БЫЛОЕ ПОИСКИ НА ЗОЛОТУХЕ 15 сентября впервые в Кириллове (Вологодская обл.) совершена Божественная литургия в память прославленных на недавнем Соборе новомучеников епископа Кирилловского Варсонофия, игуменьи Ферапонтова монастыря Серафимы и еще четверых мирян. 15 сентября (по нов. стилю) 1918 года они были расстреляны большевиками у Сиверского озера, на крутом склоне горы Золотуха. В настоящее время в том месте ведутся поиски их святых мощей. Для этого указом епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана создана специальная комиссия, в которую входят настоятель Череповецкого собора прот.Александр Куликов, наместник Кирилло-Белозерского монастыря иером. Кирилл и другие священники. Рассказ об этом прислала нам жительница Ферапонтово Елена Романовна СТРЕЛЬНИКОВА – ниже приводим его с некоторыми сокращениями. Рассказы шепотом Найти потерявшуюся могилу, которая никак на поверхности не обозначена, – задача более чем трудная. Сведения о произошедшем скудны и противоречивы. Свидетелей в живых не осталось. Те, кто когда-то слышал об этом событии от других, тоже умерли. Слухи ходили приблизительные и передавались шепотом – все боялись. Документов не осталось. Нет и следственных дел в архиве Федеральной службы безопасности, потому что никакого суда над заключенными не было. Три года назад в газете Кирилловского района «Новая жизнь» публиковался ряд статей, излагавших основные моменты, связанные с событиями в Кириллове в сентябре 1918 года: рассказывалось об убийстве коммуниста Андрея Иудовича Костюничева, совершенном непойманными преступниками. Подозреваемых односельчан из деревни Сосуново содержали под стражей несколько лет и судили не единожды, хотя материалы дела свидетельствуют об их непричастности к убийству, а заложников, взятых в связи с этим, расстреляли в день похорон коммуниста. Однако обратимся к наиболее достоверному изложению событий. Они сохранились в материалах комиссии по гонениям, которая была создана решением Поместного собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Еще обстреливался большевиками Московский Кремль, а под грохот взрывов в Чудовом монастыре Кремля проходили исторические заседания Собора, на которых после 300-летнего перерыва был избран Патриарх всея Руси Тихон, ныне причисленный к лику святых. На Собор стали поступать сведения о расправах над духовенством, что положило начало деятельности комиссии по гонениям. Тогда же начали составлять жития новых мучеников за Христа. В числе первых жертв в материалах Поместного Собора были названы епископ Варсонофий (Лебедев) и игумения Серафима (Сулимова). Что касается четверых расстрелянных с ними, то мало известий об их роли в этом. Несомненно одно, что они находились в кирилловской тюрьме в качестве заложников, и когда был объявлен «красный террор», то вместе с владыкой Варсонофием и матушкой Серафимой повели на расстрел и тех, кто был в тюрьме. После расстрела насельники монастыря послали телеграмму о произошедшем в Новгород епископу Алексию (Симанскому), будущему Патриарху. Тогда Кирилловский уезд еще относился к Новгородской губернии, и управляла делами монастырей и церквей Новгородская консистория. На девятый день после расстрела в Кириллов прибыл член Новгородского епархиального совета Владимир Фиников. По свежим следам он расследовал дело, расспрашивал свидетелей, встречался с председателем Кирилловского и Череповецкого исполнительных комитетов Волковым и Тимохиным. Его записи послужили основанием для составления проекта жития священномученика Варсонофия, преподобномученицы Серафимы и иже с ними пострадавших. Но вопрос об их канонизации, как и канонизации других мучеников, не был решен на Соборе, поскольку Собор не завершил свою работу из-за новой волны репрессий. Пострадали и сами участники Собора. Злодеяние Итак, 2 сентября (ст.ст.) 1918 года около 5 часов утра отряд карателей из 20 человек повел на расстрел епископа Варсонофия, игумению Серафиму, Николая Игнатьевича Бурлакова – бывшего гласного Кирилловской городской думы, Анатолия Андреевича Барашкова – крестьянина деревни Гридино Ферапонтовской волости, Михаила Дормидонтовича Трубникова – капитана 2-го ранга, возглавлявшего до большевистского переворота Кирилловское земство и занимавшего должность мирового судьи, а также Филиппа Кирилловича Марышева из села Малино Кирилловской волости, названного в документе купцом. Когда арестованные прошли Обшару и дошли до верстового столба, каратели приказали остановиться и свернуть с дороги направо. – Вот и наша Голгофа, – сказал святитель Варсонофий, приблизившись к месту казни. Игумения Серафима покачнулась. Она думала, что конвой ведет их к Горицкой пристани, чтобы отправить в Череповец, куда накануне был отправлен арестованный священник Ферапонтова монастыря отец Иоанн Иванов. И только теперь до нее дошел смысл происходящего. Епископ Варсонофий протянул руку и поддержал матушку: – Матушка, приободрись! Ты – лицо духовное, нам надо на смерть идти не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой будут завидовать. Слабость прошла, и игумения спокойно пошла к месту казни. Один из приговоренных стал резко говорить по адресу палачей, но владыка остановил его: – По примеру Спасителя нам нужно всем все простить; в иную жизнь мы должны перейти в мире со всеми. Арестованных поставили лицом к горе Золотухе, спиной к Кирилло-Белозерскому монастырю. Стрелять собирались в спину. – Простите меня, окаянную, – сказала матушка, обернувшись. Так она говорила каждый вечер, обращаясь к сестрам в своем монастыре. Карателям послышалось, что она их назвала окаянными. Грянул первый выстрел, матушке попали в лицо. Затем раздались еще пять выстрелов, один за другим. Упали четверо, владыка остался стоять. Он молился с воздетыми к небу руками, читал отходные молитвы. Когда закончил, сказал «аминь» и услышал окрик: – Да опусти ты руки! – Я кончил, кончайте и вы, – произнес святитель, повернувшись к обители лицом и благословив ее. Выстрелом в упор епископ Варсонофий был убит. Могилу заставили копать стоявших неподалеку купцов, новых заложников. Всех убитых положили в одну могилу без гробов, без отпевания. В тот день братия Кириллова монастыря вместе с наместником игуменом Феодоритом обратилась к властям с ходатайством. Просили разрешения выкопать тело епископа и перенести в монастырь. Власти разрешили. Монахи раскопали могилу, но тут вмешались красноармейцы, которые стали стрелять в воздух и угрожать. По их требованию могила была вновь зарыта, хотя имелось письменное разрешение Волкова. На следующий день история повторилась. Вновь могила была потревожена и вновь зарыта. Хлопоты о перезахоронении по православному обряду длились вплоть до 1921 года, когда один из приходских священников – отец Алексей Колкачский – написал Ленину прошение. Но ответом была насмешливая публикация в журнале «Революция и Церковь». Новые поиски Шли годы. За первой волной репрессий 1918 года последовали гонения под предлогом изъятия церковных ценностей в 1922 году, затем изгнали монахов из монастырей и закрыли все церкви в уезде. Верующих лишали избирательных прав, что не давало им возможности работать, учиться, жить в своих домах и служило поводом к аресту. С 1930 года начались массовые расстрелы духовенства. За ними последовал страшный 1937 год. К началу войны в бывшем Кирилловском уезде не осталось ни священства, ни монашествующих. Золотуха поначалу была местом скорбного напоминания о совершенном злодеянии под видом революционной «законности». Кто-то потихоньку приходил на гору, приносил цветы. От почитания место огородили и постарались уничтожить признаки могилы. Потом память прервалась. Затем там построили свинарник и устроили карьер. Теперь Золотуха, когда-то красивейшее место, представляет унылую картину запустения, свалки костей забитого скота и всякого непотребства. Два года назад на возвышении, оставшемся от горы, на восточной кромке был установлен Поклонный Крест в память о погибших. Крест освятил преосвященнейший Максимилиан. На освящении присутствовал глава администрации Кирилловского района Н.Н.Дьяков и представители вологодской и кирилловской общественности. Несколько лет подряд, еще до установки Поклонного креста, прихожане четырех приходов Белозерского благочиния собирались на горе Золотухе 15 сентября, чтобы почтить память мучеников, пострадавших за Христа. Служились панихиды по убиенным, шел от монастыря крестный ход с иконами. Год назад во время одного такого крестного хода возникла идея попытаться разыскать могилу кирилловских новомучеников. Или хотя бы выяснить, где она могла находиться, если ее срыли карьером. Ведь до последнего времени оттуда продолжали вывозить песок, образовался огромный котлован. Место изуродовано и осквернено. Начались новые расспросы и поиски свидетелей, но они почти ничего не дали. Сведения туманны и расплывчаты. Непонятно даже, где начиналась гора, она почти срыта. Там, где когда-то было место гуляний, зияет заполненный грязью и нечистотами котлован. И все-таки остается надежда, что могила сохранилась. Ведь если бы кто-то из экскаваторщиков наткнулся на погребение, пошел бы слух. Но слухов слышно не было. Как увидеть могилу сквозь землю? Где искать? Обратились к специалистам. Вологодское епархиальное управление направило письмо в отдел криминалистики Генеральной прокуратуры с просьбой помочь в поиске останков расстрелянных в 1918 году. Прокуратура не отказала в просьбе, хотя таких специалистов единицы и они нарасхват. Ведь, к сожалению, злодеяний не убавилось в последние годы, напротив, все изощреннее действуют преступники, пытаясь укрыть следы преступлений. Прибавилось дел и в Чечне. И все же наше дело привлекло интерес криминалистов. И не только тем, что оно сложное. Не в первый раз они помогают Церкви. На их счету – участие в поисковых работах в Екатеринбурге, в предполагаемом месте уничтожения тел расстрелянных Царственных мучеников. Поиск на горе Золотухе проводился несколькими методами. Основная проверка производилась локаторами, которые показывают места смещения первоначального грунта и предметы, находящиеся на глубине. В арсенале была богатая разнообразием сложная аппаратура, описание которой мы не будем приводить по вполне понятным причинам секретности. Те трудники монастыря, которые помогали в раскопках, могли видеть, как работают современные криминалисты. Но наш случай особый. Во-первых, прошло 80 лет. Во-вторых, на предполагаемом месте расстрела и захоронения был выгон, а навоз свиней особенно агрессивен для почвы. В-третьих, во время строительства свинарника грунт был смещен, произошла перепланировка ландшафта. Вокруг свинарника вырыта довольно глубокая дренажная траншея, рядом – угольная яма для стока навоза. Если бы в этом месте и было погребение, то кости могли раствориться под сильным воздействием агрессивной среды. Ведь хоронили без гробов, довольно наспех и, возможно, на малой глубине. Металлоискатели повсюду подавали сигналы, поскольку остатки сгнившего забора изобиловали гвоздями. Разбросанные ржавые банки и прочий хлам также размывали картину поиска. Для работы локаторов в продуктивном режиме нужна ровная поверхность земли. Поэтому работы начались с расчистки территории. Выкашивали заросли бурьяна, снимали дерн. Сделали первый раскоп неподалеку от Креста вдоль картофельного поля. Грунт оказался наносной, толщиной в 1,5 метра. Надо было и его снимать, чтобы добраться до первоначального уровня земли. Вызвали бульдозер, он разровнял верхнюю часть отвала от свинарника. На этом месте следов погребения приборы не показали. Зато стала видна кромка основания горы, она подходила близко к современной линии электропередачи. Спустились ниже. Новые изыскания показали множество ям, притом опять под глубоким отвалом. Экскаватор опять снимал отвальный грунт. Следом за ним копали вручную, осторожно, осматривая каждый ком земли на лопате. Нашли два фрагмента пористой кости, похожей на кость человека. Требуется экспертиза. Но на той же глубине в 1,5 метра от поверхности соседствовали кости животного. Как они могли туда попасть? Работе очень мешали дожди, после них должен грунт просыхать. Много времени заняли подготовительные работы. Несмотря на препятствия, был исследован большой участок примерно в пять соток: медленными движениями локатора через каждые 10 сантиметров. Все ближе к свинарнику сдвигается предполагаемое место. Возможно, и сама постройка укрыла могилу. Фундамент не так глубок. Не исключено, что захоронение не сохранилось. Однако поиск следует продолжать. Теперь некоторый опыт приобретен. Известно, какую подготовительную работу надо провести для повторного вызова криминалистов. Хотя свинарник и не используется, у него есть владелец, и что будет с этим местом, зависит от него и еще от многих обстоятельств. Надо всем миром решать, что делать с Золотухой дальше. Останемся безучастными? На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, который состоялся в августе этого года, были причислены к лику святых около тысячи новомучеников. Среди них и кирилловские страдальцы, одни из первых принявшие на себя этот подвиг. ...Судьба горы Золотухи не может оставить нас равнодушными. Даже отрицательный ответ в поисках захоронения убиенных – тоже ответ, притом очень важный. То пространство, которое уже проверено, может быть аллеей, дорожкой ко Кресту. Мы будем знать, что не ходим по костям святых. И еще один важный момент. Можем ли мы считать себя непричастными к расстрелу 1918 года, то есть к тем событиям, которые произошли задолго до нашего рождения? Если останемся безучастными, то как бы соглашаемся с той вопиющей несправедливостью, которую сотворили каратели. Е.СТРЕЛЬНИКОВА На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта |