ТАЙНА Вятская Святыня Удастся ли найти Великорецкий образ Николая Чудотворца? Икона святителя Николая Мирликийского, обретенная чудесным образом на реке Великой шесть веков назад, по-прежнему остается главной святыней Вятского края. После революции она была утрачена. Поэтому сейчас в село Великорецкое ходоки носят один из ее списков. Однако надежда вновь обрести образ остается. Преданий, легенд на счет ее нынешнего местонахождения существует множество. Говорят даже, что ее хранят у себя православные катакомбники, не доверяющие Московской Патриархии. Несколько лет назад поисками образа занялся один из священников Вятки – отец Андрей Дудин, заведующий архивом епархии. Сегодня мы предлагаем вам запись разговора с ним, который велся на привалах во время нынешнего крестного хода на Великую. Батюшка, кстати, участвует в нем уже десять лет. – Отец Андрей, с чего начались ваши исследования истории образа? – Я много ездил и видел списки с Великорецкой иконы в Москве, Троице-Сергиевой лавре, Ярославле, Костроме, Вологде, Сольвычегодске, Архангельске. И что меня удивляло тогда – это очень разные списки. Словно делали не с одной иконы, а с нескольких. Нам очень много известно об обретении иконы, но ничего – о ее изначальном иконографическом образе. Этот пробел и заставил меня начать собственное расследование. Удалось немало понять в истории иконы, но на главный вопрос – как она выглядела изначально – ответа нет и, возможно, уже не будет. Сейчас самое важное выяснить, каким был образ в то время, когда мы его утратили. – Я не совсем понял. Разве икона с течением времени изменялась? – Да, изменялась после каждой реставрации, причем разительно. Ведь что раньше подразумевалось под реставрацией, обновлением? Икона, как правило, полностью переписывалась. Люди хотели видеть ее яркой, живой. При этом в лучшем случае новый слой накладывался поверх старых красок, как это было в случае с Троицей Рублева. Ее нашли под несколькими более поздними записями. В худшем случае старые краски предварительно соскабливались. – Получается, что главной составляющей образа была доска, так, что ли? – Да, но это только часть ответа. Доска играла принципиальную роль – это была материальная основа. Но главное значение имела духовная составляющая. То есть Господь эту икону почему-то отметил. Святой с помощью своего образа явил себя людям. И какая важность в том, что состав красок изменится или какие-то особенности написания лика. Главное, чтобы святитель оставался. Так к этому относились наши предки. Сейчас, конечно, нам их трудно понять. – Говорят, на месте разрушенных до основания храмов раздаются звоны колоколов, слышно пение. То есть можно обнаружить примерно такое же соотношение материального и духовного. Или такое вот сравнение – люди умирают, лица потомков более или менее меняются, а род остается. Что известно о поновлениях Великорецкого образа за прошедшие столетия и вообще о его истории? – Известно, что икона горела, как пишется об этом, «мало потле». То есть слегка была тронута огнем. Реставрацию она впервые прошла в 1555 году в Москве. Об этом повествуют и вятская, и московские летописи, есть упоминание у Карамзина. Поновлял ее лично святой митрополит Макарий. Таким образом, историю Великорецкой иконы можно разделить на следующие этапы. При этом я сразу хочу оговориться, что мое мнение является не итогом, а одним из первых опытов познания истории образа. Поэтому в чем-то я могу ошибиться. Первый этап– от обретения до митрополита Макария. Это самый сложный период. Ни одного списка до нас не дошло – как выглядел образ изначально, неизвестно. Второй– с XVI по конец XVII века. Св.Макарий следовал традициям московской иконописной школы. В этом духе он образ и переписал. По личной просьбе Ивана Грозного с иконы было сделано несколько списков. Возможно, примеру царя последовали какие-то бояре, богатые обители. Один из списков того времени хранится сейчас в Ипатьевском монастыре в Костроме. Изображение владыки Макария наиболее близко к оригиналу, первоначальному виду иконы, потому что святой митрополит старался, конечно, как-то ему следовать. Третий этап.Следующее поновление было сделано, надо полагать, в конце XVII в. Списки вдруг резко меняются. Вместо старинного плоскостного изображения появляется объем. Чувствуется влияние школы Симона Ушакова. Одна из копий, сделанных в то время с Великорецкого образа, хранится у нас в Кировском художественном музее. Она временно выставлена в Приказной избе. Другой, более поздний, список находится сейчас во время нашего разговора в метре от нас. Именно с ним мы идем на Великую. Четвертый этап. В XIX веке заканчивается приобретение объема. Появляются натуралистические черты. Это была уже новая традиция. Чтобы получить о ней более полное представление, вспомним Богородицу «Умиление» – любимый образ Серафима Саровского. Список с этого поновленного образа св.Николая хранится у нас, в Вятке, в Серафимовском храме. – Насколько я понимаю, последнее изображение Николы Великорецкого народу пришлось особенно по душе. Это сознательно так вышло у мастеров, что у св.Николая на иконе большая голова? – Во-первых, неизвестно, была ли эта реставрация последней. Мы не знаем, как выглядела икона в 19-м году, когда ее видели в последний раз. Что касается большой головы, то я не знаю, стремились ли к этому мастера, поновлявшие образ. По моему мнению, они, переписывая голову, к которой прикладывались сотни тысяч человек, не трогали одежды. В этом не было смысла – одежды были скрыты ризой. И в результате нарушились пропорции между головой и телом. Здесь следует подчеркнуть вот какой момент. На обновление испрашивается благословение святого, и в какой-то мере (мы не знаем, в какой) он водит рукой мастера – придает своему образу должный вид. Меняются времена, видение мира становится иным, люди находят в вере какие-то новые родники, новые смыслы. В соответствии с этим св.Николай Угодник в своем Великорецком образе обращался всякий раз к народу какой-то иной стороной. – Наверное, не случайно вы сравнили Великорецкий образ после поновления XIX века с иконой Богородицы «Умиление». Изображение Николая Угодника здесь тоже вышло трогательным, сердечным. Я его очень люблю и знаю, что очень и очень многие любят. В нем отразились какие-то лучшие черты вятского, и вообще русского характера. Видно, что иконописцу дороже всего было то, что св.Николай очень добрый человек, такой добрый, что кажется беззащитным. Потому что его Бог защищает. – Это изображение получило самое широкое хождение по Руси. Оно было «догматизировано» литографией, изготовленной почему-то в Одессе типографией Фесенко. Она разошлась в народе, получила очень большую популярность. – Мы подошли к самой горькой части истории образа. Отец Андрей, что известно об исчезновении иконы? Сохраняется ли надежда вновь обрести ее? – Если говорить об истории образа после революции, то здесь существуют факты и существуют слухи. Если говорить о фактах – то поисками образа, к сожалению, никто всерьез не занимался. До 17-го года икона хранилась в Троицком кафедральном соборе. Затем в связи с декретом об отделении Церкви от государства крестные ходы были запрещены. Они подпадали, помимо всего прочего, под статью об организации уличных шествий и демонстраций. Это не значит, что ходы прекратились, но образ в Великорецкое носить перестали. В 18-м собор на время закрыли, потом передали в руки обновленцев, которые к почитанию икон относились весьма прохладно. В 22-м они заявили, что крестные ходы вообще не нужны, возмущались, что иконы превратились в идолов. В 30-м году собор снова закрыли. Обновленцев перевели в Александро-Невскую церковь. В 35-м Троицкий храм взорвали. А через два года и Алекандро-Невский. Но, скорее всего, образ исчез из Троицкого собора еще в 18–19 годах. В 21-м комиссия, которая занималась изъятием церковных ценностей, о нем не упоминает. Что очень странно. Во-первых, они составляли список памятников старины, и Великорецкий образ должен был занять в нем первую строчку. Во-вторых, икона имела золотой оклад, подаренный Иоанном Грозным, покрытый жемчугом, серебряные клейма были усыпаны мелкими бриллиантами. Комиссия не могла этого пропустить. Сами большевики пытались как-то объясниться. Говорят, что в 30-е годы в ход была пущена версия о том, что икону похитило «реакционное духовенство». Мне точно неизвестно, как эта версия получила хождение. В принципе, вынести образ из Троицкого собора было реальным делом. К храму, в придел Всех святых, вел подземный ход из Преображенского монастыря. Он был построен в свое время для хозяйственных нужд. Но что произошло на самом деле, неизвестно. – И что, нет никаких ниточек, которые позволили бы сейчас начать поиск? – Есть одна. Несколько лет назад я был в Петербурге и подумал тогда, что большевики могли передать икону в один из музеев города. Тогда многие древности были свезены сюда из провинции. Эта мысль привела меня в Эрмитаж. Я подошел к главному хранителю музея, он заинтересовался и... нашел учетную карточку, в точности описывающую оклад Великорецкого образа, сделанный по заказу царя Иоанна Грозного. Там упоминались, например, серебряные клейма, на которых было изображено житие св.Николая. К сожалению, увидеть оклад мне не позволили. Сразу следует оговориться, что у нас до революции имелись два очень похожих образа Николая Чудотворца. Настоящий хранился в Троицком соборе Вятки, именно с ним крестные ходы отправлялись на Великую. А его точная копия с такими же золотым окладом, жемчугом, бриллиантами хранилась в селе Великорецком. Возможно, хотя и мало вероятно, что были и другие копии. Требуется сейчас списаться с Эрмитажем, получить фотографии оклада. Если подтвердится, что он действительно имеет отношение к Великорецкому образу, попробуем установить, какими путями оклад попал в музей. Но в любом случае положительный исход поисков в первую очередь зависит от того, достойны ли мы вновь обрести образ Николы Великорецкого, смилуется ли над нами Господь. В.Григорян На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |