ТАЙНА

Вятская Святыня

Удастся ли найти Великорецкий образ Николая Чудотворца?

Икона святителя Николая Мирликийского, обретенная чудесным образом на реке Великой шесть веков назад, по-прежнему остается главной святыней Вятского края. После революции она была утрачена. Поэтому сейчас в село Великорецкое ходоки носят один из ее списков. Однако надежда вновь обрести образ остается. Преданий, легенд на счет ее нынешнего местонахождения существует множество. Говорят даже, что ее хранят у себя православные катакомбники, не доверяющие Московской Патриархии. Несколько лет назад поисками образа занялся один из священников Вятки – отец Андрей Дудин, заведующий архивом епархии. Сегодня мы предлагаем вам запись разговора с ним, который велся на привалах во время нынешнего крестного хода на Великую. Батюшка, кстати, участвует в нем уже десять лет.

siren.jpg (13470 bytes)– Отец Андрей, с чего начались ваши исследования истории образа?

– Я много ездил и видел списки с Великорецкой иконы в Москве, Троице-Сергиевой лавре, Ярославле, Костроме, Вологде, Сольвычегодске, Архангельске.

И что меня удивляло тогда – это очень разные списки. Словно делали не с одной иконы, а с нескольких.

Нам очень много известно об обретении иконы, но ничего – о ее изначальном иконографическом образе. Этот пробел и заставил меня начать собственное расследование. Удалось немало понять в истории иконы, но на главный вопрос – как она выглядела изначально – ответа нет и, возможно, уже не будет. Сейчас самое важное выяснить, каким был образ в то время, когда мы его утратили.

– Я не совсем понял. Разве икона с течением времени изменялась?

– Да, изменялась после каждой реставрации, причем разительно. Ведь что раньше подразумевалось под реставрацией, обновлением? Икона, как правило, полностью переписывалась. Люди хотели видеть ее яркой, живой. При этом в лучшем случае новый слой накладывался поверх старых красок, как это было в случае с Троицей Рублева. Ее нашли под несколькими более поздними записями. В худшем случае старые краски предварительно соскабливались.

– Получается, что главной составляющей образа была доска, так, что ли?

– Да, но это только часть ответа. Доска играла принципиальную роль – это была материальная основа. Но главное значение имела духовная составляющая. То есть Господь эту икону почему-то отметил. Святой с помощью своего образа явил себя людям. И какая важность в том, что состав красок изменится или какие-то особенности написания лика. Главное, чтобы святитель оставался. Так к этому относились наши предки. Сейчас, конечно, нам их трудно понять.

– Говорят, на месте разрушенных до основания храмов раздаются звоны колоколов, слышно пение. То есть можно обнаружить примерно такое же соотношение материального и духовного. Или такое вот сравнение – люди умирают, лица потомков более или менее меняются, а род остается.

Что известно о поновлениях Великорецкого образа за прошедшие столетия и вообще о его истории?

– Известно, что икона горела, как пишется об этом, «мало потле». То есть слегка была тронута огнем. Реставрацию она впервые прошла в 1555 году в Москве. Об этом повествуют и вятская, и московские летописи, есть упоминание у Карамзина. Поновлял ее лично святой митрополит Макарий.

Таким образом, историю Великорецкой иконы можно разделить на следующие этапы. При этом я сразу хочу оговориться, что мое мнение является не итогом, а одним из первых опытов познания истории образа. Поэтому в чем-то я могу ошибиться.

Первый этапот обретения до митрополита Макария. Это самый сложный период. Ни одного списка до нас не дошло – как выглядел образ изначально, неизвестно.

Второй с XVI по конец XVII века. Св.Макарий следовал традициям московской иконописной школы. В этом духе он образ и переписал. По личной просьбе Ивана Грозного с иконы было сделано несколько списков. Возможно, примеру царя последовали какие-то бояре, богатые обители. Один из списков того времени хранится сейчас в Ипатьевском монастыре в Костроме.

Изображение владыки Макария наиболее близко к оригиналу, первоначальному виду иконы, потому что святой митрополит старался, конечно, как-то ему следовать.

Третий этап.Следующее поновление было сделано, надо полагать, в конце XVII в. Списки вдруг резко меняются. Вместо старинного плоскостного изображения появляется объем. Чувствуется влияние школы Симона Ушакова. Одна из копий, сделанных в то время с Великорецкого образа, хранится у нас в Кировском художественном музее. Она временно выставлена в Приказной избе. Другой, более поздний, список находится сейчас во время нашего разговора в метре от нас. Именно с ним мы идем на Великую.

Четвертый этап. В XIX веке заканчивается приобретение объема. Появляются натуралистические черты. Это была уже новая традиция. Чтобы получить о ней более полное представление, вспомним Богородицу «Умиление» – любимый образ Серафима Саровского. Список с этого поновленного образа св.Николая хранится у нас, в Вятке, в Серафимовском храме.

– Насколько я понимаю, последнее изображение Николы Великорецкого народу пришлось особенно по душе. Это сознательно так вышло у мастеров, что у св.Николая на иконе большая голова?

nikola.jpg (25115 bytes)– Во-первых, неизвестно, была ли эта реставрация последней. Мы не знаем, как выглядела икона в 19-м году, когда ее видели в последний раз. Что касается большой головы, то я не знаю, стремились ли к этому мастера, поновлявшие образ. По моему мнению, они, переписывая голову, к которой прикладывались сотни тысяч человек, не трогали одежды. В этом не было смысла – одежды были скрыты ризой. И в результате нарушились пропорции между головой и телом.

Здесь следует подчеркнуть вот какой момент. На обновление испрашивается благословение святого, и в какой-то мере (мы не знаем, в какой) он водит рукой мастера – придает своему образу должный вид. Меняются времена, видение мира становится иным, люди находят в вере какие-то новые родники, новые смыслы. В соответствии с этим св.Николай Угодник в своем Великорецком образе обращался всякий раз к народу какой-то иной стороной.

– Наверное, не случайно вы сравнили Великорецкий образ после поновления XIX века с иконой Богородицы «Умиление». Изображение Николая Угодника здесь тоже вышло трогательным, сердечным. Я его очень люблю и знаю, что очень и очень многие любят. В нем отразились какие-то лучшие черты вятского, и вообще русского характера. Видно, что иконописцу дороже всего было то, что св.Николай очень добрый человек, такой добрый, что кажется беззащитным. Потому что его Бог защищает.

– Это изображение получило самое широкое хождение по Руси. Оно было «догматизировано» литографией, изготовленной почему-то в Одессе типографией Фесенко. Она разошлась в народе, получила очень большую популярность.

– Мы подошли к самой горькой части истории образа. Отец Андрей, что известно об исчезновении иконы? Сохраняется ли надежда вновь обрести ее?

– Если говорить об истории образа после революции, то здесь существуют факты и существуют слухи. Если говорить о фактах – то поисками образа, к сожалению, никто всерьез не занимался.

До 17-го года икона хранилась в Троицком кафедральном соборе. Затем в связи с декретом об отделении Церкви от государства крестные ходы были запрещены. Они подпадали, помимо всего прочего, под статью об организации уличных шествий и демонстраций. Это не значит, что ходы прекратились, но образ в Великорецкое носить перестали. В 18-м собор на время закрыли, потом передали в руки обновленцев, которые к почитанию икон относились весьма прохладно. В 22-м они заявили, что крестные ходы вообще не нужны, возмущались, что иконы превратились в идолов.

В 30-м году собор снова закрыли. Обновленцев перевели в Александро-Невскую церковь. В 35-м Троицкий храм взорвали. А через два года и Алекандро-Невский.

Но, скорее всего, образ исчез из Троицкого собора еще в 18–19 годах. В 21-м комиссия, которая занималась изъятием церковных ценностей, о нем не упоминает. Что очень странно. Во-первых, они составляли список памятников старины, и Великорецкий образ должен был занять в нем первую строчку. Во-вторых, икона имела золотой оклад, подаренный Иоанном Грозным, покрытый жемчугом, серебряные клейма были усыпаны мелкими бриллиантами. Комиссия не могла этого пропустить.

Сами большевики пытались как-то объясниться. Говорят, что в 30-е годы в ход была пущена версия о том, что икону похитило «реакционное духовенство». Мне точно неизвестно, как эта версия получила хождение.

В принципе, вынести образ из Троицкого собора было реальным делом. К храму, в придел Всех святых, вел подземный ход из Преображенского монастыря. Он был построен в свое время для хозяйственных нужд. Но что произошло на самом деле, неизвестно.

– И что, нет никаких ниточек, которые позволили бы сейчас начать поиск?

– Есть одна. Несколько лет назад я был в Петербурге и подумал тогда, что большевики могли передать икону в один из музеев города. Тогда многие древности были свезены сюда из провинции.

Эта мысль привела меня в Эрмитаж. Я подошел к главному хранителю музея, он заинтересовался и... нашел учетную карточку, в точности описывающую оклад Великорецкого образа, сделанный по заказу царя Иоанна Грозного. Там упоминались, например, серебряные клейма, на которых было изображено житие св.Николая. К сожалению, увидеть оклад мне не позволили.

Сразу следует оговориться, что у нас до революции имелись два очень похожих образа Николая Чудотворца. Настоящий хранился в Троицком соборе Вятки, именно с ним крестные ходы отправлялись на Великую. А его точная копия с такими же золотым окладом, жемчугом, бриллиантами хранилась в селе Великорецком. Возможно, хотя и мало вероятно, что были и другие копии. Требуется сейчас списаться с Эрмитажем, получить фотографии оклада. Если подтвердится, что он действительно имеет отношение к Великорецкому образу, попробуем установить, какими путями оклад попал в музей.

Но в любом случае положительный исход поисков в первую очередь зависит от того, достойны ли мы вновь обрести образ Николы Великорецкого, смилуется ли над нами Господь.

В.Григорян

sl.gif (1638 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1667 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru