БЕСЕДА


Венец 1000-летнего Царства

17 июля в день памяти убиения Императора Николая II в России зазвучат панихиды. Скорее всего – в последний раз. На будущий год Церковь будет уже молиться ему

От редактора:

Это интервью мы взяли более полугода назад в Архангельске у хорошо знакомого нашим читателям о.ГЕОРГИЯ Митрофанова, преподавателя Санкт-Петербугской духовной академии, члена комиссии Синода Русской Православной Церкви по канонизации. На Архангельских Иоанновских чтениях перед большой аудиторией студентов и преподавателей он прочитал лекцию об исторических взаимоотношениях Церкви и власти, о том, действительно ли Церковь, как это считают многие православные, признает только одно устройство государства – монархию.
     После его выступления несколько часов мы продолжали беседу на эту и «сопутствующие» темы в гостинице, записывая ее на диктофон. Беседа получилась интересной, но совершенно необъятной и невместимой на газетные полосы.
     Что делать? В «официальном» интервью (т.е. вычитанном и согласованном с о.Георгием) ограничиться решили темой предстоящей канонизации Царя-страстотерпца Николая II. Но вот это интервью лежит передо мной, и я вижу: многое утрачено в нем из живой нашей беседы; малозначительные, казалось бы, примечания, оценки, сама интонация – а в них, может быть, самое главное. Поэтому некоторые фрагменты беседы нашей с диктофонной ленты я счел необходимым вернуть в интервью. Заранее прошу о.Георгия простить меня за, возможно, неточно расставленные акценты и другие шероховатости.

РЕШЕННОЕ ДЕЛО

Корреспондент: Вокруг вопроса о канонизации последнего русского Царя недавно развернулась острая дискуссия, переходящая даже в угрозы и оскорбления. Кажется, этого обострения можно было бы избежать, если бы вопрос так не тормозился в Синоде. Почему настолько затянулось по времени окончательное решение этого вопроса, поднятого еще на Архиерейском Соборе 1992-го года?

mitrofnv.jpg (2819 bytes) О.Георгий: Как раз в 1992 г. синодальная комиссия начала свою работу и завершила ее в начале осени 1996-го. Митрополит Ювеналий 10 октября 1996 года сделал доклад на заседании Священного Синода, и было заявлено: «исходя из особой важности этой темы, считать, что решение о канонизации Царской Семьи должно быть принято Поместным Собором РПЦ. Поручить преосвященному митрополиту Ювеналию представить очередному Архиерейскому Собору результаты комиссии по вопросу о канонизации Царской Семьи». Что и было сделано.

Четырехлетняя работа сопровождалась подчас серьезным давлением со стороны разных церковно-политических и просто политических сил. Комиссию обвиняли, с одной стороны, в том, что она исполняет политический заказ каких-то национал-патриотических сил, поэтому ни о какой канонизации и речи быть не может. С другой – в том, что она не делает главного – не подчеркивает того, что вся жизнь и деятельность Государя была идеальной, что убийство носило ритуальный характер, что смерть его должна рассматриваться исключительно как мученическая, а не как страстотерпческая.

В этой ситуации неспешная работа нашей комиссии была обусловлена необходимостью подготовить для прославления прочную основу, учесть все традиции Православной Церкви по части канонизации мирян.

Корр.: Мученичество и страстотерпчество – поясните, что это в применении к случаю с Николаем II?

О.Георгий: Мученичество – это смерть за веру, когда человек может спасти свою жизнь, отрекшись от веры. Страстотерпчество – смерть, принятая безвинно, с христианским смирением. И в случае с убийством последнего русского Царя основания убийства не религиозные, а политические. Юровский расстреливал Царя не за веру, а как классового врага. Он мог сказать, что был иудеем, а потом принял лютеранство, но вообще все эти вероисповедные вопросы – ерунда. Что для нас действительно важно, так это то, что смерть была принята Николаем с христианским смирением. И она стала прообразом того, как погибали в советские годы многие тысячи русских семей, стала высоким примером для нашего безбожного времени, когда дети предавали родителей, а родители – детей.

Корр.: Я так понимаю, что канонизация Николая II – дело практически решенное. Но пока соборное мнение Церкви не оформлено официально – после стольких лет работы над этой темой убеждены ли вы внутренне, что вопрос действительно созрел?

О.Георгий: Да, я считаю, что прославление Николая II должно состояться – в лике страстотерпцев. Другое дело, что нам постоянно в последние годы предлагали канонизацию в духе книги Алферьева «Император Николай II как человек сильной воли», – я называю ее «Терминатор на троне», – по ней все в России и в жизни Императора было железно и безупречно неколебимо. Непонятно только, отчего же все рухнуло.

Завершился громадный – 1000-летний – этап в истории христианской государственности в России, который начался со страстотерпцев Бориса и Глеба и закончился страстотерпцем Николаем Романовым. Меня это внутренне убеждает.

Корр.: Вообще страстотерпчество, насколько мне известно, это чисто русский тип святости, его не было ни в Византии, ни тем более в Западной Церкви. Более того, на Руси страстотерпцев – тех же Бориса и Глеба – почитали в народе выше, чем мучеников за веру...

О.Георгий: В России государей уважали и даже готовы были на многие их преступления смотреть сквозь пальцы: те же Иван Калита, Иван Грозный... Но их не любили. Прославляли и любили тех, которые становились жертвами.

«ЦАРЕЙ НА РУСИ ТЕРПЕЛИ»

О.Георгий: Вспомним, что первыми прославленными русскими святыми были князья Борис и Глеб. Святополк «окаянный» убивает князя Бориса потому, что это был законно поставленный Владимиром на престол князь. Святой князь Борис, имея в своих руках дружину, не попытался силой усмирить узурпатора Святополка. Князь Борис был исполнен совершенно негосударственных представлений. В результате Святополк смог нарушить сложившуюся в ту пору систему передачи власти.

Но нам не все эти исторические перипетии важны, а то, как вела себя жертва. Борис помышлял о том, что Святополк – брат во Христе, и нельзя на него поднимать руку. Он пошел на заклание, обрекая страну на годы междуусобной брани, – только Ярослав Мудрый этого Святополка надломил и изгнал, но при этом, заметьте, не стал святым. Первые наши святые благоверные князья – это те, кто в первой же критической ситуации жертвуют всем, своим государевым долгом и жизнью, и предпочитают умереть, нежели обагрить свои руки кровью брата.

То есть еще в начале ХI века проявилось то удивительное народное понимание, что государственная власть – это великий соблазн. И что только тот может быть святым государем, кто жертвует собой. Михаил Тверской, Михаил Черниговский – бессмысленные с точки зрения государственных интересов смерти в орде. Андрей Боголюбский – не знаю, почитался бы он святым, если бы не был убит своими ближними? Александр Невский – за что его почитают, за победы? Ничего подобного. Церковь никогда не придавала особого значения битве Александра Невского на Чудском озере. Другое ценно – единственный русский князь, побеждавший в то время внешних врагов, он отклоняет предложение о союзе с папой Римским, потому что это опасно для Православия. И из победителя-героя он превращается, по сути, в вассала, просящего мира у монголов. Пять раз он ездил в орду за ярлыком на княжение и стал притчей во языцех у своих родственников – они говорили, что ради своей власти он готов монголам продать Русь. Вот эту способность великого государственного мужа самоуничижиться Церковь оценила. Он пожертвовал своим достоинством Государя во имя спасения Православия. Наконец, кто был единственным из рода Романовых, кого народ почитал настолько, что к Первой мировой войне ставился вопрос о собирании материалов для канонизации? Павел Первый. Как Государь он очень много позитивного сделал для Церкви, прекратив инерцию ее секуляризации государством. Но для православного народа ценно было еще и другое – безвинная смерть его. Государь, погибающий, не понимая, как могли его предать, оглашающий Михайловский дворец криком: «Что я вам сделал!?» – что может быть русскому сердцу ближе?.. Вообще если мы коснемся темы почитания правителей на Руси, то увидим, что русская государева святость в себе несет колоссальное недоверие к государству.

Корр.:Я читал где-то о том, что почитание Бориса и Глеба установилось в народе раньше, чем было официально принято церковной иерархией. Греческие митрополиты, в то время занимавшие русские кафедры, не понимали, как можно считать христианскими святыми людей, погибших, так сказать, «по политическим мотивам». Правда, Греческая Церковь вообще не поощряла прославление мирян. Если образ и подвиг Николая Второго так ложатся на историю русских князей-страстотерпцев, откуда такое сопротивление, почему вопрос о его канонизации решается так трудно? Невольно напрашиваются аналогии с нынешней ситуацией по прославлению Императора Николая.

О.Георгий: Государь Николай Второй прожил очень сложную и противоречивую жизнь. Он сам знал, что его призвание – быть полковником (каковым он и был по званию) и создавать свою малую церковь, семью. И, созидая малую свою церковь, он порой забывал большую свою Семью – государство. Это был его грех как государя, но зато и искупил он его страшнейшим образом. Ему одному умереть было не страшно, он был по своей сути человеком военным. Последним и решающим доводом к тому, чтобы он отрекся, было заявление всех командующих фронтами. Они сказали ему: уйди. Он не доверял Думе, министрам, а военным не мог не доверять. Ему сказали бы: умри во имя мира в России – умер бы без вопросов. Но ведь он не умирает просто – его арестовывают с семьей, и за год они не ожесточаются. И не только он, не только Императрица, но и дети откуда-то черпают для этого свои силы. Знаете эту расхожую фразу, что русский человек умирать умеет лучше, чем жить. Плохо это? Но мы – такие. Император умер вместе со всей своей семьей по-христиански, безвинно. Его безвинность была доказана юридически: не нашлось никаких оснований, чтобы его осудить, хотя эти факты упорно искали. Комиссия Временного правительства работала – и ничего не смогла найти.

Корр.: Вы упомянули книгу Алферьева, где дается в значительной степени идеализированный образ Государя – похоже, он вас не устраивает?

О.Георгий: Как далека эта позиция от образа реального императора, типично русского человека по мироощущению: отважного, честного, принципиального, деликатного, из-за этого подчас страдавшего, казавшегося лицемерным, непостоянным. Вся жизнь Государя протекла с чувством постоянного одиночества. Многие не понимали его, да и сам он порой себя не понимал. И комплекс у него выработался, что он – «кровавый». Ведь вызови он полк солдат, прикажи, и никакого февральского переворота не было бы. Но он искал любой путь, только чтобы не проливать кровь.

Корр.: Это Ходынка и события 9 января произвели на него такое впечатление?

О.Георгий: Конечно! Что такое события 9 января? Это массовое антиправительственное выступление, неквалифицированно подавленное. Император же вообще к нему не имел отношения. Его можно обвинять за то, что он не приехал, не взял под контроль. Но он и сам страдал от произошедшего. Очень редко он пишет в своем дневнике эмоционально, поэтому его очень скучно читать. В вечер, когда его огорошили сообщением о гибели от 200 до 400 человек, в том числе солдат и полицейских – при том, что строились баррикады, что среди рабочих шли вооруженные боевики, – он, потрясенный, делает запись в дневнике: как больно и как тяжело!

Там беда была в том, что действиями по подавлению мятежа руководили военные и действовали несогласованно с полицией. И не могли действовать согласованно. Ведь в то время считалось как? – если военный пошел служить в корпус жандармов, то ему не следует подавать руки. А кадровые жандармы – это вообще хамы, с ними за одним столом офицеру нельзя сидеть.

Все это и привело к тому, что, когда наши доблестные офицеры русской армии умирали на полях гражданской войны, у них в тылу, где должна была работать контрразведка, царили непрофессионализм и коррупция – приличные люди туда не шли, а только мерзавцы и дилетанты. Лишь Врангель, очень легко переступавший через предрассудки своей офицерской среды, взял и назначил в Крыму руководителем контрразведки жандармского генерала Климовича. И вот результат: во врангелевском Крыму были право на стачки, свободная пресса – от социалистической до монархической, – а все карательные акции свелись к чуть более чем 400 смертным приговорам. Большевики же, войдя в Крым, расстреляли более 40 тысяч.

ЦАРЬ И НАРОД

Корр.:Как вы думаете, Государь понимал русский народ, любил его?

О.Георгий: Государь верил в народ. Как можно было верить в народ Государю, миропомазанному на царство? Богу нужно было одному доверяться, да учитывать советы министров, Думы. Но у него была характерная черта русского мировоззрения, утраченная ныне, – отношение к народу с удивительным доверием. Он верил, что в народе теплится высокая истина.

1917.jpg (13901 bytes)

Каков же был для него удар, когда за год заточения Царской Семьи в 1917 году народ не сделал шага, чтобы освободить их. Слава Богу, что Корнилов вовремя приехал и взял их под охрану – под домашний арест в начале марта 1917 года. Я убежден, без этого Царь был бы растерзан еще в марте.

Граф Коковцов, очень хорошо знавший отношение Императора к народу, его шаги по улучшению жизни народа, позднее видел, как читал народ объявления о расстреле Императора, и удивлялся: почему они так радуются? Особенно молодые. А старики не решаются их остановить. Потом он понял, какая катастрофа произошла в России, и по льду Финского залива бежал в Финляндию.

Корр.:Но в России ведь были организации, по крайней мере декларировавшие любовь к Царю, – к примеру, тот же «Союз русского народа», который активно поддерживала Церковь.

О.Георгий: Государя убеждали, что в составе «Союза» – миллион членов. Ну, около 300-400 тысяч в нем действительно состояло. А куда они все, эти черносотенцы, испарились в феврале 17-го года, после того, как «Союз» был запрещен? Когда большевиков после их июльских выступлений в Петрограде юнкера вышвырнули из дворца Кшесин-ской, они обнаружили там огромное количество членских билетов «Союза русского народа». Боевики из дружин «Союза» с легкостью перебежали в красногвардейцы. Только навесили себе красные банты да взяли ружья в руки.

ОТРЕЧЕНИЕ

Корр.: Сейчас некоторые утверждают, что раз Николай добровольно отрекся от престола, его в собственном смысле и Царем-то после этого считать нельзя со всеми вытекающими отсюда последствиями. К примеру, об этом говорит профессор Осипов.

О.Георгий: Для нас это была проблема, когда я составлял записку об отречении – является ли отречение препятствием для канонизации. Оказывается, отречение не может быть каноническим преступлением. Каноны ничего не говорят о возможности или невозможности отречения, ибо они вообще ничего не говорят о статусе православного государя. Это вопрос светского права.

Корр.: Пусть канонически это не является проблемой, но мы же не можем не видеть, что именно после отречения Николая II распад монархии принял необратимый характер.

О.Георгий: Давайте вернемся к тем дням. Вспомните, в последний момент перед отречением Николай ожидает Гучкова с Шульгиным на вокзале. Какие у него мысли: я отрекаюсь в пользу сына, ведь по закону о престолонаследии я могу передать власть только сыну. «А вообще, доживет ли Алексей до совершеннолетия, то есть до 21 года?» – задается вопросом Николай II. Доктор Федоров честно ему говорит, что не доживет. Считается, что царевич Алексей при той методике лечения был обречен. Его просто гробили врачи: скажем, при ушибе ногу замуровывали в гипс, а это прямо противопоказано.

Вернемся к встрече монархистов Гучкова и Шульгина с Императором. Первый вопрос, заданный им Николаем II, который их потряс, о сыне: «Будет оставлен ему сын или нет?» – «Нет», – отвечают они ему. Получается, что его с сыном разлучают. Николай был к этому готов и пошел бы на это. Но если Алексей не доживет до совершеннолетия, почему последние годы этого больного ребенка должны пройти в разлуке с любимым отцом? «Тогда я переделаю акт», – и Государь идет переписывать акт об отречении в пользу Михаила.

Знаете, что поражает... Гучков и Шульгин подавлены тем, что происходит. Радость куда-то ушла при виде человека, которого они, что называется, допекли. Это же не злодеи какие-то были. Не худшие это были люди, но разные, и впали они тогда в серьезную ошибку, за которую потом все поплатились.

Корр.: Понимали ли они свою роль, что это запечатлеется на их будущем?

О.Георгий: Понимали. Гучков был убежден в чем? Он думал: вот Михаил Александрович сядет на престол, всю эту шваль из Петроградского совета, которая уже стала стекаться, всю эту солдатню благополучно разгонят. Сам он был человеком вообще отчаянной храбрости: за дуэль был уволен из пограничной стражи на Дальнем Востоке, участвовал в Бурской войне. Он был уверен, что Корнилов с помощью одних юнкеров всю эту шпану разгонит, а он, Гучков, приведет всех лучших офицеров в армию на командные посты, и они добьют Германию, и он станет героем. А у Шульгина таких честолюбивых планов не было.

Но вот Николай передает власть Михаилу Александровичу, популярному среди оппозиции, вроде все нормально. А Михаил Александрович совершает нечто неподобающее. Подписывает через два дня свой Манифест, в котором пишет о том, что примет на себя власть, если созванное на основе всеобщего прямого равного тайного голосования Учредительное Собрание выскажется за сохранение монархии. Пока же вся полнота власти – законодательная, исполнительная, судебная – передается Временному правительству.

А если Учредительное Собрание выскажется против, значит – монархии не будет? И вот это решение он принимает сам. Когда Николай II узнал об этом, его первая реакция была: «Кто его надоумил подписать эту гадость?» А надоумила его большая часть членов Временного правительства. И только Гучков и Милюков умоляли его этого не делать, а взять сейчас же власть в свои руки. Уже в мае Гучков и Милюков были выдавлены из правительства, и пошло-покатилось по известной колее.

САМОДЕРЖЕЦ И ЦЕРКОВЬ

Корр.:Насколько достоверны слухи о том, что Николай II предлагал себя в Патриархи?

О.Георгий: Мы этот вопрос изучали в Комиссии подробно. Слух этот распространил Нилус со ссылкой на свидетельство какого-то неназванного архиерея. Думаю, что это неправда.

Корр.: Все-таки Царь в ту пору оставался главой Церкви, и меня особенно поразило, как быстро Синод зааплодировал новой власти в лице Временного правительства: тут же выдал разъяснение, как нужно поминать его на ектеньях...

О.Георгий: Формально они поступили правильно: призвали сохранять верность Временному правительству, поздравили с тем, что наступила пора свободы. Они просто сделали то, к чему приучены были в синодальный период – взяли под козырек.

Корр.:Этот эпизод как раз характеризует систему лукавой самодержавной византийской государственности?

О.Георгий: У нас византийская государственность была в XVI-XVII веках, а потом появилась протестантская система управления – синодальный период. А у них учение о всеобщем священстве. Епископ, пастор в этой системе отношений просто специалисты на этой должности, экклезиологически все равны, все – миряне. Поэтому естественно, что первый мирянин в стране, Государь, является главой Церкви.

А у нас-то иерархия существует, она – глава Церкви. Синод поступил правильно, он сделал то, к чему его приучили. Но, читая это послание, не удается отделаться от удивительного ощущения: 200 лет вся синодальная система славословила Государя и государственную систему, говорили: ну не может Церковь без монархии существовать. А тут ни слова не сказали, что монархия находится под вопросом, что Государь отрекся от престола. А ведь в Синоде были не случайные люди, Император их утверждал.

Корр.: Складывается впечатление, что Церковь в ту пору была чем-то обижена на Государя.

О.Георгий: Для Церкви Николай II сделал много: одних канонизаций за его правление было больше, чем за все предшествующее время правления Романовых. Но ведь Поместный Собор Николай II так и не созвал. Но ладно, Собор не собирал, когда правил, но вот уходя, когда в государстве неразбериха, – почему бы в этот сложный момент не дозволить Церкви самой самоопределиться, необходим или нет Собор. А ведь тут что получилось: Николай ушел, Михаил ушел, а законы остались, и оказалось, что у нас Временное правительство – наполовину масонское, в подавляющем большинстве религиозно индифферентное – заняло место хранителя догматов господствующей веры. Абсурд.

Одно спасение было – в Соборе. И уже в августе при Временном правительстве Поместный Собор открылся, Церковь смогла быстро сообразоваться. Конечно, громадная предварительная работа была проделана во время Николая II, но им, глубоко верующим и благочестивым Царем, Собор не был созван – он опасался этим расшатать устои.

Корр.: Могла ли Церковь с помощью этого Собора как-то воспрепятствовать наступлению большевизма на Россию?

О.Георгий: Собор записал о государственном устройстве только одно пожелание: глава Российского государства, министр просвещения и министр исповеданий должны быть православными. Спрашивается, как на Соборе могли принимать такое решение в декабре, когда у власти уже были большевики и даже наркомата по делам исповеданий не было? Да все дело в том, что участники Собора были уверены, что большевики скоро провалятся.

Корр.: Но не имели в виду, что монархия может вернуться?

О.Георгий: Они уже понимали, что монархии может и не быть, но глава государства все равно должен быть православным. Не можешь баллотироваться в Президенты России, не будучи православным.

Корр.: Кстати сказать, сейчас это постановление Собора в силе? Оно забыто, но ведь его никто не отменял.

О.Георгий: Эти решения не проводились в жизнь. Позднее Собор 1945 года принял новый Устав церковного устройства, исходя уже из существующей практики. Ну а сейчас мы живем по уставу Собора 1988 года. Он уже развивается в направлении постановлений Собора 17-18-х годов, но еще далек от них. Мы нуждаемся в серьезном Поместном Соборе для того, чтобы изменить очень многие принципы управления нашей Церкви как на приходском уровне, так и на уровне высшего церковного управления. Но в ближайшем будущем этого не предвидится, к сожалению.

РАСПУТИН

Корр.: Был ли все-таки Распутин православным старцем, пусть и очень неординарным?

О.Георгий: В Царскую Семью старцев приводили не раз – Царица искала представителя народной религиозности. Ну что это – придворное духовенство, а вот народ – это подлинное, – ей живой веры хотелось. Но эти старцы приходили и уходили. Распутин же сказал, что вот я помолюсь, и царевичу Алексею легче будет. И действительно, мальчику становилось лучше. У нее возникло ощущение, что Распутин должен быть постоянно рядом, чтоб он в любой момент помог.

Тут нужно обратиться к самой личности Императрицы Александры Федоровны. Она, немка, лютеранка по воспитанию, очень быстро приняла православие – причем не формально только, внешне. Но недаром она была еще и доктором философии. В сознании у нее возникает мифологема о Царе и Пророке, которая могла возникнуть так быстро только в голове у иностранца. Будто в России сохраняется самобытная форма государственности, первоначальная теократия, когда помазанный на царство Государь правит православным народом, но связи Царя и народа мешают аристократия и бюрократия. А пророк – это вот этот самый русский мужик, старец, которого все поносят, от которого все шарахаются. Ей же, как матери, открыта эта тайна. Господь привел к ней из народной среды человека: невежественного, малограмотного, но который обладает такой силой веры, что даже облегчает страдания царевича. Значит, через этого народного подвижника Господь может и исцелить ее сына.

Поэтому же с Распутиным надо советоваться по разным вопросам, в том числе государственным, кадровым.

Корр.: Неужели же в Царской Семье были неизвестны те слухи о Распутине, которыми полнилась Россия?

О.Георгий: Александра Федоровна была человеком умным и понимала, что хоть, может, эти факты и неправда, но за ними что-то стоит. Но есть воспоминания о том, что она читала фундаментальное исследование о русских юродивых, в котором подробно рассказывалось о том, как подчас юродивые ходили к блудницам, голые ходили. Она пыталась, по-видимому, объяснить поведение Распутина именно этим. Так она до конца дней и не смогла понять, что это была жуткая подделка.

Ко всему этому ведь Распутин был еще и великий актер. При дворе он вел себя совсем не так, как в ресторанах. Он дошел до чего – брал уроки у профессиональных гипнотизеров.

Это уже только во время Первой мировой войны он будет продвигать своих людей грубо, а поначалу он был очень деликатен. Он был человеком совершенно дремучим, но, видя его влияние, нечистоплотные политиканы пытались заручиться его протекцией. Причем он был достаточно бескорыстен. Его секретарь Симанович сделался миллионером, а после него осталось несколько тысяч. То есть на Распутине были заработаны громадные деньги. Он этого не ценил, это был человек иного калибра. Тут дело было в ощущении собственной власти. Его влияние, конечно, было специально преувеличено оппозицией, чтобы создать антиправительственную истерию. Но влияние у него действительно было.

Император, конечно, знал эти анекдоты в народе о Распутине, сильно переживал и делал попытки убрать Распутина из Петербурга. Но мир в семье был для него дороже. Показательно, что когда Царь был в ставке, они с императрицей переписывались каждый день, и она могла написать, что прежде, чем принимать решение на военном совете, причешись гребешком старца, – в ее письмах Распутин упоминается где-то 240 раз, а в письмах Императора чуть больше двадцати.

Распутина очень не любила старшая дочь Ольга Николаевна. Она даже не была на его похоронах. Она не могла простить ему расстройства своего брака с великим князем Дмитрием Павловичем, клеветнически обвиненным Распутиным в содомии.

И когда Распутин был убит – ведь было совершено преступление, и надо было отдавать под суд убийц. И в этот момент Великая Княгиня Елизавета Федоровна прислала телеграмму родителям одного из участников заговора: вы должны гордиться патриотическим поступком вашего сына. Вот до чего довел «старец» святую, какой он вызывал ужас у нее.

Корр.: Говорили, что будто бы Распутина захоронили без отпевания?

О.Георгий: Похороны были жуткие. Никто не хотел отпевать Распутина. Но нашелся-таки епископ Исидор Колоколов – занятная фигура. Он довольно быстро стал архиереем, потом открылись некие грехи, его отправили в отдаленный монастырь. Он пытался выбраться оттуда и дошел до Распутина, который помог ему вернуться к епископскому служению. Вот он и согласился отпевать.

Корр.: Все же эта история с Распутиным производит тяжкое впечатление. Обсуждала ли это комиссия?

О.Георгий: При рассмотрении вопроса о возможности канонизации Царя Николая была составлена даже специальная историческая справка, может ли это быть препятствием. Решили, что не может, хотя, конечно, Распутин не благодатный старец, это заблуждение.

ЭПОХА ДУХОВНЫХ ОБОЛЬЩЕНИЙ

Корр.: Можно ли говорить о том, что при рассмотрении вопроса о канонизации вообще не играет никакой роли то, как Николай II правил страной и каковы были последствия его правления?

О.Георгий: Это играло бы большую роль, если бы речь шла о прославлении его как благоверного Государя. Надо помнить, что Николай II был воспитан Победоносцевым в убеждении, что он получил от отца, которого он чтил, страну в идеальном состоянии, которая идет самобытным путем, сочетая свою уникальность с быстрой модернизацией экономики. И ничего не надо менять в политической системе. Если бы не убийство Александра II, то Александр III провел бы до конца его реформы. Александр II понимал, что нужно заставить образованное общество от критиканства перейти к делам, элиту общества привлечь к сотрудничеству с государством. Если бы это было сделано, то Николай II получил бы страну, которая не только экономически модернизировалась, но и политически была бы достаточно модернизирована. Тогда он был бы идеальным конституционным монархом, который прожил бы свою жизнь в счастье и покое.

Но все свершилось так, как свершилось. Николай II, по сути своей не будучи царем-реформатором, понимал, что без модернизации не обойтись, и мучительно шел по этому пути. Проблема заключалась в том, что у нас не только революционеры-экстремисты, но и либералы были убеждены, что с этим государством сотрудничать невозможно.

Сейчас многие считают, что если бы Государь перестрелял кого-то, если бы предпринял какие-то радикальные шаги – революционеров всех перевешал, либералов всех в тюрьмы заточил, Думу разогнал, – то все было бы прекрасно. В представлении таких людей Государь – это такой допотопный Царь-Горох, который сидит на троне и командует. Нет, монархия и государство в России начала века модернизировались огромными темпами. Ведь действительно в России были возможности, чтобы к 1940 году выйти на первое место в мире по всем основным экономическим показателям. Для этого нужны были политические реформы, и такой человек с программой реформ был – это Столыпин. Он не только принял как данность Государственную Думу, он понимал, что монархия в России могла быть только конституционной. Поэтому он с и Думой работает, поэтому и законы соответствующие принимает, и систему самоуправления распространяет. Столыпин был монархистом, но он понимал, что сохранение монархии предполагает модернизацию политической системы России. Для меня один из главных грехов Николая как Государя тот, что он, дав возможность Столыпину начать эти реформы, в какой-то момент перестал его поддерживать. Произошло это потому, что ему постоянно говорили, будто Столыпин подрывает исконные национальные начала русской государственности. Столыпина поддерживал очень узкий круг политических сил, только «Союз 17 октября» и крохотная партия русских националистов. Крайние правые были против Столыпина и больше ему вредили, чем левые. Левые бомбами в него бросали, а крайние правые в Государственном Совете тормозили его законопроекты и Государя настраивали против него. В результате столыпинские реформы не завершились.

Та эпоха была временем всеобщего обольщения и заблуждения. Чувство духовной исторической трезвости было потеряно подавляющим большинством людей, и очень многие за это поплатились. Поплатился за это и Государь. Надо трезвиться и молить Господа о вразумлении, чтобы мы смогли извлечь из этого верные уроки. И дай Бог, чтобы канонизация Царской Семьи стала основанием для покаяния за тот тяжкий грех, который лежит на всех нас, за все произошедшие в начале века кровавые события.

Беседовал И.ИВАНОВ.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru