СЛОВО

 

О ВСЕХ УБИЕННЫХ...

otcy.jpg (11091 bytes)6 мая торжественно – с молебном и крестным ходом – была открыта часовня на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга во имя небесного покровителя всех воинов святого великомученика Георгия Победоносца. Здесь самое большое в городе на Неве захоронение военнослужащих, выполнявших свой долг в Афганистане и Чечне. Увенчанное позолоченным крестом и облицованное каменной плиткой строение высотой в восемь метров стало органичным завершением мемориала памяти павших.

     На следующий день, 7 мая, после Божественной литургии в храме Серафима Саровского на Серафимовском кладбище прот.Георгием Митрофановым (на снимке – справа) и прот.Василием Ермаковым (слева) были сказаны проповеди, которые ниже и публикуем (в сокращ.).

   Две войны

     Прот.Георгий Митрофанов :

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

     Для нас, христиан, вера и верность должны быть обращены не только к Богу, но и к нашим ближним. И даже к тем нашим ближним, кто остается уже невидимым для нас. Кто отделен от нас преградой смерти, годами, десятилетиями и даже веками забвения. Не случайно Церковь всегда бережно хранила историческую память того народа, в среде которого она осуществляла свое благовестническое служение. Именно Русская Православная Церковь учила наших предков из поколения в поколение почитать тех, кто некогда жил, кто отошел ко Господу, но чья жизнь была обращена на служение своим ближним. И так получается в этом году, что дни Святой Пасхи предваряют дни, имеющие большое значение в истории нашего народа. Более того, Радоница – день, когда мы поминаем усопших, выпадает на день 9 мая.

     Отрадно видеть, что за последние 10 лет у нас, наконец-то, появилась реальная возможность поминать убиенных воинов не у полуязыческих вечных огней, не бессмысленными, часто исполненными злобы и ненависти заклинаниями о павших героях, а поминать их так, как поминали в России убиенных воинов на протяжении веков. Поминать во время церковных богослужений. Это радует. Но если мы внимательно всмотримся в то, что происходит, то ощутим при этом и определенное недоумение. Почему-то так получилось в нашей недавней истории, что мы в основном чтим память тех, кто погиб на полях Второй мировой войны. А ведь XX век в своем начале был отмечен еще одной мировой войной. И эта война, я имею в виду Первую мировую войну, была не менее значительна, чем Вторая мировая война. Почему почти никто и никогда, даже в храмах, не вспоминает русских воинов, погибших тогда?

     Давайте постараемся задуматься над тем, а какой же была эта Первая мировая война? По-разному вступили в эти войны Российская империя и Советский Союз. Российская империя, благополучно преодолев первую революцию, вступила в период своего поразительного развития: и экономического, и политического, и культурного. Россия с полным правом могла надеяться на то, что к 40-му году она станет ведущей страной в мире по всем основным показателям. Это была страна, в которой переживали рассвет самые разные стороны жизни.

     Советский Союз вступил во Вторую мировую войну в другом состоянии. Двадцать лет существования у власти большевистского режима привели к тому, что за годы гражданской войны, после двух страшных голодовок в начале 20-х и 30-х годов, в результате коллективизации и большого террора 30-х годов население России потеряло более 20 млн. человек. И среди этих 20 миллионов оказывались, как правило, лучшие представители нашего народа. Целые сословия исчезли: дворянство, купечество, духовенство, даже значительная часть крестьянства. Если в России в канун Первой мировой войны было более 1000 монастырей, то к началу Второй мировой войны не было ни одного монастыря. Но зато страна покрылась сетью концлагерей, в которых находились одновременно 3-4 млн. узников. К тому времени это была страна, которая уже 20 лет вела войну сама с собой.

     Россия начала Первую мировую войну, не имея никаких особых корыстных интересов. Она воевала в этой войне, защищая Сербию, на которую вероломно обрушилась Австро-Венгрия. И первое наступление русских войск в Восточной Пруссии, недостаточно подготовленное, но отчаянное по своей храбрости и мужественности, было предпринято для того, чтобы спасти от разгрома союзника России Францию. И это было сделано. Честь России была спасена, она не уступила врагам без боя братскую Сербию. Была спасена и Франция.

     Совсем не так вступил во Вторую мировую войну Советский Союз. Тайно заключив соглашение с Гитлером, Сталин вместе с ним обрушился с двух сторон на беззащитную Польшу. И эта страна была разделена двумя агрессорами того времени. Не защита слабого подвигнула Сталина на эту войну, а попытка использовать то, что Германия напала на Польшу, а также усилить свои позиции, распространить богоборческий коммунизм на другие территории.

     И велись эти войны по-разному. У нас принято говорить о том, что Первая мировая война была бездарной и что велась она в корыстных интересах эксплуататорских классов, не жалевших при этом собственный народ. А так ли это было? На протяжении всей Первой мировой войны Россия вела военные действия только на территории Польши, Западной Прибалтики, Западной Белоруссии, на территории враждебной России Австрии. Немецко-австрийские войска даже мечтать не могли о том, чтобы добраться до территории России. В начале войны из-за отсутствия должной подготовки Россия, действительно, понесла значительные потери. И, тем не менее, соотношение потерь русских и австро-германцев было поразительно: за одного австро-германского солдата русская армия отдала на полях сражений двоих своих солдат. Да, русских солдат погибло больше, но НЕЗНАЧИТЕЛЬНО больше. Еще один важный момент этой войны: в первых рядах тех, кто героически сражался на полях брани, в то время были представители и русской аристократии, русского офицерства. Огромное количество их погибло в первые года войны. Всем вам хорошо известно, как великие княжны и императрица добровольно несли тяжелую службу в лазаретах простыми медсестрами. Поколения русских дворянок самозабвенно жертвовали собой, облегчая страдания простых русских воинов. Ничего подобного мы не знаем о семьях советских партийных руководителей.

     Потери советской армии во Второй мировой войне несоизмеримы с потерями армии русской: за одного убитого немецкого солдата Красная армия полагала 10 своих солдат. Это были страшные, кровавые победы, когда в конечном итоге потери Красной армии достигли 27 миллионов человек убитыми. Но было и еще нечто поразительное в этой войне – уже к концу 1941 года в германском плену находились более 3 млн. советских солдат. Такого не знал опыт Первой мировой войны. И когда Гитлер обратился к Сталину с предложением содержать этих пленных на территории Германии через Красный Крест, как это делали все остальные страны, Сталин ответил на это: «У нас нет пленных, у нас есть предатели». И члены семей этих «предателей» так же понесли наказание: они лишались всякого рода содержания, а члены семей офицеров арестовывались и отправлялись в концлагеря. И это несмотря на то, что именно Император Николай II впервые в конце XIX века выступил с инициативой, на основе которой были приняты конвенции, защищавшие права военнопленных. В результате из 5,5 млн. наших пленных во время Второй мировой войны 3 млн. погибли в немецких лагерях. Остальные 2,5 млн., вернувшись на родину, в основной своей массе переместились в советские лагеря.

     Да, таких «побед» надо бы стыдиться. Невольно вспоминается русский генерал Самсонов, который, выполняя приказ, вынужден был углубиться на территорию Пруссии. При этом значительная часть его солдат попала в плен. Он выполнял приказ, но после этого он не мог жить и застрелился. Как страшно после этого видеть советских маршалов, гордо носивших на своей груди награды за победы во Второй мировой, зная при этом, что за это было заплачено миллионами жизней бесправных, беззащитных, а подчас еще и безоружных советских солдат. Русские офицеры такими победами не гордились. И тот же Кутузов предпочел сдать Москву, но сохранить жизнь русскому солдату.

     И война-то велась по-разному. Русская армия не знала ни заградительных отрядов, ни «смершевцев», ни «особистов», ни страшных штрафных рот. И, тем не менее, сражалась героически. Но случилось так, что выкованная русским оружием победа в Первой мировой войне оказалась отнята у России. Ее отняли те, кто в 1917 году захватил в стране власть. «Кто-то» приехал в немецком вагоне и на деньги генерального штаба германской армии стал разлагать русскую армию, уже почти ставшую к тому времени победительницей.

     Да и армии у нас были разные. Если армию на полях Первой мировой войны благословляло духовенство и в каждом полку был свой священник, то Красную армию воспитывали и «благословляли» на войну комиссары и «особисты». Вот почему те жестокости, которые творила Красная армия, немыслимы были в армии русской, подлинно христолюбивой.

     В советское время выработалось бесчеловечное отношение командира к простому солдату. Изменилось все. Две войны, одна из которых затмевает другую. Две великие победы, одержанные русским народом и украденные у него богоборческим, коммунистическим режимом.

     Поэтому, чтобы действительно чтить память тех, кто погиб на полях Второй мировой войны, нужно вспомнить тех, кто погибал на поле брани Первой мировой. Для того, чтобы разобраться в этой великой трагедии нашего народа, нужно прежде всего по-христиански осмыслить эту победу. Один немецкий христианский публицист в свое время, подводя итоги Второй мировой, сказал: «Немцам очень повезло, что Германия потерпела поражение в этой войне. Ибо у немцев не доставало сил самим избавить себя от фашизма. Но очень не повезло русским от того, что Советский Союз выиграл эту войну. Ибо коммунистический режим, приписав себе эту победу, обрек русский народ на еще долгие годы страданий». Русский народ уже в который раз мужественно защищал великую Россию. Но получилось так, что защищая Россию, он защитил и Сталина. И Сталин использовал эту победу для того, чтобы упрочить свою власть.

     Давайте будем помнить о том, что в истории нашей страны есть некие вечные ценности и символы. Церковь. Россия. Народ. И именно о них будем вспоминать в это время. Ибо ведь и церковное возрождение оказалось возможным именно в условиях Второй мировой войны. Получилось так, что за годы этой войны на оккупированной территории было открыто 9.000 приходов, а на территории, не занятой немцами, – только тысяча. И вместо 150 приходов, которые были в Советском Союзе к началу Второй мировой войны, в конце этой войны было уже 14000 приходов. Да, они начнут с 1949 года закрываться, и снова из года в год число их будет все меньше и меньше. Но случилось так, что Господь и эту страшную войну употребил на то, чтобы не допустить уничтожения Церкви. Значит, был Он с Россией и русским народом всегда. И хотя подавляющее большинство солдат не было церковными людьми, для многих из них вера была обретена на этой войне, когда каждый из них почувствовал себя не просто советским гражданином, а подданным вечного, русского Отечества, которое было, есть и будет. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем молиться о тех, кто погиб на полях брани в XX веке, во всех без исключениях войнах, которые выпали на долю нашей страны, нашего народа. Аминь.

    Помни!

   Ответное слово прот.Василия Ермакова :

     Дорогой о.Георгий, нам очень скорбно и больно, грустно и печально слышать от тебя о той трагедии прошлого, которую пережила наша Россия. Сегодня нашим внукам говорят, какие мы были сильные, могучие и кто нас вел к этой победе. Вполне естественно, не зная истории и не интересуясь, что же было на самом деле в 1941-1945 годах, они верят всему, что им говорят советские «историки». История, построенная на лжи, не сможет воспитать здоровое, нравственное поколение. И ветераны, обманутые и так и не прозревшие, живущие в том прошлом, которое им внушили, которое они «увидели» под руководством Сталина. Я хорошо помню то время, когда они, придя с фронта с орденами и медалями на груди, всего только два года получали от нашего государства денежное вознаграждение за свои боевые награды. Кому пятьдесят, кому двадцать рублей. Потом через год-другой все было отнято. И все эти медали, омытые кровью, стали продаваться за полбутылки водки. Я живой свидетель этому. «Возьми орден Славы, возьми что хочешь, но только дай мне напиться с горя. Дай забыться». Нас тогда страшно унизила эта система сталинизма.

     Дорогой ценой была получена победа, но те, кто выжил в этой войне, кто стал калекой, кто получил заслуженные награды, в конце концов стали не нужны этой системе. И потом все время нас постоянно давили и давили. Мы жили по закону – нельзя, не положено, не имеешь права. Если что-то – Сибирь воспитает, не нравится – доставим на лесоповал. И мне хочется, чтобы эту правду услышали не только стоящие в этом храме, но и все те, кому не безразлична судьба и история своей родины. И сохранили эту правду в своем сознании, в сердце, в жизни, передав ее своим детям и внукам. Чтобы всегда этот день радости и горя вспоминали со слезами на глазах, оплакивая не только тех, кто не вернулся, но и тех, кто погиб в советских тюрьмах и лагерях.

     До сих пор очень мало правдивых книг, которые бы рассказывали о том, как жили наши солдаты в немецком и советском плену. Опять табу, опять не разрешено, опять нельзя. В большинстве книг показывается малая часть той ПРАВДЫ, что пришлось пережить нам в те времена. Эту правду опять пытаются втоптать, очернить, скрыть. Одна винтовка на троих и пять-десять патронов на день – воюй как знаешь. Об этом не любят вспоминать. Я хочу, чтобы вы знали, что эта Победа далась русскому народу ценой величайшего УНИЖЕНИЯ, ОСКОРБЛЕНИЯ, ТРАГЕДИЙ.

     Да, мы победили, но какой ценой, сколько при этом было бессмысленно отдано человеческих жизней! Где они – те, с кем я сидел за одной партой в школе, где наши старшие товарищи? Их нет. Больно это сознавать. Склоним же головы перед честью, именем погибших на этих мировых войнах, вознесем молитву веры о героях России.

     И давайте вспомним о живых ветеранах, давайте не будем поддаваться обману об их благополучной судьбе. К ним, забытым и обнищавшим, приходят потерявшие совесть молодые люди, обменивая на гроши медали и ордена. Что же еще можно взять у бедного старика? Мебель, старинные вещи, отнять угол, в котором он доживает свой век? И для чего? Выпить, уколоться, забыться в наркотическом угаре – ради этого молодые люди идут на все. И здесь нет даже намека на понятие о чести, патриотизме, об уважении к старости, о благодарности, что эти старики отстояли наш сегодняшний день, отстояли своим геройством. Многие сейчас живут хорошо, не зная, что такое нищета, когда в семье нет хлеба, когда не на что купить одежду, когда неизвестно, что будет завтра. Кто из нас в полной мере может хотя бы представить, что такое работа на лесоповале, как душно жить, когда рядом почти постоянно находится стукач и ты за любое неосторожное слово можешь расстаться с тем малым, что имеешь.

     Мы должны знать правду о всех событиях и войнах, совершившихся на нашей земле. Если бы Багров не убил Столыпина, если бы не было «пробы пера» 1905 года, если бы не было немецких лазутчиков, которые всеми способами расшатывали душу русского народа, если бы наш народ не обманулся обещаниями светлого будущего, то мы бы могли стать истинно великой державой. Запад это прекрасно знал, и поэтому были брошены все силы на то, чтобы этого не случилось. Подкуп, шпионаж, диверсии. Нашлись и у нас предатели, мы вынуждены были подписать Брестский мир, отдав при этом шесть вагонов с золотом.

     Нам нужно знать об этих фактах и делать правильные выводы. Господь ничего не попускает так просто. И наша задача – учиться на этих фактах, жить по заповедям Христовым и быть готовым отстоять свою веру, свою родину.

Записал И.ВЯЗОВСКИЙ
Фото автора

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru