БЫЛОЕ


(Продолжение. Начало в № 365)

НЕУСЫПАЕМАЯ МОЛИТВА

(письма Епископа Афанасия (Сахарова) в Устьсысольск)

“Родной мой Ленюшка”

– Он был веселый человек – улыбается Леонид Иванович, вспоминая епископа Афанасия (Сахарова), – шутки иногда шутил.

Например, помидор спрячет за спиной и спрашивает свою послушницу Ольгу Васильевну: “Ну-ка, Васильга, в какой у меня руке помидор, угадай”.

Он как маленький становился. Как святые. Почему он Ольгу Васильгой звал? Это по-коми означает дочь Василия. Она с владыкой познакомилась, когда он у нас срок отбывал.

Мы часто отправляли ему посылки, старались поддержать, подсластить жизнь. Помню, положили апельсины, их у нас тогда много продавалось – израильских. Чтобы посылку не разграбили, написали, что отправляем картошку. Владыку развеселило наше “хитроумие”, он написал: картошка с одного боку помялась.

Ездил я к владыке Афанасию четыре раза. Мы с ним в церковь вместе ходили. Он говорил: “Ты больной, я старый – можем посидеть”. Учил, в каких местах на службе нужно вставать. В какие моменты. Когда “Достойно есть...”, “Иже херувимы...”, “Отче наш...” поют. Жил он в Петушках, в 120 км от Москвы. Я провожал его на прогулки – хулиганов много было. Он меня благословлял. Маленький такой крестик делал. Чтобы не видели те, кому не следует.

Разговоры у нас были простые. Один раз спросил:

– Как твоих предков звали?

– Иуда, Андрей, Петр, Иван.

– Апостольские имена у тебя, – улыбнулся владыка.

Другой раз Васильге говорит, кивая на меня:

– Он мастер делать табуретки.

– Нет, не умею ничего, разве что мышеловки, – попытался я отбиться.

– Если ты в одном мастер, то и остальное сможешь, – заверил меня владыка и сказал: “Мне маленький табурет нужен, чтобы в ванну помещался и можно было сидеть”.

Весь день трудился, пот льется. Наконец сделал.

– Ну, молодец, – говорит, – Леня, порадовал старика.

* * *

af7.jpg (6716 bytes)
Епископ Афанасий в лагере,
Кемь, 1929 год.

Читаю письма епископа Афанасия к Леониду Ивановичу. Эти строки принадлежат человеку, который около 30 лет провел в самых страшных тюрьмах и лагерях. Много больше, чем, например, Шаламов. Но ни тени озлобленности, разочарования в людях мы у владыки не найдем. Как вошел он в ад с добрым сердцем, таким и вышел. Какая потрясающая разница с письмами неверующих, которые хлебнули того же лиха!

5 сентября 1955 г.:

“Милость Божия будет с Вами, раб божий Леонид.

Да благословляет Господь Ваше намерение уединиться в келию покойного отца Дамаскина и потрудиться там трудом молитвенным. Только не назначайте себе большого правила. У Вас, как я слышал от о.Дамаскина, хороший батюшка – о.Владимир. С ним чаще советуйтесь. Лучше малое со смирением и за послушание, чем многое самочинно и с самоуслаждением. Великий Оптинский старец, схиархимандрит Исаия, в юности, живя в миру, готовился к монашеству и подвижничал. Так, он ежедневно полагал по 1000 поклонов. Когда он поступил в Оптину пустынь, он сказал об этом великому старцу схииеромонаху Льву. Старец дал ему послушание полагать ежедневно по 50 поклонов. Через некоторое время о.Исаия говорит старцу, что ему трудно исполнять данное послушание. О.Лев велел полагать по 25 поклонов. Прошло еще некоторое время, и о.Исаия говорит старцу, что ему трудно исполнять и это правило. “Я не могу понять, – говорил о.Исаия, – почему мне тяжело полагать и 25 поклонов, когда в миру я полагал по 1000”. Старец объяснил: “В миру тебе враг помогал. Ты полагал по своей воле много поклонов и гордился, а теперь ты совершаешь поклоны не по своей воле, а за послушание, видишь свою немощь и смиряешься, от того тебе и трудно”.

И Вы, брат Леонид, с одной стороны, взявшись за дело, не озирайтесь назад. Задняя забывая, устремляйтесь в передняя, стремитесь к почести вышняго звания. Но, с другой стороны, не забирайтесь сразу слишком высоко, не берите на себя слишком больших подвигов, бойтесь помощи врага.

Опытный путник, отправляясь в дальнюю дорогу, не начнет с быстрого бега, а пойдет сначала самым тихим шагом, чтобы не скоро утомиться. Так и в духовном деянии. Отцы советуют во всем поступать мерою и числом. А самое главное – смирение и сознание своего недостоинства. Не спешите стать старцем, оставайтесь побольше юношей.

Господь да наставит, и да не оставит Вас.

Призываю на Вас Божие благословение. Спасайтесь о Господе.

О.Дамаскина должны помнить иеромонахом. Он не был схимником.

С любовью, богомолец Ваш епископ Афанасий”.

Без даты:

“Относительно келии: хорошо уединение, но мир и любовь с окружающими дороже всего. Посему не огорчайся и все со смирением потерпи Господа ради. Наипаче храни клеть сердца своего. Никогда не унывай, не падай духом, ни на кого не обижайся. Верь и надейся, что Господь к лучшему все устроит”.

28 февраля 1956 г.:

af10.jpg (7111 bytes)
Епископ Афанасий. 1954 год.
В Зубово-Полянском
доме инвалидов

“Милость Божия буди с Вами, дорогой мой Ленюшка!

Сердечно приветствую Вас и всех дорогих моих устьсысольцев с приближающейся святой Четыредесятницей...

Простите меня, родные мои, что долго не писал. То немощи, то слабость, а главное – нужно было исполнять некоторые поручения Патриархии. Едва сегодня закончил все, а завтра еду в Москву на заседание. Поэтому простите меня, дорогие мои, что и сейчас пишу кратко.

Получил две посылки: одну от Лени, другую от Ольги Васильевны. Пришла и третья, которую завтра получат без меня.

Всех горячо, сердечно благодарю и молю Бога, чтобы Он возблагодарил моих благодетелей”.

16 сентября 1957 г.:

“Милость Божия буди с Вами, родной мой Леня...

Вас сердечно благодарю за память, за Ваши хлопоты и труд писания писем.

Помню и я мать Агнию. Приветствую ее с новым для меня именем. Спасайся, мати, во ангельском чине.

Хотел бы знать, какие она имеет последние сведения о владыке Аввакуме. С любовию вспоминаю всех, кто тогда, больше тридцати лет назад, составляли наше Усть-Сысольское братство, умиляюсь воспоминаниями о нашем молитвенном общении. Мало осталось из нас в живых. Царство Небесное усопшим.

Благодарствую, богомолец Ваш епископ Афанасий”.

28 февраля 1958 г:

“Милость Божия буди с Вами, родной мой Леня!

Сердечно приветствую Вас и всех моих сыктывкарских друзей и благодетелей со святой Четырехдесятницей. Господь да поможет Вам как должно провести святой пост и радостно встретить Светлое Христово Воскресение.

Усерднейше прошу всех Вас, мои дорогие: ради дней покаяния и прощения простите меня, грешнаго. Мысленно земно кланяюсь Вам и прошу: простите. Столько любви, внимания и заботы оказываете Вы мне, а я так редко пишу вам. Мои стариковские немощи тому причина.

Вашу посылочку, Леня, я получил месяц тому назад, 27 января, посылочку Ольги Васильевны получил 1 февраля, Александры Николаевны – 6 февраля и только сейчас собрался Вам написать.

Простите, простите, простите. Простите и за то, что не каждому порознь пишу. Уж Вы, родной мой Леня, поблагодарите за меня всех. Скажите, что о всех с любовию и благодарностью всегда памятую, всех молитвенно поминаю, каждый день и в Вашу сторонку благословляю.

Посылаю несколько священных изображений. Разделите их, кому что понравится.

Простите и за то, что и сейчас пишу кратко. Не обижайтесь на немощного старика. А Вы сами пишите, не дожидаясь от меня ответов.

Да хранит всех Вас Господь. На всех призываю Божие благословение.

Спасайтесь о Господе.

Благодарный богомолец Ваш, епископ Афанасий.

P.S. У нас сильно болела матушка Маргарита. Но сегодня уже была в церкви. Все Ваши здешние знакомые Вам кланяются”.

* * *

Ответ на вопрос устьсысольцев, не ждать ли скоро конца света в связи с тем, что безбожники творят чудеса, а архиереи онечестивились.

Без даты:

“Блюдите, како опасно ходите. Дние лукави суть. Не только при конце века восстанут лжехристи и лжепророки.

Враг с первых веков христианства высылал и высылает слуг своих, облекая их силою творить ложные чудеса, во лжи прельстити еще, возможно, и избранных.

Из житий святых мучеников мы знаем, что и языческие маги творили нечто подобное чудесам и во дни апостолов Симон волхв совершал многое, что поражало и удивляло людей.

И тот “чудотворец”, который остановил облака, – не из тех ли, которые чудеса творят, но не Божией силою? И многое, соблазняющее в деятельности и поведении пастырей и архипастырей. Но когда не обуревалась Святая Церковь?

Корабль Иисусов не захлестнут никакие волны. Только надо быть на этом корабле, надо держаться его. “Вне церкви нет спасения. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец”, – говорили святые отцы.

Мы, православные, веруем во едину святую Православную Церковь. Членами Церкви состоят и грешники, чающие оправдания. В ней могут быть и недостойные иереи, и архиереи. Но благодать в Церкви Божией подается не от самих архиереев и иереев, хотя бы и недостойных. За недостойных пастырей Господь посылает совершать таинства Ангелов своих.

Православных русских архиереев и священников признают все восточные патриархии, вся Вселенная Святая Соборная Церковь. Где же нам еще искать православия?

Будем смиренно, в простоте сердца держаться того, чего держались.

Но Христос отверг искушение, ибо Ему не нужны были последователи, которые пошли бы за Ним, пораженные чудесами. И после Он со скорбию укорял тех, которых увлекло за Ним чудесное насыщение хлебами.

Современное передвижение гор, перемещение водных пространств – это совсем не те чудеса, о которых говорил Христос. Это чудеса техники, знание законов природы, знание, которое открыл людям Господь.

О дне же и часе – никто же весть. И никто не знает, близок ли он или далек. И от самих людей зависит, ускорить его или отдалить.

Если бы в Содоме и Гоморре нашлись десять праведников, Господь пощадил бы эти зело согрешившие города. Верю, что в русском народе много больше 10 благоговейно верующих.

Некогда Илия Пророк просил смерти, ибо казалось ему, что он один остался из слуг Бога истиннаго. Но ему было сказано: “Семь тысяч не преклоняли колен пред ваалом”.

Нам не должно высчитывать, когда придет день Господень. Нам должно вести себя всегда так, чтобы всякий день, всякий час, всякую минуту быть готовыми услышать: “Се Жених грядет. Исходите в Сретение Ему”.

Непоминающие

Разбирая письма, полученные Леонидом Ивановичем от епископа Афанасия, я нашел послание, в котором владыка, обращаясь “к одному лицу”, призывает своих духовных чад начать посещать храмы. Здесь же епископ Афанасий рассказывает о своих разногласиях с митрополитом Сергием (Страгородским). Но для того, чтобы понять, о чем идет речь, нам придется вновь вернуться в 1922 год, к началу хождения владыки по мукам.

* * *

Именно тогда, в 22-м, вскоре после того, как вл. Афанасий стал епископом Ковровским, викарием митрополита Сергия (Страгородского), началась драматичная история их отношений, приведшая к разрыву.

Сразу после ареста Патриарха Тихона в 22-м владыка Сергий перешел к обновленцам – этим “красным попам”, на время захватившим власть в Церкви. И вот как вышло. Правящий архиерей примыкает к еретикам, а викарий – епископ Афанасий – с обновленцами борется и оказывается в тюрьме.

Затем, правда, митрополит Сергий искренне в своем проступке раскаялся и вновь был принят православными в общение.

Второй раз судьбы митрополита Сергия и епископа Афанасия пересеклись еще более тесно – теснее не бывает. В 1927 году они оказались вдвоем в одиночной камере Московской внутренней тюрьмы. Митрополита Сергия обвинили, что он создал церковную группу для того, чтобы избрать самого авторитетного архиерея того времени – владыку Кирилла (Смирнова) – в Патриархи.

И вновь владыка Сергий не устоял. В то время большевики решали вопрос: как найти архиерея, который подпишет Декларацию о верности советской власти? Первым предложение получил владыка Кирилл. Узнав, что ему придется помогать безбожникам расправляться с неугодными священнослужителями, митрополит ответил одному из вождей ОГПУ: “...Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь”.

А вот владыка Сергий на условия чекистов согласился. В результате он – глава “заговора” – покинул одиночную камеру, чтобы занять высокий пост, а его младший “подельник”, епископ Афанасий, получил срок – 3 года Соловецких лагерей. Нелепая, печальная ситуация.

За несколько дней до подписания Декларации страшное землетрясение произошло в Иерусалиме. Очень сильно пострадал русский собор – главный наш храм на Святой земле. Средний купол рассекла глубокая трещина. Один из малых куполов погнулся. Повреждения получил храм Гроба Господня. Монастырь Иоанна Крестителя на берегу Иордана оказался совершенно разрушен.

Крупный богослов, человек, всей душой болеющий за Церковь, митрополит Сергий имел одну принципиальную черту. Для него Церковь как организация была, наверное, выше христианства – его апостольского, соборного духа. Это заблуждение пришло к нам из католицизма еще в XVIII веке и завоевало себе немало умов. Но ко времени революции у нас появилась целая плеяда архиереев, священников, глубоко православных по духу, будто шагнувших к нам из старой дониконианской и допетровской Руси. Их столкновение с Сергием было неизбежно, и чем выше он поднимался, тем серьезнее становился конфликт. Замечу, что как человека владыку Сергия многие, очень многие любили, и он многих любил. Спор шел об идеалах.

* * *

Но не подписание Декларации стало причиной разрыва митрополита Сергия со старыми товарищами.

Дело в том, что под давлением ОГПУ владыка Сергий как бы узурпировал место главы Русской Церкви. Право на первенство имели по завещанию Патриарха Тихона митрополиты Агафангел (Преображенский), Кирилл (Смирнов), Петр (Полянский). И лишь потом как заместитель владыки Петра возглавить Церковь мог митрополит Сергий. Но когда трое старших оказались в узах, пробил его час.

Временную власть митрополита Сергия все признали, но затем он повел себя странно. Сначала отказался уступить место митрополиту Агафангелу, вышедшему на свободу. А затем дал понять, что и владыка Петр, признанный всеми Первоиерарх, для него не указ. Только после этого с заместителем Первоиерарха разорвали отношения виднейшие наши архиереи того времени – несколько десятков православных вождей.

А митрополит Сергий в это время верил в свою энергию, в свою способность провести Церковь через Русскую Катастрофу. Мне кажется, он не был властолюбив. Но, быть может, полагал, что благородная цель оправдывает сомнительные средства. История жестоко посмеялась над этими иллюзиями.

Современный публицист Юрий Милославский сравнил недавно поведение митрополита Сергия с той страшной ночью, когда апостол Петр трижды отрекся от Христа. Деятельнейший человек, с оружием в руках встретивший солдат, которые пришли за Спасителем, святой Петр и далее не мог уняться. Проник в двор того дома, где заключен был Иисус, планировал, надо полагать, побег Господа из уз. И прагматично, в “интересах дела” отрекся. И лишь когда трижды пропел петух, понял, что совершил. Есть основания полагать, что и у владыки Сергия было свое прозрение. Что под конец жизни он понял, в чем ошибался, и умер, отмеченный печатью какого-то скорбного величия.

На эту тему можно долго говорить, спорить. Хочется лишь добавить, что мы, живущие ныне, не имеем права на суд. Спустя годы после смерти Сергия (Страгородского) епископ Афанасий, человек, который выстрадал свое право предъявлять какие-то обвинения, напишет:

“И я, грешный, иногда осуждаю других, остающихся не в изгнании. Но может ли кто поручиться за меня, могу ли я поручиться за себя, как бы поступил я, не будучи в изгнании?”

* * *

Послание владыки Афанасия к духовным чадам о необходимости примириться с патриаршей Церковью мы решили сегодня предложить вниманию наших читателей. В последние годы тема, которая в нем поднята, вновь приобрела большую актуальность.

В.Григорян

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru