ОТЧИНА МОЕ ОНЕЖЬЕ Необычный «десант» преподавателей, плотников, каменщиков высадился 12 августа в отдаленном уголке Княжпогостского района Республики Коми – в селе с красивым названием Онежье. Люди приехали из Казани, Москвы, Петербурга и Ленинградской области, чтобы помочь восстановить здесь православную жизнь. До конца августа им предстоит восстановить печное отопление в здешнем Богородицком храме, построить баню... Но первым делом, как раз на праздник Преображения, они установили поклонный крест на месте разрушенной часовни. Добровольные помощники приезжают в Онежье уже не первый раз. В июне здесь были студенты Ухтинского технического университета, которые совместно с общиной храма разрабатывает проект возрождения и комплексной застройки села, восстановления памятников истории, культуры и архитектуры. Эта жизнеустроительная программа, по словам секретаря онежской общины Дмитрия Алексеева, одобрена Главой Республики Коми Ю.Спиридоновым и должна показать всем, что возрождение «неперспективных» сел возможно даже в наше время... Сам Дмитрий – ухтинец, горожанин. Но, как говорится, прикипело сердце к этим благодатным местам. Здесь он купил дом, перевез своих родителей. Он же и организует «десанты» помощников на восстановление храма. – Та группа, что сейчас приехала, давние мои друзья, – рассказывает Дмитрий. – Нынешним летом мы вместе проживали в ежегодном летнем православном поселении сообщества «Диалог» под Приозерском Ленинградской области. Организован он был подворьями Коневецкого и Валаамского монастырей. Многие приехали с семьями, в том числе и священники. Например, отец Виктор из Петербургского Серафимовского прихода привез и матушку свою, и двух детей. Каждый день служились молебны. Хорошо было... А потом, когда лагерь закончился, решили не расставаться – пригласил я всех желающих к нам в Онежье поработать. Многие согласились. Места-то здесь, и вправду, хорошие, и храм – один из красивейших в Коми. В июне сюда назначен настоятель, иеромонах Антоний (Головин), так что можно исповедоваться, причаститься. От имени Богородицкого прихода Дмитрий приглашает и других трудников, желающих помочь восстановлению храма. И надеется, что им полюбится Онежье, как полюбилось ему. Вот что он рассказывает об этом. Бездедовщина ...Наверное, началось все с поисков моих предков. Десять лет я переписывался с всевозможными архивами, но мало что узнал. В Министерстве обороны лишь уточнили место, где пропал без вести мой дед по матери Ян Кузьмич – Курская область. В Екатеринбурге, откуда идет его род, вообще ничего не нашли. Стал искать по отцовской фамильной линии. Узнал, что эта ветвь идет с прадеда Потапа Алексеевича, он вел хуторское хозяйство в Латвии в русскоязычном Резекнинском уезде Латвии. Теперь это уже заграница... Еще в детстве с завистью листал я семейные фотоальбомы некоторых одноклассников, которым даровано жить и общаться хотя бы визуально со своими пращурами. Я действительно считал их обеспеченными, и сейчас понимаю, как и чем выгодно отличались их семьи. Впрочем, большинство моих сверстников были спланированной безотцовщиной, точнее, бездедовщиной. Система советского устроения, наверное, и была направлена на то, чтобы связи с прошлым, а через это и с будущим, никакой не было. И на мой вопрос «почему так?» многие взрослые недоуменно, смущенно и с оправданием за утрату отвечали: время было такое, не до того было... Может быть, тогда уже я подспудно почувствовал, что пока мне лично и всему нашему поколению будет «не до того», быть нам беспутными. Потому как маршрут имеет конец, завершение, а путь – нет. И обрести себя в пути – в земной жизни, в системе координат рода – дает возможность прикоснуться к жизни вечной. С Божией помощью, конечно. «Северные дворцы» Если человек к чему-то на самом деле стремится, то Бог ему дает... И такая моя сиротливость продолжалась недолго. Так получилось, что «обретение корней» произошло через мою супругу, через женушку мою Ирину, род которой идет из Онежья. Благодатные места на берегу северной реки Вымь, которые обосновали, по преданию, переселенцы – поморское купечество, свободные, свободолюбивые люди. Это соединение с Коми землей дало удивительное по своей жизнестойкости корни. Привез я сюда своих родителей, огляделись они... Увидел их глаза – и этого было достаточно. И сейчас друг напротив друга стоят два дома: один – родственников Ирины, другой – мой с родителями. По преданию (удивительное совпадение!), именно эти без малого столетние дома, настоящие северные дворцы, возводил дед Ирины, Петр Никанорович Козлов. Я их купил, а родители поднимают. Это наш совместный вклад, совместный проект с родителями, которые, всю жизнь прожив в городе в четырех стенах, вдруг ощутили совершенно иную по своей природе жизнь. Надо было видеть, как они ожили после первого летнего сезона! А зимой просто скучают, тоскуют и ждут не дождутся весны. И даже больше. Мама поговаривает о том, что умирать-то там надо. Ирине же я сказал: «Помяни мое слово – наши родственники на одном кладбище будут». Вероятно, так уготовано. А потом началась работа... Сейчас в нашем историческом поиске и возрождении села участвует все жизнедеятельное онежское население, которое осталось на сегодняшний день, – человек семьдесят из пяти деревенек. Когда приехали только, то зрелище представилось, конечно же, убогое. Наверное, как в любой деревушке сейчас. Умирание... Нет совершенно молодежи. Мужчины пьют. В то время, когда все есть, можно кормить себя и зарабатывать! Такое впечатление, будто люди утратили опору, смысл жизни на этой земле... По первости на нас смотрели, как на каких-то инопланетян, а сейчас принимают за своих. И торжественно нам бабушки подарили книгу о переписи населения в 1926 году, где указано, что в это время на островке жизни вокруг Богородицкого храма проживало 1265 человек! Храм и род Когда мы в первый раз увидели этот чудесный храм, который до сих пор сохранился, то было непонятно, зачем здесь таких размеров церковь. А когда эту книжечку с переписью прочитал, то стало понятно. На тысячу человек взрослого населения его даже мало было, учитывая подготовленность к жизни вечной тех поколений. По свидетельству очевидцев, с перерывом до 37-го года в храме шла служба. Вот фотография, когда кресты на месте... Потом по нашей, по советской традиции, там был склад, и еще что-то. Но сколько ни искореняли, ни уничтожали, дух сохранился. Внутри до сих пор росписи есть. Есть и надежда этот храм возродить. И мне кажется, как только он начнет действовать, так начнут оживать и эти земли... Здешние люди сейчас для меня действительно родные. Вот, например, Козловы – наша фамильная гордость. Несколько ответвлений, которые самостоятельно, и вместе с тем совместно, строили жизнь. В ссылках газетных говорится, что в 1910 году здесь была пароходная стоянка и даже судоверфь. Устроитель ее – один из наших сородичей, известный вымский купец Микит Паш (Павел Никитович Козлов). Учитывая то, что в деревне Козловка практически все или родственники, или близкие, то фотографии и разные свидетельства у всех практически находятся. И мы это потихонечку осваиваем. Дед моей Ирины – Петр Никанорович. У него было 12 детей. Причем интересное дело: разница между первым и последним, между старшим и младшим была – 40 лет. Последний ребенок родился, когда Петру Никаноровичу исполнилось 62 года. Вот эта крепость природная, которая сейчас утрачена, до сих питает всех, кто в Онежье оказывается. Крепость устроительная... В Ухте, где я постоянно живу, при нашем приходе есть детский пансион. Однажды принес я туда онежские фотографии, рассказал детишкам, что такое родословная. И ведь с интересом слушали! Показываю снимок: вот это двоюродный дед, а это – троюродный. Даже такие бывают. Вот этот на русско-японской войне был, ушел защищать свой дом, семью, Отчизну... Удивительная судьба у него, у Павла Степановича Козлова. Там, на Дальнем Востоке, он попал в плен, был отправлен в Германию. Там он объявил голодовку и через некоторое время его выкинули на свалку (в прямом смысле этого слова). А он пришел в себя. Потом из Германии пешком добирался до Коми. Наверное, с полгода. И когда пришел, то жена его не могла признать. Тогда были созваны родственники, чтобы определить, он – не он... Его младшая дочь еще жива – деревенский старожил. И все это жизнь! Никуда прошлое не кануло, а живет в нас. Первые ласточки Что могу сказать о восстановлении села? Есть жизнеустроительная программа, которую ректор Ухтинского технического университета Н.Д.Цхадая «возил» в Сыктывкар на утверждение. Надеемся, что ее включат в республиканскую программу возрождения села. В нее, конечно, не все упирается, но ежели Бог даст и управит – будем рады. А так потихоньку что-то сами делаем. Селяне, конечно, немощны, как, впрочем, и все мы. Видимо поэтому даже микроскопические дела кажутся нам всем значительными. Помогают пусть небольшими, но жертвами. Приехавших студентов подкрепляют баней, инструментом, да и сами берутся за косу (при очистке прихрамовой территории). Заботятся о батюшке, который уже считается сельским авторитетом. Кажется, сельчане начинают понимать, что они помогают прежде всего себе. Так случилось с установкой новой ограды для разросшегося сельского кладбища. На эту работу вышли вместе все деятельные мужики (подозреваю, впервые за последние годы). Было это накануне Троицы, 15-16 июня. Честно говоря, я впервые видел силу возможной общинной жизни – трезвой и соединенной. Год назад этого и представить нельзя было. Если сюда, в Онежье, приедут еще крепкие семьи, покажут пример, – то жизнь, думаю, пойдет. Для переезда семей нужно жилье, производство, и вот этим мы сейчас занимаемся. Есть уже «первые ласточки» – в соседний с Онежьем деревне Козловке приобрел дом молодой педагог, выходец педагогического сообщества «Диалог» и Казанского университета Евгений Еремин. Сам я с семьей получил в пожизненное пользование участок для строительства, где была раньше купеческая усадьба Микит Паша. Есть и еще желающие переехать сюда на постоянное жительство из Ухты, Сосногорска, Санкт-Петербурга. Наверное, трудно это представить, чтобы «нормальный» человек вдруг взял и переселился в село. Но Онежье... удивительное село. Д.АЛЕКСЕЕВ На глав. страницу. Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |