрогенератора. По свидетельству священника, сектанты в последнее время выглядели «несчастными и дезориентированными», бесцельно бродили по территории участка. 17 марта около 400 жителей «Ковчега» провели «прощальный пир», после чего собрались в церкви, забили гвоздями все окна и двери, облились бензином и подожгли себя. То же сделали еще более 600 человек по всей стране.

Руками ребенка

Как известно, устами ребенка глаголет истина. Но что если ребенок еще не умеет говорить... При удивительных обстоятельствах настигло провидение одного американского мошенника.

Годовалая девочка играла с телефоном и случайно нажала три цифры подряд – 911. По этому номеру граждане в Соединенных Штатах обращаются за экстренной помощью. Бригада «скорой» и полиция приехали очень быстро и, обыскав дом в поисках причины вызова, обнаружили ничего не подозревавшего 25-летнего гражданина – отца ребенка, который как раз разыскивался полицией за преступление.

Священники возвращаются

Для Римо-Католической Церкви ХХ век с его марксистскими и либеральными увлечениями начал, кажется, уходить в прошлое.

Во-первых, изменился состав учащихся семинарий. Вместо незрелой и увлекающейся модными веяниями молодежи желание стать священником все чаще изъявляют зрелые люди. Многие из них уже получили высшее светское образование или успели поработать и определиться, чего они хотят от жизни. При этом число студентов сейчас в семинариях выросло с 60 тысяч (1975 год) до 110 тысяч.

Меньше стало тех, кто оставляет священнослужение. Если в 75-м году таких было 3 314 человек, то в 97-м – 1006.

Главная причина этого исхода – практика целибата в Римской Церкви, не имеющая серьезных канонических обоснований. Призвание стать священником далеко не у всех будущих падре убивает склонность стать отцами собственных детей. Эта драма длится у католиков много веков, и ни конца ни края ей не видно.

О том, насколько тяжело многие священники переживают это противоречие, свидетельствует тот факт, что примерно 20 процентов из них, пожив в гражданском браке, возвращаются обратно к служению. Из 49 237 католических священников, демонстративно оставивших свои приходы с 1970 по 1995 годы, обратно вернулись 9 551 человек.

Вернувшись, священник обязан «по-дружески» расстаться со своей гражданской женой, а если от этого брака имеются дети – обеспечить их образование. Если дети не достигли определенного возраста, Ватикан не дает разрешения на возвращение в клир.

Другой причиной бегства от священства являются сомнения в вере. Не случайно из вернувшихся – 6 811 европейские клирики и только 84 – жители Южной Америки. Среди патеров, покинувших свой приход, с громадным отрывом доминируют свободомыслящие европейцы.

Перед тем, как приступить к службе, они должны провести не меньше года в специальной общине под руководством опытного духовника. К совершению своих обязанностей священники не допускаются, если это может послужить «соблазном для верующих».

В целом нравственное и идейное укрепление Католической Церкви много значит для православного мира. Мы серьезно расходимся в вероучении. Настоящего богословия Риму после разрыва с Византией создать так и не удалось, многое носит характер самодеятельности. Дух Ватикана тяжел. Но не дай Бог нам, ортодоксальным христианам, остаться один на один с тем морем разврата и цинизма, в котором тонет современная цивилизация. Возьмем хотя бы вопрос об абортах, в котором католики не уступили до сих пор ни пяди, сдерживая наступление детоубийц. Зависимость тут прямая: чем более отступает в противостоянии соблазнам мира Католическая Церковь, тем сильнее становится давление на нас, православных.

По следам событий

В Болгарии треснул легендарный колокол, возвестивший начало восстания против турецкого ига. Колокол, которому исполнилось 150 лет, находится в городе Панагюрище в храме Введения Богородицы. Настоятель храма отец Атанас сообщил, что, к сожалению, реставрировать его невозможно.

Так получилось, что это несчастье совпало со скандалом, разгоревшимся в Болгарии в связи с приездом туда главы косовских албанцев Хашима Тачи. Премьер-министр Иван Костов заявил, что позиция его правительства не является ни просербской, ни проалбанской, а проевропейской и проболгарской, и что он готов направить приглашение приехать также и сербам, например епископу Артемию.

Разница в том, что Тачи – этого палача сербов номер один – позвали по доброй воле, а епископа Артемия пообещали пригласить лишь для того, чтобы успокоить тех немногих болгар, которые еще сохранили веру в православное братство.

Сегодня страна готова добровольно подчиниться новому страшному игу. Вспомним, как во время натовской агрессии против Сербии Болгария была готова добровольно предоставить свои аэродромы для американских бомбардировщиков. Особенно удручает отсутствие внятной позиции Болгарской Церкви как по этому поводу, так и по остальным больным вопросам. В результате она стремительно теряет молодежь. Из социологических опросов, проведенных Министерством обороны и независимыми агентствами, следует, что большинство молодых верует в инопланетную жизнь – 69,7 процента, а в Воскресение Иисуса Христа – 20,6 процента. Это при том, что большинство их отцов и матерей считает себя чадами Церкви.

Людей глубоко верующих во все времена было меньшинство – и в языческом Риме времен Петра и Павла, и на Святой Руси. Однако народ может стать православным и тогда, когда он духовно слаб, но надеется на милость Божию и готов следовать за лучшими своими сынами.

Это налагает на Церковь ответственность за все стороны народной жизни. Любой вопрос, на который христиане не готовы ответить, отдается на откуп посторонним, часто враждебным силам. В нежелании признать это и заключается, наверное, драма некоторых Православных Церквей нашего времени. Отделение от государства было понято ими как отделение от общества и дало повод замкнуться в себе.

Но трещина, которая прошла через колокол в Панагаюрище, – не напоминание ли о том, что молчанием предается Бог?

P.S.На днях из Болгарии поступила радостная весть. В Плевне впервые за 56 лет была отслужена панихида по Царю-освободителю Александру Второму. До 44-го года она совершалась каждый год в день убийства государя, спасшего болгарский народ от уничтожения.

Известный ученый, академик Фаддей Шипунов, писал, что существует такое необъяснимое явление – звоны погибших колоколов продолжают разноситься над землей...

ПОЖАР УДАЛОСЬ ПОГАСИТЬ

В греческом городе Пирее взрывом самодельной бомбы было повреждено здание церковной радиостанции.

Это произошло 15 марта. Ответственность взяла на себя группировка анархистов «Антигосударственная борьба», заявив, что теракт был направлен против предстоятеля Греческой Православной Церкви архиепископа Христодула и его окружения.

Пожар, который последовал за взрывом, удалось быстро погасить. Но едва так же легко удастся успокоить общество. Трудно вспомнить другой случай, когда руку на Церковь подняли бы сами греки. Ведь речь идет о единственной в мире стране, где православие является государственной религией, его исповедуют почти 98 процентов жителей.

К этому можно добавить, что архиепископ Христодул очень популярен в Греции даже среди молодежи, не говоря уже о старшем поколении. Говорит он понятно и просто, и не только на духовные темы, высказывая иногда неудобные для властей мнения о политике или экономике. Он хладнокровно идет напролом и всегда побеждает. Консерватизм в нем сочетается с открытостью и чувством юмора. Как сообщает ИТАР-ТАСС, заглянув недавно в молодежное кафе и пообщавшись с его опешившими завсегдатаями, Христодул, как рассказывают, заявил: «Ну вот, друзья мои, я побывал у вас. Приходите теперь и вы ко мне в церковь на воскресную службу».

* * *

Что стало причиной взрыва?

Предполагается, что ненависть к архиепископу Христодулу связана с позицией Церкви в потрясшем Грецию скандале вокруг книги «Mn» (математическая формула – В.Г.), написанной бывшим коммунистом Мимисом Андрулакисом. Церковь объявила это произведение «ненаучным, позорным и грязным» и плодом «вульгарного воображения» из-за кощунственных высказываний, касающихся Спасителя и святой Марии Магдалины. Гораздо теплее, по словам прочитавших книгу, Андрулакис отнесся к Иуде Искариоту.

Книга, вышедшая в Салониках большим тиражом, вызвала настоящие народные волнения. Триста самых горячих верующих напали на книжный магазин и сожгли несколько экземпляров «Mn». Полиция произвела аресты. Синод отнесся к случившемуся с сочувствием, было сказано: «Эта реакция преданных членов Церкви простительна в связи с беспрецедентной богохульной низостью книги».

Греки, надо заметить, народ очень импульсивный. Если примерить сожжение книг разъяренной толпой на российскую действительность, получается, конечно, диковато. Но, с другой стороны, братья-эллины, в отличие от нас, не дали безбожникам уничтожить 200 тысяч священнослужителей. Так что Бог им судья, а я воздержусь от оценок.

* * *

Андрулакис, конечно, остался доволен. Скандал принес ему мировую известность. Распродано уже более 25 тысяч «Mn», несмотря на очень высокую, по греческим меркам, цену – 17 долларов за экземпляр. Надо полагать, он с самого начала просчитал этот вариант, что было нетрудно, если вспомнить историю «Последнего искушения Христа». Оскорбления верующих сейчас в цене. В защиту Андрулакиса выступили левые круги и часть прессы, решив, что Церковь поставила себя в столь невыгодное положение, что этим глупо не воспользоваться.

Было провозглашено, что духовенство своими действиями наносит ущерб имиджу страны. Депутат Европарламента от левых Михалис Папаяннакис в качестве шутки призвал епископат «последовать еще примеру Ирана», то есть назначить премию за голову Андрулакиса. Союз афинских журналистов заявил: «Мы следим за этими опасными событиями, ограничивающими свободу выражения идей, с большой озабоченностью и отвращением» (за несколько дней до этого союз отказался осудить чеченских бандитов, убивших корреспондента ТАСС Владимира Яцину, – журналисты не сочли это злодеяние ограничением свободы слова).

Одновременно на архиепископа Христодула обрушилась очередная волна обвинений в национализме, авторитарном стиле руководства и т.д.

Однако кампания левых, мягко говоря, не удалась. В отличие от Андрулакиса, это, в общем-то, наивные люди. Поэтому, наверное, самые одержимые из них и перешли к террору.

Опросы показали, что архиепископ Христодул по-прежнему пользуется симпатиями 80 процентов греков.

Прокурор Салоников запретил книгу Андрулакиса. Пока сроком на два месяца.

И, наконец, что самое важное – премьер-министр страны Костас Симитис посмотрел, послушал, а потом взял и отложил на неизвестный срок рассмотрение законопроекта о светском характере государства (это требование для стран – членов ЕС). Он говорит, что общество «пока не созрело» для отделения Церкви от государства.

Подготовил В.ГРИГОРЯН.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru