РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Истинный Целитель Чудо в Капернауме: Иисус Христос исцеляет тещу апостола ПетраНа северо-западном берегу Галилейского озера находился во времена земной жизни Иисуса Христа городок Капернаум. Когда Иисус проповедовал в Галилее, именно здесь находилось Его пристанище – сюда же из враждебного Назарета переселились Его Мать и братья. Услышав же Иисус, что Иоанн (Креститель) отдан под стражу, удалился в Галилею, и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Нефалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Нефалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Евангелие от Матфея 4, 12-17). Само слово «Капернаум» в переводе с еврейского значит «селение Наума» или же «селение утешения», так как само имя Наум значит «утешение». В то время Капернаум был торговым узлом на пути в Дамаск и Финикию, здесь стоял гарнизон римских воинов, начальник которого (добрый сотник), уверовав в Бога истинного, построил евреям синагогу; здесь же находилась «мытница» – место сбора податей, откуда был призван на апостольское служение мытарь Матфей. В Капернауме были исцелены Иисусом немой бесноватый, парализованный, опущенный родственниками через разобранную кровлю, двое слепцов, кровоточивая жена – об этих евангельских исцелениях мы еще будем говорить впоследствии. Здесь же Иисус уплатил подать на храм. Именно в Капернауме, который апостол Матфей назвал Его городом (т.е. городом Спасителя), после взятия под стражу Иоанна Крестителя Иисус Христос начал свою проповедь тем же, о чем говорил великий пророк – призывом покаяться – и закончил спустя три года словом о Хлебе Небесном, которое Он произнес в капернаумской же синагоге. Развалины синагоги, построенной из белого мрамора на том месте, где проповедовал Иисус, и ныне показывают паломникам на Святой земле. Ныне в этих местах устроен археологический заповедник, неподалеку расположен францисканский монастырь, основанный чуть более ста лет назад, а на самом берегу озера стоит православный храм в честь 12 апостолов. Сам же город Капернаум уже в третьем веке потерял свое значение культурного центра, а во время арабского завоевания был разорен и заброшен – все произошло так, как об этом с горечью предрек Христос: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься! (Евангелие от Луки, 10, 15). Так же, как и в Назарете, несмотря на множественные чудеса Учителя, несмотря на Его проповедь, народ здесь не уверовал и не покаялся. Неподалеку от развалин синагоги остались руины церкви времен первохристианства, стоявшей на месте дома апостола Петра, – в этом доме Иисус Христос исцелил его тещу. Произошло это в первую из суббот после Его переселения сюда из Назарета. Проповедь Спасителя в синагоге была прервана криками неистового бесноватого, которого Иисус исцелил словами, обращенными к бесу: замолчи и выйди из него! После проповеди народ расходился не только под впечатлением слов Христовых, но и властной силы Его над духами тьмы – бесноватый после слов Спасителя встал совершенно здоровый. Иисус же, встав со своего места в синагоге, отправился в дом Симона-Петра. Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкой; и попросили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. Дом, куда направился из синагоги Иисус, был тем самым местом, где Он «приклонил голову» в Капернауме. Кроме Петра, его тещи и, очевидно, жены (о ней евангелисты не упоминают), в нем жил еще брат Петра Андрей. Мы не знаем, как долго перед тем болела теща Петра, но в тот час, когда в их дом вошел Иисус, болезнь, по-видимому, зашла уже далеко, потому что она не могла вставать и мучилась от сильной боли. Что это была за болезнь, тоже точно неизвестно. Возможно, это была лихорадка, распространенная на востоке в осеннюю и весеннюю поры. Но горячкой в ту пору называли и любой воспалительный процесс в организме. Дело в том, что развитой медицины, как в Древней Греции, в Израиле не было. Доктора, по мнению евреев, не играли важной роли, ибо все, как учили священники, находится в руках Единого Бога – и доброе, и злое. Поэтому здоровый человек – это человек, не обремененный грехами, болезнь же приписывалась исключительно нарушению самим человеком каких-то Божиих установлений. И только Бог, наславший для вразумления болезнь, может Сам лишь Ему ведомыми путями исцелить человека. За исполнением же гигиенических предписаний Бога должны были, естественно, следить священники, они же принимали меры в случае обнаружения прокаженных. Врачеватели, конечно, в Израиле существовали. Раввины требовали, чтобы в каждом городе обязательно был врач общего профиля – терапевт, а желательно еще и хирург (кровоточивая, исцелившаяся от прикосновения к Иисусу, побывала до этого у многих докторов). Имелся свой доктор и при Иерусалимском Храме, следивший за здоровьем священников. Немало было и повивальных бабок – говоря по-современному, акушерок. Были, конечно, и так называемые народные целители – специалисты по вывихам и переломам, травники (например, Иисусу, умиравшему на Кресте, подали вино, смешанное с миррой, – это средство в древнем Израиле действительно использовалось как болеутоляющее). Однако возможности этих врачей были очень ограничены, их возможности можно сопоставить с обязанностями нынешнего санитара или в лучшем случае медсестры. Лишь иногда – в качестве исключения – Бог посылал иудеям пророков, через которых наступало исцеление от серьезных и хронических (а также считавшихся неизлечимыми) болезней. Но совершали они эти исцеления не какими-то хирургическими или терапевтическими методами, а силою слова или возложением рук. Нам известно, что от горячки Господь Иисус Христос исцелил тещу Петра именно прикосновением руки, от горячки же сын царедворца (Иоанн, 4, 46-53) был исцелен Его многоцелебным словом на удалении. Так же поступали и ученики Христа: в Деяниях рассказывается, что от горячки апостол Павел исцелил отца Публия возложением рук. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему; и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их (Лк. 4,40). К Нему привели многих бесноватых, и он изгнал духов словом и исцелил всех больных (Мф. 8, 16). Слух об удивительных способностях Христа после исцеления Им бесноватого в синагоге быстро разлетелся по городу. Однако со своими болезнями они явились к Нему лишь после захода солнца – ни лечить, ни лечиться в субботний день у иудеев не дозволялось. Для истинного Целителя не было никаких ограничений в проявлении Его чудесной силы: Он не только исцелял в субботу вопреки ветхозаветному запрету, на котором настаивали книжники, – но евангелист пишет, что исцелил Он именно всех, пришедших и принесенных к Нему. Иисус, как мы знаем из Евангелия, не считал, что все болезни человека являются только следствием грехов самого больного. Исцеляя больных, он побеждал и древнего врага рода человеческого, истязующего людей болезнями. Несомненно, были в Палестине и до Христа целители, побеждавшие силой слова или возложением рук различные хвори, они исцеляли «многих», и только Христос излечивал всех, кто обращался к Нему, – и это невозможно объяснить никакими личными способностями Сына человеческого, но лишь его Божеством. В.Г. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |