РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Истинный Целитель

Чудо в Капернауме: Иисус Христос исцеляет тещу апостола Петра

На северо-западном берегу Галилейского озера находился во времена земной жизни Иисуса Христа городок Капернаум. Когда Иисус проповедовал в Галилее, именно здесь находилось Его пристанище – сюда же из враждебного Назарета переселились Его Мать и братья.

Услышав же Иисус, что Иоанн (Креститель) отдан под стражу, удалился в Галилею, и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Нефалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Нефалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Евангелие от Матфея 4, 12-17).

Само слово «Капернаум» в переводе с еврейского значит «селение Наума» или же «селение утешения», так как само имя Наум значит «утешение». В то время Капернаум был торговым узлом на пути в Дамаск и Финикию, здесь стоял гарнизон римских воинов, начальник которого (добрый сотник), уверовав в Бога истинного, построил евреям синагогу; здесь же находилась «мытница» – место сбора податей, откуда был призван на апостольское служение мытарь Матфей. В Капернауме были исцелены Иисусом немой бесноватый, парализованный, опущенный родственниками через разобранную кровлю, двое слепцов, кровоточивая жена – об этих евангельских исцелениях мы еще будем говорить впоследствии. Здесь же Иисус уплатил подать на храм.

Именно в Капернауме, который апостол Матфей назвал Его городом (т.е. городом Спасителя), после взятия под стражу Иоанна Крестителя Иисус Христос начал свою проповедь тем же, о чем говорил великий пророк – призывом покаяться – и закончил спустя три года словом о Хлебе Небесном, которое Он произнес в капернаумской же синагоге.

Развалины синагоги, построенной из белого мрамора на том месте, где проповедовал Иисус, и ныне показывают паломникам на Святой земле. Ныне в этих местах устроен археологический заповедник, неподалеку расположен францисканский монастырь, основанный чуть более ста лет назад, а на самом берегу озера стоит православный храм в честь 12 апостолов. Сам же город Капернаум уже в третьем веке потерял свое значение культурного центра, а во время арабского завоевания был разорен и заброшен – все произошло так, как об этом с горечью предрек Христос: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься! (Евангелие от Луки, 10, 15). Так же, как и в Назарете, несмотря на множественные чудеса Учителя, несмотря на Его проповедь, народ здесь не уверовал и не покаялся.

Неподалеку от развалин синагоги остались руины церкви времен первохристианства, стоявшей на месте дома апостола Петра, – в этом доме Иисус Христос исцелил его тещу. Произошло это в первую из суббот после Его переселения сюда из Назарета. Проповедь Спасителя в синагоге была прервана криками неистового бесноватого, которого Иисус исцелил словами, обращенными к бесу: замолчи и выйди из него! После проповеди народ расходился не только под впечатлением слов Христовых, но и властной силы Его над духами тьмы – бесноватый после слов Спасителя встал совершенно здоровый.

Иисус же, встав со своего места в синагоге, отправился в дом Симона-Петра.

Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкой; и попросили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.

Дом, куда направился из синагоги Иисус, был тем самым местом, где Он «приклонил голову» в Капернауме. Кроме Петра, его тещи и, очевидно, жены (о ней евангелисты не упоминают), в нем жил еще брат Петра Андрей. Мы не знаем, как долго перед тем болела теща Петра, но в тот час, когда в их дом вошел Иисус, болезнь, по-видимому, зашла уже далеко, потому что она не могла вставать и мучилась от сильной боли. Что это была за болезнь, тоже точно неизвестно. Возможно, это была лихорадка, распространенная на востоке в осеннюю и весеннюю поры. Но горячкой в ту пору называли и любой воспалительный процесс в организме.

Дело в том, что развитой медицины, как в Древней Греции, в Израиле не было. Доктора, по мнению евреев, не играли важной роли, ибо все, как учили священники, находится в руках Единого Бога – и доброе, и злое. Поэтому здоровый человек – это человек, не обремененный грехами, болезнь же приписывалась исключительно нарушению самим человеком каких-то Божиих установлений. И только Бог, наславший для вразумления болезнь, может Сам лишь Ему ведомыми путями исцелить человека. За исполнением же гигиенических предписаний Бога должны были, естественно, следить священники, они же принимали меры в случае обнаружения прокаженных.

Врачеватели, конечно, в Израиле существовали. Раввины требовали, чтобы в каждом городе обязательно был врач общего профиля – терапевт, а желательно еще и хирург (кровоточивая, исцелившаяся от прикосновения к Иисусу, побывала до этого у многих докторов). Имелся свой доктор и при Иерусалимском Храме, следивший за здоровьем священников. Немало было и повивальных бабок – говоря по-современному, акушерок. Были, конечно, и так называемые народные целители – специалисты по вывихам и переломам, травники (например, Иисусу, умиравшему на Кресте, подали вино, смешанное с миррой, – это средство в древнем Израиле действительно использовалось как болеутоляющее). Однако возможности этих врачей были очень ограничены, их возможности можно сопоставить с обязанностями нынешнего санитара или в лучшем случае медсестры.

Лишь иногда – в качестве исключения – Бог посылал иудеям пророков, через которых наступало исцеление от серьезных и хронических (а также считавшихся неизлечимыми) болезней. Но совершали они эти исцеления не какими-то хирургическими или терапевтическими методами, а силою слова или возложением рук. Нам известно, что от горячки Господь Иисус Христос исцелил тещу Петра именно прикосновением руки, от горячки же сын царедворца (Иоанн, 4, 46-53) был исцелен Его многоцелебным словом на удалении. Так же поступали и ученики Христа: в Деяниях рассказывается, что от горячки апостол Павел исцелил отца Публия возложением рук.

При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему; и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их (Лк. 4,40). К Нему привели многих бесноватых, и он изгнал духов словом и исцелил всех больных (Мф. 8, 16).

Слух об удивительных способностях Христа после исцеления Им бесноватого в синагоге быстро разлетелся по городу. Однако со своими болезнями они явились к Нему лишь после захода солнца – ни лечить, ни лечиться в субботний день у иудеев не дозволялось. Для истинного Целителя не было никаких ограничений в проявлении Его чудесной силы: Он не только исцелял в субботу вопреки ветхозаветному запрету, на котором настаивали книжники, – но евангелист пишет, что исцелил Он именно всех, пришедших и принесенных к Нему. Иисус, как мы знаем из Евангелия, не считал, что все болезни человека являются только следствием грехов самого больного. Исцеляя больных, он побеждал и древнего врага рода человеческого, истязующего людей болезнями. Несомненно, были в Палестине и до Христа целители, побеждавшие силой слова или возложением рук различные хвори, они исцеляли «многих», и только Христос излечивал всех, кто обращался к Нему, – и это невозможно объяснить никакими личными способностями Сына человеческого, но лишь его Божеством.

В.Г.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru