ПРАЗДНИК «Молодые веселились, 18 июня – день Пресвятой Троицы Праздник Троицы – необычный. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный сюжет евангельской истории. Праздник Троицы необычен еще тем, что на Руси он установлен не во время ее крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского православия – при преп.Сергии Радонежском. Почему же именно в весенние дни, когда расцветает природа, решили его праздновать? Существует мнение, что празднование Троицы введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе. Наверное, в этом есть правда – но не вся. Народные праздники, славящие красоту расцветающей природы, по сути своей не враждебны христианству. И праздник Троицы не отменил эту радость, а наоборот, восполнил: показал людям, откуда исходят эта гармония и животворящая сила природы. Ведь на самом деле, как ни прекрасен мир в пору своего цветения – он всего лишь тень Творца! Еще о празднике Троицы можно сказать, что он должен быть близок всем народам. Ведь красота, гармония – их не надо переводить на разные языки. Примечательно, что и славяне, и финно-угры до крещения имели одну и ту же «предысторию» праздника Троицы, наступление весны они встречали очень схоже. Это видно из тех старинных обрядов, которые сопровождают христианскую Троицу. Интересное исследование провел ст. научный сотрудник Коми научного центра В.В.Соловьев, труд его называется «Праздник Троицы у верхневычегодских коми». Ниже привожу выдержки из нее. «Празднование Троицы и связанная с ним народная обрядность у коми занимают особое место. Среди весенне-летних праздников Троица была ключевым, символизируя праздник расцветающей природы и полноту бытия. В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, органично вошедших в христианский обряд. Например, у православных на Троицу принято украшать храмы и жилища ветками молодых березок. Но у пермичей (древних коми) береза в течение тысячелетий была символом чистоты и совершенства, ей даже поклонялись. После крещения коми народа культ березы исчез, но такое вот почтительное отношение осталось. Особо почиталась береза и у русских. Все дни празднования Троицы считались у коми нерабочими днями. Это было временем семейно-родственных и общинных увеселений. Причем начинались они задолго до самой Троицы. В 7-ю неделю после Пасхи отмечался «семик» – чисто женский праздник. Историей своей он восходит к языческой «русальной неделе», или «зеленым святкам». Интересно, что такой же старинный обычай сохранялся и у русских. В «Стоглаве», главном законодательном документе Руси XVI века, приводится точное описание Русалий (в ряде регионов совпадающих как раз с «семиком»): «Сходятся мужие, жены и девицы на ночное плещование и бесчинный говор, и на бесовские песние, и на плясание, и на скакание; и егда нощь мимо ходит, тогда к реце идут с великим кричанием, аки бесии, и умываются водою». Со временем языческое в этом обычае выветрилось, осталась лишь сама праздничная атмосфера. Вот как повествовал о праздновании Семика-Троицы в 30-х годах XIX века исследователь И.М.Снегирев: «Время, изменившее или отменившее затейливые обычаи народные, теперь преобразило этот многообрядный и многозначительный праздник (Семик – В.С.) в простое гулянье столичных и городских жителей... Доныне в Семик ставят по улицам, у домов и даже в комнатах березки, где только есть березник и липник. Лет за 40 в Семик вся Москва представляла раздольный праздник; почти на каждом дворе у хозяина и хозяйки с семьею в виде кущи обставливался березками стол с яичницей и драченой; везде раздавались семицкие песни, с какими носили по улицам изукрашенную лентами и лоскутками березку толпы народу в венках из ландышей, дойничков и незабудок...» В Коми, в Усть-Куломском районе, судя по рассказам жительниц с.Носим, «зеленые святки» в районе занимали фактически весь период от Троицкого воскресенья до Иванова дня. В эти дни были и высаживания срубленных березок перед домами, и посещения бань с гаданием на венках, и хороводы, и т.д. Впрочем, со слов местных жителей, участвовала в этом только молодежь: «Молодые веселились, пожилые молились». Так уже века светлый праздник Пресвятой Троицы соединяет и искреннюю радость, веселье, и глубокий молитвенный настрой. Бог есть Любовь – а Любовь вмещает в себя все. М.С. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |