ВЕЛИКИЙ ПОСТ
САМОЕ МЕДЛЕННОЕ ВРЕМЯ В ГОДУ О духовных состояниях во время поста беседа нашего корреспондента Корреспондент:Время подготовки к посту – неделя о Страшном суде, когда мы вспоминаем об участи, которой не миновать никому. И одновременно, по народным традициям, совершаются гулянья масленицы. Как это совмещается с точки зрения православного священника? Отец Игорь Филин: Если заглянуть в историю, то масленица – языческий праздник, который как раз совпадает с началом весны. Поэтому все гулянья, которые происходят на масленицу, – это возвращение к язычеству. Неделя, которую называют масленицей, – это неделя мясопустная, то есть это уже наполовину пост, когда православный христианин должен отказаться от вкушения мяса. Человек готовится начать пост, а в церкви в это время поется: «Покаяния двери отверзи». Обличения языческих праздников, в том числе и масленицы, можно найти и у Тихона Задонского, и у Митрофана Воронежского, и у батюшки Иоанна Кронштадтского – в его последние годы жизни. Поэтому так называемая масленица с гуляньями, пьянством и чревоугодием не имеет никакого отношения к церковному устроению. Но, как обычно, Церковь всегда старается не отменить какой-то народный праздник, а освятить его. В этом случае Церковь также пытается освятить дни мясопустной седмицы, масленицы – с тем, чтобы перенести внимание человека с языческого понимания этих дней на православно-христианское. Церковь вносит свои символы в те привычные для народа ритуальные действия, которые были свойственны языческому миру. Вот, скажем, традиция вкушения блинов – Церковью это не возбраняется. О чем здесь говорится? Что блин представляет из себя круг, который напоминает нам о вечной жизни. Корр.:Сколько у вас было Великих постов? Сможете ли вы вспомнить свой первый пост? О.Игорь: Попробую посчитать... Если я крестился в 1986 году, то получается четырнадцать Великих постов. Хотя я и крестился и уверовал в Бога, но, к сожалению, мои представления о Христе и Церкви оставались поначалу весьма расплывчатыми. Только через год или полтора мне в руки, наконец, попало Евангелие. Но я помню, что, по крайней мере, в первый пост животную пищу я не употреблял. И знал, что мясо, рыбу, молоко не вкушают, – это я старался выполнять по мере сил. Корр.:Тяжело было вам переходить на постную пищу? Дело в том, что, разговаривая с людьми, часто слышишь: как же без мяса, у меня же работа и т.п. О.Игорь: Лично мне это было сделать нетрудно. Я крестился, очень крепко уверовав. Господь посетил меня таким образом, что ни о чем другом я уже не мог думать. Но вообще степень поста может быть разной. Такой великий постник, как преп. Нил Сорский, в своем уставе скитской жизни как раз об этом и говорит. «Степень и строгость поста не может быть для всех одинакова. Она определяется возрастом, духовным состоянием, физическим здоровьем, тем послушанием, которое исполняет человек – его работа, обязанности». Бывает так, что человек заранее капитулирует перед постом и говорит себе: без скоромной пищи я обойтись не смогу. И когда он себя уговорил таким образом, то в дальнейшем лишь ищет повод, чтобы разрешить себе эту пищу. Я всегда говорю прихожанам, что есть две крайности: пост не по разуму, который приводит к истощению, а иногда даже к болезни; и пост расслабленный, когда человек не постится, а пытается поддерживать какую-то диету. Надо стараться подходить к себе построже. Поэтому первая неделя поста в этом отношении очень благодатная. Устав предполагает невкушение пищи, по крайней мере, до среды. Корр.: В вашей общине это поддерживается? О.Игорь: Люди, живущие у нас при храме, придерживаются этого правила. Мы стараемся жить по тому уставу, который имеет Церковь. До среды не вкушаем пиши, конечно, кроме больных. Воду пьем. Тем, кому очень трудно – например, топить, таскать уголь, – предлагаются вечером сухари с водой. В среду мы на преждеосвященной литургии причащаемся. Кто-то по моему благословению не вкушает и до пятницы. Корр.: Пост – это условие спасения? О.Игорь: Ограничение в пище не является самоцелью. Господь нигде не говорил, что если будешь поститься, то унаследуешь Царство Небесное. Хотя Сам Господь, прежде чем выйти на проповедь, постился. Постились и апостолы. Иисус Христос говорил, что духи нечистые, а стало быть и грехи, связанные с ними, исцеляются постом и молитвой. Ограничение себя в пище – это не есть цель, это есть инструмент. Цель – преодоление своих страстей. Здесь можно нарисовать примерно такую схему. Всякая борьба со страстями требует духовных сил, она требует воли человеческой, чтобы не разрешать себе грешить. Воля же тренируется там, где человек себе в чем-то отказывает, ограничивает себя в необходимом и привычном. Поэтому пощение телесное, ограничение себя в скоромной пище – это самое простое, что можно придумать. Но бороться с блудными помыслами или осуждением значительно сложнее, чем просто не вкушать мясо. В последнем случае взял мясо, отложил в сторону и терпи. Но ограничивая себя в приеме скоромной пищи, не чревоугодничая, не услаждая вкус, человек постепенно воспитывает волю, обретает духовные силы, которые дальше можно использовать в борьбе со страстями. Корр.:Есть ли какие-либо внутренние ориентиры, что пост прошел с пользой для души? О.Игорь: Если удалось приобрести такие силы, что ты стал более терпимым, стал меньше осуждать ближнего, раскрыл для него свое сердце, готов помочь ему, меньше раздражаешься, то это можно признать положительным результатом поста. Хорошо попостился, когда у тебя на душе благодать Божия. Надо еще сказать, что когда человек много постится, то его физические силы умаляются, и многие люди говорят, что именно это и создает в душе человека благостное состояние и ослабляет страсти. Мне как-то рассказали случай в монастыре. Однажды новоначальный послушник на братской трапезе в обед очень крепко налегал на творог. Рядом сидел старый, более опытный монах и печально смотрел на то, с каким удовольствием и в каком количестве юноша поглощает творог. Потом вздохнул и сказал: «Милый, что ж ты ночью-то делать будешь?» Очевидно, что такое количество скоромной пищи дает много энергии и сил, а куда она пойдет?.. Человеку тогда легко сорваться. Старый монах прекрасно знал об этом. Кроме блудного греха, можно впасть в другие страсти: гнева, осуждения, гордыни. Когда же плоть ослаблена, то со всем этим бороться легче. Степень поста должна быть такой, чтобы ты, удерживая себя от разнообразных яств и ограничивая себя не только в скоромной пище, но и в ее количестве, при этом оставлял силы для выполнения своего послушания – работы, молитвы, – при этом мог и здраво мыслить. Корр.:Близится Вербное воскресенье. Люди идут в храм освящать вербы, радуются. Но мы, в отличие от свидетелей земной жизни Христа, знаем, что впереди – предательство и распятие Господа. Поэтому для меня этот праздник имеет оттенок печали и грусти... О.Игорь: Церковные праздники – это сопереживание событиям, произошедшим много веков назад, и тем и отличаются от мирского праздника. Поэтому, если глубоко погрузиться в переживание празднуемого события, то не будешь думать о Голгофе. Наше православное богослужение очень способствует этому. Все молитвословия, которые читаются и поются, сама атмосфера праздника позволяют нам пережить событие встречи Господа при входе в Иерусалим во всей полноте. С другой стороны, конечно, по нашему несовершенству мы не можем молиться нерассеянно. Иначе мы бы окунулись в этот праздник, радовались встрече со Христом и ни о чем другом не думали. Поэтому где-то подспудно присутствует мысль, что впереди Страстная седмица. Да и богослужение этого воскресного дня заканчивается таким отпустом: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения». Лазарева суббота, Вербное воскресенье – эти события следуют одно за другим, и они должны напитать нас верой в грядущее Воскресение. И тогда, во время скорбно переживаемой Страстной седмицы, светлая надежда на Воскресение не исчезает. Корр.:Вы сказали о нехватке сосредоточенной молитвы. Но бывает и так, что человек, ощутив благодать Божию, берет на себя большое молитвенное правило. И... срывается. Как здесь определить золотую середину? О.Игорь: Это очень индивидуально, и давать общие рекомендации сложно. Всегда нужно обращаться к святоотеческому опыту. Святые отцы имели ум просвещенный и душу бесстрастную. Они могли дать полезный совет для всех. Корр.: Но ведь можно иметь много знаний, а до сердца они не доходят. И святые отцы, случалось, давали советы прямо противоположные. Трудно определить, какой совет относится именно к тебе. О.Игорь: Да, бывало и такое, что разным людям давались внешне прямо противоположные, казалось бы, советы. Например, Пимен Великий, когда к нему обратился один монах с вопросом, что поделать с помыслом – отсекать или бороться с ним, – получил такой совет: «Отсекай и не пускай в сердце». Пришел другой монах и задал ему тот же вопрос. Ответ получил следующий: «Пускай в сердце и борись». Когда первый монах узнал, что второму был дан противоположный совет, то пришел к старцу за объяснением. Пимен ответил так, что выполнить второй совет молодому монаху невозможно, потому что он еще не обладает такой силой духа. Второй же монах имел для этого достаточно сил и такой борьбой мог стяжать более высокий венец у Господа. Для подавляющего большинства людей такой духовный подвиг, такая борьба не по силам. Поэтому надо следовать тому совету, который получил первый инок. Новоначальным же посоветовать можно следующее: постараться понять, что такое Церковь. А начать с того, что признать: я ничего не знаю про Церковь. Мы приходим в храм, начинаем посещать службы, молимся, читаем Евангелие, исповедуемся, причащаемся – все очень хорошо. Но, что такое Церковь, понимаем плохо. Все свое тащим в Церковь. А Церковь – это же Невеста Христова, Тело Христа, и поэтому Церковь надо любить. Мы же частенько сразу же начинаем обличать грехи действительные или мнимые священноначалия или других членов Церкви и переносить их вину на саму Церковь, говоря при этом, что Церковь грешная, продажная, безблагодатная. Так может говорить человек, который не любит Церковь. За Церковь можно распяться, как за любимого человека можно умереть. Понятно, что любимый не идеален, но любовь покрывает его несовершенства. Когда мы научимся любить Церковь, тогда по любви откроется все таинственное, что в ней совершается. Вот пример с языком богослужебных тестов. Некоторые говорят: «Церковнославянский устарел, это мертвый язык, и мы его изучать не будем». (Этим грешит, например, Московский библейско-богословский институт Андрея Первозванного. У них в программе обучения на этом основании церковно-славянского языка нет). Эти люди отрекаются от того сокровища, которое несет в себе Церковь. Но можно ли сравнить современного человека, прикованного к телевизору, с древним подвижником, который непрестанно молился? Поэтому какие тексты может написать современный человек? Соответствующие своему внутреннему устроению. Наиболее яркий результат в этом плане мы видим у заезжих проповедников, когда они рассказывают о Христе, точно рекламируют стиральный порошок или жевательную резинку. Язык, церковное искусство, догматическое вероучение, обрядовая сторона – все в Церкви насыщено Святым Духом. И если подойти с таким чувством, то обязательно, кем бы ты ни был, ты найдешь там самое близкое, необходимое для себя. Усилия наши ограничены, но, пытаясь жить церковной жизнью, пускай даже не совсем так, как предписывает Устав, человек получает благодать, Господь спасает его. Корр.: То есть можно не знать каких-то догматов, но, соблюдая установления Церкви, жить в Боге? О.Игорь: ?ристос пришел для умных и для глупых, ученых и неученых, младенцев и стариков – для всех. В России в старину простые люди особенно не богословствовали. Но они жили свято. Если человека того времени спросить про догматы Церкви, то он бы их и не объяснил. Но он свято верил, что Бог един и есть Троица. Как он это чувствовал, мы об этом можем только догадываться. Первые христиане, апостолы просто общались с Богом, это было для них как данность, а все богословие появилось потом, когда человек стал отступать от Бога. Корр.:Да, когда беседуешь со старыми людьми, воспитанными в вере с детства, чувствуется какая-то цельность, в современном человеке этого нет. Насколько возможно это сейчас восстановить? О.Игорь: Люди старшего поколения имеют или имели цель в жизни. И эта цель была достаточна глубока. Рождение и воспитание детей – это очень высокая цель. Сегодня детей рожают зачастую для развлечения, по необходимости. Сознательное и ответственное желание родить ребенка и воспитать его встречается крайне редко. Некоторые мамы говорят: «Хочу себе ребеночка родить». Ребенок становится игрушкой. С такой установкой в дальнейшем страдают и мать, и ребенок. Семья такому человеку нужна для удовольствия, дети – тоже для удовольствия. Все его желания направлены на удовлетворение своих потребностей – это эгоизм. Современный человек все больше переориентируется на самого себя. Тогда как человек прошлых поколений был более направлен на общество, пусть и воспитывался он в обществе социалистическом. Я помню, как нас учили в школе, что общественное выше личного. Если мы вспомним происхождение социализма, то сможем увидеть, что социализм – это христианство, но без Христа. Бога подменили на человека. И все-таки люди, воспитанные верующими родителями, несли в себе, пускай замутненный, нравственный дух православия. Ведь воспитание происходит не словами, а примером. Как ведут себя родители, так чаще всего ведут себя и дети. Сегодняшний образ жизни препятствует цельности, нас постоянно погружают в суету. Бог постоянен, в нем ничего не меняется. Символ постоянства Божества – это престол в церкви, который никогда не сдвигается. Человеческое же существо переменчиво. Если наши предки делали мебель не на одно поколение, на кровати спал и дед, и прадед, а подвенечные платья передавались из поколения в поколение, то сегодня человеку постоянно предлагается что-то новенькое: попробуй то-то, купи это и т.п. Изменения происходят каждый день. И человек погружается в эту суету и гонку постоянных новостей, желаний. Ему уже не собраться и не остановиться. Он несется, несется, несется, а спешка эта дьявольская. Это поспешение можно представить таким образом: человек идет спокойно по улице, и даже если его толкнут, то он быстро вернется к своему пути. Но если человек бежит и его слегка подтолкнуть, он может вылететь на проезжую часть и попасть под автомобиль. Поэтому сатана и загоняет нас в эту гонку, чтобы потом нас чуть-чуть подтолкнуть и направить в сторону нашей погибели. Чтобы мы не успели одуматься, не успели сообразить – раз, и ты уже пропал. И пост – как раз такое время, чтобы остановиться. Воздержание от пищи. Даже богослужения в пост совершаются более медленно, более спокойно. Мелодии постовых песнопений более лиричные, частые поклоны. Во все это суета уже плохо вписывается. Человек во время поста должен стараться реже смотреть телевизор, а лучше вообще не смотреть. Раньше на время Великого поста закрывали театры, об этом издавался императорский указ. Не ходили в гости, старались как можно больше молиться, чаще посещать храм. Читали Псалтырь, Евангелие, что и современному православному человеку необходимо делать. В этом плане, я думаю, нам есть в чем подражать и поучиться у наших предков, которые, в отличие от нас, жили более благочестивой жизнью. Записал И.ВЯЗОВСКИЙ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |