|
Из Чердыни в Печорский край С 3 по 19 июля православные следопыты Республики Коми совершили экспедицию по торговым
путям из Чердыни в Печорский край. Четырнадцать участников экспедиции прошли тем самым волоком, соединяющим верховья Камы с верховьями Печоры. Именно этим путем ходили Пермские епископы Филофей и Иона крестить Пермь Великую. После этого Усть-Вымские
епископы стали называться Великопермскими.В Ныробе следопыты посетили место заточения первого мученика царственного рода Романовых, боярина Михаила Романова – родного дяди первого царя Михаила Романова, принявшего мученическую
кончину от рук приспешников Бориса Годунова. Об экспедиции рассказывает ее руководитель Сергей Таскаев: – В ходе экспедиции, осуществленной по благословению владыки Питирима, мы посмотрели, как шла
христианизация Усть-Вымскими епископами-просветителями у нас, в Коми, и в Перми Великой. В то время Чердынь была столицей Великой Перми. Этот город, насчитывающий почти тысячелетнюю историю, стоит на старинных торговых путях, соединяющих верховья Волги с
верховьями Печоры, Вычегды, Сысолы.
В ЧердыниМы посмотрели два торговых
пути. Путь экспедиции составил примерно 600 километров, из них 120 километров мы прошли пешком. Начинали и заканчивали свой маршрут в Якше Троицко-Печорского района, которая стоит на Печоре. Вначале мы пошли старым торговым трактом из Якши через
Чусовское, Ныроб до Чердыни, а возвращались из Чердыни через Ныроб, Петрецово. Раньше оба торговых пути использовались как зимники. Кругом болота, леса. В настоящее время эти дороги в основном используются охотниками и рыбаками. Эти
места были издревле территорией, где встречались две стихии – коми и русского народов. Здесь и по сей день много смешанных семей, то есть муж, допустим, с Припечорья – коми, а жена с Камы – русская, и наоборот. Припечорье до Якши раньше входило в состав
Чердынского уезда, и люди, используя старые торговые пути, по-прежнему ходят в гости друг к другу. БОЖИЯ МАТЕРЬ ПОМОГЛАНадо сказать,
что вся наша экспедиция чудесным образом оказалась под покровом иконы Владимирской Божией Матери. Произошло это, думаю, потому, что до этого мы восстанавливали храм в Усть-Куломе в честь иконы Владимирской Божией Матери. Во время традиционного
православного лагеря следопытов в Ульяновском монастыре, который проходил с 20 по 30 июня, сто шестьдесят следопытов со всей республики трудились не только над возрождением этой древней обители, но и полностью восстановили алтарь храма.Полностью очистив цоколь храма от грунта, заплатив за использование бульдозера и крана, с их помощью расчистили всю территорию вокруг храма. Программа помощи Троице-Стефановскому Ульяновскому монастырю и храму в
Усть-Куломе называется “Путь ко спасению души”. На этот раз в лагере работали и трудные подростки, направленные комиссией по делам несовершеннолетних, двадцать детей таких было, и дети-сироты. Думаю, это как-то поможет им найти себя. Некоторые из них
крестились. Но вернусь к началу нашей экспедиции. Божья Матерь чудесным образом помогала нам выходить из самых сложных ситуаций. Когда мы приехали в Якшу, нам отказали в машине, хотя до этого с администрацией была
предварительная договоренность. Вся экспедиция оказалась под вопросом. И вдруг видим: стоит машина на горе. Спрашиваем: “Куда вы едете?” – “Мы едем в Верхнюю Колву”. Довезли нас почти бесплатно. А договаривались мы за немалые деньги с совершенно другой
машиной. Когда выходили с маршрута, кругом горели леса. Фронт огня шел с Пермской области и со стороны Якши, вокруг сплошной дым. Нас никто не встречает, хотя и в этот раз была договоренность, что нас встретят. Навстречу нам
попадаются рыбаки, которые дают нам мотоцикл, мы едем до первой лесной делянки, там договариваемся с машиной, которая вывозит нас, и мы вовремя успеваем на свой автобус (билеты у нас были куплены заранее до самого Сыктывкара). То есть мы опять чудесным
образом с помощью совершенно посторонних людей выезжаем из глухой тайги. И таких случаев было очень много. По пути в населенных пунктах знакомились с местными батюшками. В Ныробе познакомились с о.Федором. Очень активный батюшка,
восстановил древний каменный Никольский храм, которому триста лет, сейчас восстанавливает трапезную, гостиницу при храме. Храм уникален, имеет удивительную историю. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ
ДНЕЙКогда после смерти Иоанна Грозного и его сына к власти пришел Борис Годунов, он хитростью постарался убрать всех своих конкурентов, которые имели больше прав на царский престол, чем он. В числе
главных претендентов на царство были племянники царицы Анастасии – первой супруги Иоанна Грозного, сыновья ее брата Никиты Романова – Федор, Василий, Иван, Александр и Михаил. Чтобы расправиться с ними, Борис подговорил своего родственника Семена
Годунова – казначея Романовых – подбросить мешок с кореньями и травами в дом к братьям, а сам через своих судей обвинил их в том, что они хотят извести его чародейством.По приговору суда в 1600 году старшего брата, Федора Никитича,
царь приказал постричь в Сийском монастыре в монахи под именем Филарета. Позднее Филарет станет Патриархом Руси, а его сын Михаил – первым царем рода Романовых. С остальными братьями Борис расправился гораздо суровее: Василия и Ивана приказал сослать в
Пелым, Александра – к берегам Белого моря, а для Михаила избрал глухую деревушку Ныробку, затерявшуюся на Печорском волоке среди лесов и болот Чердынского края. В этой ссылке выжили только Филарет и Иван, а остальные три брата не пережили и года
тяжелейшей ссылки. Когда в сентябре 1600 года стрельцы привезли в Ныробку Михаила, в этой деревне было всего шесть домов. Рядом с деревней стрельцами была выкопана небольшая яма, в которой почти год провел в заточении молодой боярин
Михаил, закованный в трехпудовые кандалы. По сути, он заживо был погребен в этой яме – стражники обязаны были стеречь его до самой смерти. Сверху яма была закрыта деревьями, и оставлена только маленькая дырка. Ныробцы из поколения в поколение до сих пор
передают подробности о тех бесчеловечных муках, которые выпали на долю узника. Яма была не оборудована, только земля и глина. Встать в полный рост было нельзя, нужду Михаилу приходилось справлять здесь же, в яме, где он и спал. Когда начались морозы,
стражники стали давать ему дрова для костра, но огонь разводил грязь от растаявшей земли и снега, а дым разъедал глаза. В таких нечеловеческих условиях Михаил уповал только на Бога и молился. Так пережил зиму. Тяжелые кандалы натерли ему незаживающие
язвы, одежда вся изодралась. Целыми днями Михаил до изнеможения молился Богу, засыпал и просыпался с молитвой, которую слышали местные жители. Стражники постоянно пили, притесняли ныробцев, у которых жили на постое, и чтоб Михаил
быстрее умер, стали морить его голодом. Но местные жители уже поняли, что он никакой не бандит, стали жалеть его и приносить ему пищу. И один из ныробцев донес страже – тогда пятерых мужиков по приказу царя выслали в тюрьму в Казань, где их пытали, и
один под пытками умер. Решив заморить узника, стражники пищу приносили сперва через два дня, потом еще реже, а потом совсем стали “забывать” приносить, но он все жил и молился. Тогда они не выдержали и по приказу своего командира
пристава Тушина в один из августовских дней 1601 года собрались возле ямы все вместе, пристав спустился в яму и задушил Михаила. Когда он, запыхавшийся и бледный, вылез из ямы и сказал, что боярин преставился, это видели местные жители. За этот “подвиг”
Тушин был назначен царем воеводой в Туринск. Похоронили Михаила Романова в нескольких метрах от ямы, где росли кедры. Стрельцы уехали, а ныробцы почти сразу стали молиться узнику как своему святому заступнику, безвинно пострадавшему
от рук наемных убийц. Видимо, для почитания его как святого были серьезные причины. Уже в следующем, 1602 году над ямой благодарные ныробцы
соорудили небольшую часовенку, а потом храм (на снимке – крест на ее фундаменте, она сейчас разрушена). Когда к власти пришел Лжедмитрий, расправившийся с Борисом Годуновым, тело Михаила перенесли в Московский Новоспасский монастырь. Случилось это в 1606
году. Мощи страстотерпца после пяти лет пребывания в земле оказались совершенно нетленными. После кончины страдальца к его яме, кандалам, которые остались в Ныробке и стали исцелять всех от болезней, началось настоящее паломничество.
Четверо изможденных ныробских мужиков были возвращены из казанской тюрьмы в родную деревню уже при царе Василии Шуйском в 1607 году. А в 1613 году, когда на престоле сидел Михаил Романов, чердынские купцы, возвращаясь с Бухонина
волока, который ведет на Вычегду в версте от Ныробки, увидели икону Николая Чудотворца, стоявшую на пне. Дважды явленный образ относили в Чердынь, и дважды он возвращался на место своего явления. Весть об этом чудесном событии достигла царя Михаила
Романовича, который приказал воздвигнуть в Ныробке церковь над могилой своего дяди и сам послал для нее сосуды и ризы, определив туда двух священников. Со временем глухая деревушка Ныробка превратилась в зажиточное село. Тысячи людей приходили помолиться
над темницей узника, приложиться к его цепям, явленной иконе. ЧЕРДЫНЬОковы Михаила Романова до сих пор хранятся в Чердынском краеведческом музее. К трехсотлетию Дома Романовых специальная комиссия подтвердила подлинность этих оков. Мы их видели, каждый
прикасался к этим оковам. Гигантский ошейник, замок, цепи. Когда проходила экскурсия, мы попросили разрешения у музейщиков сфотографирововать эти оковы. Можете себе представить: у двух фотоаппаратов не сработала вспышка! Сколько бы мы ни щелкали, вспышки
не срабатывали, а когда мы вышли из музея, вспышки как ни в чем не бывало снова заработали. Патриарх Алексий II обращался недавно с просьбой передать оковы страстотерпца Михаила в Новоспасский монастырь, где находятся его мощи, но музейщики отказали,
объяснив, что это историческая реликвия, на Михаила кандалы надевали только “поносить”, а принадлежат они по-прежнему государству.Очень много интересного мы узнали в чердынском музее, которому в этом году исполнилось сто лет. Мы
работали там в архивах и в библиотеке. Чердынский музей в одном из храмов, которых в Чердыни сохранилось немало, создает свой филиал, своеобразный церковно-археологический кабинет, полностью посвященный православию. Его открытие планируется к Покрову.
Чердынь раньше считалась одним из крупных торговых и экономических центров на Севере. Город старинный, весь из старинных купеческих особняков. Многие здания находятся в плачевном состоянии, но те, что используются для хозяйственных нужд,
выглядят еще сносно. Исторический облик города остался практически таким, каким был до революции, почти все храмы сохранились. Восстановлен уникальный старинный храм, который был при женском монастыре Иоанна Богослова. Все храмы потихоньку
восстанавливаются, но, к сожалению, в одном из них до сих пор находится Дом культуры, проводятся дискотека и разные вечеринки. Храм совершенно целый, на куполах стоят кресты, колокольня прекрасно сохранилась, а внутри под крестами молодежь пляшет – мы
были этим просто потрясены. * * * Колва, Вишера, Вильгорт, Березовка... В верховьях Камы очень много знакомых коми названий – такое впечатление, что водораздел между Волгой и Печорой служит зеркальным отражением в
топонимике. Очень много выходцев мы нашли там из Усть-Куломского района. Происходило постоянное движение людей не только из Печоры, но и из Немы. Для некоторых коми, живущих на той стороне, мы даже брали землю с родины и иконочки –
люди были нам за это очень благодарны. Записал Е.СУВОРОВ От редакции: По народным легендам, подтвержденным несколькими документами, в роду Романовых был еще один страстотерпец – также Михаил, старший брат Петра I. Приняв смиренно отстранение от престолонаследия, он, по версии некоторых историков, скрывался со староверами в Керженце и принял «огненную смерть» в срубе. Об этом – в следующем выпуске газеты...
eskom@vera.komi.ru
|
|