XX ВЕК


  Добрые самаритяне

По сообщению агентства ИТАР-ТАСС, в Палестине все еще можно встретить самаритян, потомков тех людей, которые нам известны по евангельскому повествованию. Самаритян осталось всего 630 человек, но Отец Небесный продолжает хранить этот древнейший народ, возможно, в память об их добром отношении к Спасителю.

Во времена сошествия Христа их было около миллиона, к 1917 году этот народ практически прекратил существование – осталось только 146 его представителей. Потом он снова стал умножаться. Сейчас самаритяне живут двумя небольшими группами в деревне Кирьят-Луза близ Наблуса (Палестинская автономия) и пригороде Тель-Авива – Холоне. Они смогли сохранить свои культурные и религиозные особенности. То есть в христианство так и не обратились, но и иудаизма не приняли. Поклоняются Отцу по своим правилам, чтят Ветхий Завет, отрицая Талмуд. Поддерживают добрые отношения и с евреями, и с арабами, хорошо относятся к христианам.

До начала ХХ века они заключали браки только между собой, потом, когда угроза полного вымирания стала более чем реальной, смягчили требования к невестам. Сейчас каждый пятый брак у них является смешанным, девушек самаритяне принимают из еврейской среды.

Сегодня самаритяне беспокоятся, что в случае создания независимого палестинского государства две части их общины окажутся разделены колючей проволокой. В связи с этим ведутся переговоры с иудеями и палестинцами о праве самаритян свободно передвигаться по всей территории Святой земли.

Кто первым бросил камень

По сообщению агентства «Религия сегодня», в Афганистане в городе Мазари-Шариф состоялась публичная казнь женщины, обвиненной в прелюбодеянии. Сурия, так ее звали, призналась в супружеской измене и была забита камнями. Таким образом режим талибов пытается навязать народу законы шариата.

Казнь состоялась на городском стадионе в присутствии нескольких тысяч горожан. Добровольно ли они туда пришли или их согнали солдаты, неизвестно. Это не первый случай прилюдного убийства женщин во исполнение исламских законов. В ноябре была расстреляна мать семерых детей, убившая мужа, который ее регулярно избивал.

Талибы, которых вооружили и профинансировали Соединенные Штаты, контролируют сейчас 90 процентов Афганистана.

Фатимская тайна

Как сообщает агентство Франс-пресс, 500 тысяч человек встретили Папу Римского в португальском городе Фатима, где состоялось прославление двух детей – Франсиско и Жанситы. Происходящее транслировалось в прямом эфире на всю Италию. Ведь это первый случай в истории Католической Церкви, когда дети были причислены к лику святых, не будучи мучениками.

Предыстория этой канонизации такова. В 1917 году три фатимских пастушка – две девочки и мальчик – сподобились несколько раз увидеть Богородицу и архангела Михаила, который причастил их, как принято в православии, Телом и Кровию Спасителя (у католиков детей этого возраста не причащают, а взрослых причащают только Телом Христовым). Богородица же во время шести своих явлений открыла пастушкам многие тайны будущего, поведала о трагедиях, которые ждут христиан, судьбах мира и в особенности России, указала пути к спасению. Вскоре после этого Господь забрал к себе Франсиско и Жанситу, а вторая девочка, Лусия, стала монахиней и жива до сих пор.

Почти все, что предсказала Богородица, уже сбылось. Однако последняя, третья часть Ее откровения, записанная сестрой Лусией, до сих пор скрывается в недрах папского архива. Понтифики один за другим категорически отказывались опубликовать этот документ. Считается, что речь в нем идет о гибели Католической Церкви. Некоторое время назад Ватикан заявил, что текст послания будет оглашен в юбилейный 2000 год. И действительно, несколько строк из него стали известны во время визита Папы в Фатиму:

«...облаченный во все белое епископ, шествуя устало по направлению к кресту меж тел замученных жертв, упадет под выстрелами на землю, словно мертвый».

Католическая печать немедленно заявила, что это предсказание уже сбылось, и речь в нем идет об огнестрельных ранениях Иоанна Павла Второго, которые он получил 13 мая 1981 года. Папа этого толкования не подтвердил и не опроверг. Хотя тот факт, что в Фатиму он прибыл в день 19-й годовщины покушения, говорит о многом. Но непонятного остается больше.

Во время нападения турецкого террориста Агаджи Папа действительно был одет во все белое, однако других жертв, тем более замученных, на площади Святого Петра в тот день не было.

Так что говорить о том, что пророчество исполнилось, мягко говоря, преждевременно. Это подтверждает и тот факт, что полный текст третьей части фатимского послания по-прежнему держится в тайне. Ватикан обещает его опубликовать в ближайшее время, ссылаясь на то, что нужно сделать перевод с португальского. Это объяснение совершенно абсурдно – общеизвестно, что такой перевод был сделан несколько десятилетий назад. Да и что могло помешать зачитать текст на португальском?

Печать под кожу

Устройство, прозванное цифровым ангелом, разработано компанией Эплайд Диджитал Солюшнс (США). «Мы ожидаем применения его в различных областях – от медицинского наблюдения до усиления правопорядка», – заявил Р.Салливан, исполнительный директор компании. Что же собой представляет этот «ангел»?

Это такое устройство слежения, которое может быть введено под кожу и, как утверждают разработчики, «позволит родителям наблюдать за своими детьми, судьям – следить за преступниками, спасателям искать потерявшихся путешественников» и т.д. Цифровой ангел имеет миниатюрный приемник, способный, пользуясь малейшим изменением во времени сигналов от спутников, вычислять свое местоположение на поверхности Земли. Устройство может передавать по радио эту информацию на ближайший приемник. Заряжается же оно от пьезоэлектрического генератора, который преобразует энергию движений человеческого тела в электрическую, накапливаемую маленькой батареей.

Устройство имеет размер маленькой монеты, поэтому его легко вживить прямо под кожу. Как объясняют инженеры, большую часть времени цифровой ангел может быть отключен, например, когда человек спит или просто неподвижен. Когда же человек движется, то мышечные сокращения включают его, и на компьютер через радиосеть начинает поступать информация. Кроме того, включать и выключать вживленное под кожу устройство слежения можно дистанционно, используя кодированный радиосигнал. По мнению Салливана, компания готова выпустить первые устройства к концу 2000 года.

Специалисты других фирм настроены более скептически, так как технология пьезоэлектрических источников энергии находится в зачаточном состоянии. Но наука быстро развивается. «Перспективной» считается так называемая нанотехнология, позволяющая создавать приборы на молекулярном уровне. Уже созданы, например, электродвигатели молекулярного размера, состоящие из 78 атомов. Создаются и исследуются электронные устройства из считанного количества молекул. Так что со временем инженеры смогут уменьшить цифровых ангелов до размеров, невидимых человеческому глазу. Возможность глобального контроля за людьми становится реальностью.

По следам событий

В Греции резко усилилось противостояние Церкви и правительства.

Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС, речь идет о проекте отмены в паспортах графы о вероисповедании. В своем недавнем интервью об этом плане сообщил министр юстиции Михалис Статопулос. Он заявил, что между государством и Церковью должна быть проведена четкая граница. Однако в выступлении Статопулоса содержались и прямые угрозы в адрес Церкви. По его словам, православие в Греции пользуется «чрезмерной защищенностью» со стороны государства.

Что значит «чрезмерная защищенность» для веры, которую исповедуют более 90 процентов народа и источником которой является Бог, министр не пояснил. Следует добавить, что изменениями в паспорте дело не ограничится. Социалистическое правительство намерено ввести в стране практику гражданских похорон и т.д. То есть за отделение Церкви от государства оно решило взяться всерьез. Чиновники говорят об этом открыто, жестко – ясно, что они окончательно сговорились.

Это не первая попытка лишить Церковь в Греции ее статуса. В 1993 году сражение по этому же вопросу завершилось полной победой духовенства. И в этот раз Элладская Церковь не собирается сдаваться. В своей воскресной проповеди в соборе, которая транслировалась на всю страну, предстоятель ЭПЦ архиепископ Христодул обвинил «интеллигенцию» и иностранные державы в ведении «непримиримой войны» с Церковью и желании лишить греков самобытности и национальной гордости.

Впрочем, полемика с правительством – это уже вчерашний день, дело зашло слишком далеко. Синод открыто потребовал проведения референдума, дав право народу высказаться по столь существенному вопросу. Эта инициатива поставила правительство в крайне неудобное положение. Но так как итоги референдума можно предсказать заранее, власти проводить его наотрез отказались. Заявляется, что «греческий народ, избрав правительство, тем самым вручил ему мандат на проведение политики от своего имени».

Эта демагогия вызывает недовольство греков, но тактика властей умнее, чем кажется. Они хотят измотать народ и духовенство регулярными атаками на Церковь, заставить их отступить. Надо полагать, что это плата за вступление в НАТО и ЕС.

Впрочем, неисповедимы пути Господни. Эллины являются самым патриархальным из православных народов. Но именно они первыми вступили в столь тесные отношения с западной цивилизацией. Хорошо это или плохо? Не знаю, но могу вот о чем с достаточной уверенностью сказать. Пока Запад пытается заставить греков пойти на уступки, которые нам в России кажутся ничтожными (мы уступили в тысячу раз больше), он не может всерьез заняться Русской Церковью. Пока антихристиане пытаются свернуть этот камень – Элладу, мы получаем годы, месяцы, дни, чтобы оправиться от последствий коммунистического террора.

ПОДРОБНОСТИ «СОЛОМОНОВА РЕШЕНИЯ»

В 359-м номере нашей газеты мы опубликовали материал «Соломоново решение», посвященный выборам нового предстоятеля Чехо-Словацкой Православной Церкви. Речь шла о том, что избрание консервативно настроенного владыки Христофора было сорвано экуменическими силами во главе с епископом Симеоном. В результате владыка Христофор стал все-таки архиепископом Пражским, однако главой Церкви был избран другой иерарх – митрополит Николай.

На эту статью последовал отклик от одного весьма осведомленного в случившемся чада Чехо-Словацкой Церкви (он просил не называть своего имени), который вкратце поведал нам о том, что происходило за кулисами конфликта.

По его словам:

«В общем, все, что написано в вашей статье, – правда, хотя ситуация излишне драматизирована. Я согласен с тем, что после кончины митрополита Дорофея было трудно найти преемника на его место. Таких архипастырей осталось немного во всем мире (пожалуй, на ум приходят лишь патриарх Диодор и патриарх Павел). Все претенденты (я имею в виду членов Синода) – люди другого поколения, с другим духовным и жизненным опытами.

Митрополит Николай – новый Предстоятель Церкви – человек достойный, словаки о нем очень хорошо отзываются – вместо захваченных униатами храмов открываются новые, православные (в восточной Словакии осталось довольно-таки много полностью православных деревень).

Если говорить о сути конфликта между епископами Христофором и Симеоном, то следует сказать, что православные в Чехии и Словакии – религиозное меньшинство. Надо как-то выживать в атеистическо-католическо-протестантском окружении. Поэтому в той или иной степени экуменизм (особенно в понимании его как межцерковного диалога) становится просто неизбежным. Вы правильно отмечаете, что вопрос только в «границах дозволенного»...

Во многом действия епископа Симеона объясняются поддержкой протоиерея Ярослава Шуварского – настоятеля столичного кафедрального собора свв.Кирилла и Мефодия, который вхож во многие государственные структуры. Когда после «бархатной революции» опубликовали списки агентов и осведомителей Чехословацких тайных служб (аналог КГБ), товарищ Шуварский значился там сразу в нескольких разделах (своего рода рекорд). Теперь это «западник» и «экуменист», он не пропускает ни одного подобного собрания. Ему даже удавалось влиять на покойного владыку Дорофея, хотя это влияние было только кажущимся – духовные устои старца были незыблемы. Надо сказать, что прот. Шуварский успешно закончил Ленинградскую духовную академию и защитил там докторскую диссертацию. Так что обучение в России отнюдь не гарантирует будущую русофилию или верность православию. Не знаю, может быть, я по отношению к г-ну Шуварскому несправедлив.

Что же касается владыки Христофора, то он с уважением относится к РПЦ, однако, на мой взгляд, более ориентируется на греческое и сербское православие. Маленькая деталь – владыка Христофор не только осудил действия НАТО в Югославии, но и не испытывает восторга от действий России в Чечне, он даже служил молебен с формулировкой «за скорейшее окончание войны и возвращение российских солдат домой». В общем, «человеком Москвы» его ни в коем случае назвать нельзя. В Моравии, на прежней своей кафедре, он пользовался огромным уважением. Теперь владыка переехал в Прагу и уже несколько раз служил в русском приходе на Ольшанском кладбище. Прежнюю епархию владыки Христофора получил, по иронии судьбы, его оппонент епископ Симеон. Ему теперь предстоит завоевать доверие жителей Моравии, которые всегда были ближе к славянским корням, чем чопорные и онемеченные пражане или жители Западной Чехии. Так что поживем – увидим».

Подготовил В.ГРИГОРЯН

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru