ПОДВИЖНИКИ

 

ДУШЕНЬКА

     Об этой женщине я узнала от своей мамы Татьяны Михайловны Жуковой. Она вспоминала о том, как жили в нашей деревне во время Великой Отечественной войны женщины, как беспокоились за своих мужей, находившихся на фронте.

     «Помню, долго не было писем от них, собрались тогда мы, три солдатки – Люба, Лиза и я – и пошли за семь километров в деревню Большая Люя к Душеньке, женщине, предсказывавшей судьбу человека, – начала она свой рассказ. – По дороге зашли к отцу Лизы, жившему в деревне Крутовражье. Рассказали ему, куда идем.

     – Да что она может знать? – с удивлением спросил он.

     Мы пожали плечами, но к Душеньке пошли.

     Зашли в дом, помолились на иконостас с зажженной лампадой. Стоим, никто нас не встречает, но чувствуем, за перегородкой на кухоньке кто-то есть. Присели на скамеечку у порога.

     Вышла женщина в черном, похожая на монашку, и, строго взглянув, спросила нас: «Зачем пришли?»

     Ответили.

     – Но я же ничего не знаю, – сказала она. – Так что можете идти обратно.

     Мы опешили.

     – Ничего не знаю, – твердо повторила женщина.

     Вдруг откуда-то появившаяся кошка прыгнула Лизе на руку и расцарапала палец. Душенька перевязала ранку и отправила нас восвояси. А через несколько дней Лизе пришло письмо из госпиталя, где лежал ее тяжелораненый муж.

     Из этого «похода» я сделала вывод: идти к провидице надо с чистой душой.

     Закончилась война с Германией, а на Востоке развязали ее японцы. Я забеспокоилась, вдруг мой отец вместо дома попадет туда. Выбрала время и пошла к Душеньке.

     Встретила она меня хорошо. Узнав, в чем дело, успокоила.

     – Не пошлют его туда, жди, скоро домой вернется.

     Так и получилось. Поверила я тогда: есть у этой женщины дар предсказательницы.

     Меня заинтересовал этот рассказ, и я решила разузнать об этой женщине. Но оказалось не все так просто, потому что в живых остались немногие, кто ее знал. И все-таки, по крупицам собирая материал, удалось воссоздать хотя и неполный, но цельный ее образ.

     Мало сейчас кто знает, что настоящее имя Душеньки – Евдокия. Из материалов Кикнурского загса следует, что родилась она в 1863 году в деревне Большая Люя теперешнего Кикнурского района в трудолюбивой крестьянской семье Филимона Мокерова, в которой было трое детей: дочь и два сына – Сергей и Семен. Братья любили сестру, особенно Семен, и стояли за нее горой, если ребятишки смеялись и говорили, что она не от мира сего.

     В какой-то мере дети были правы, потому что Дуня отличалась от них тем, что не интересовалась их играми, твердо верила в Божью силу и упорно молилась. Повзрослев, стала избегать юношеских посиделок, деревенских вечеринок. Ей нравилось другое: церковная служба и пение, чтение православных книг, молитвы. Уже в детстве многие из них она знала наизусть, когда нужно читать и по какому поводу, верила, что Бог всемогущ, Он все видит и знает. Она усердно молилась Ему, старалась быть во всем послушной, жила по Его заповедям.

     Была в девушке и еще одна особенность, которая отличала ее от других, – умение заглянуть в душу человека и предугадать его судьбу.

     Доброта, идущая от сердца, умение выслушать человека, понять его боль и печаль, помочь найти правильное решение в той или иной ситуации не остались без внимания односельчан. Все чаще и чаще они стали прибегать к советам Евдокии, и скоро слава о том, что она «что-то знает и умеет», разнеслась по всей округе.

     Теперь уже невозможно выяснить, кто и когда ее так назвал. Скорее всего, сначала звали Дунюшкой, а потом за душевность и теплоту кто-то дал более ласковое имя. Есть и другая версия: одни говорят, что одно время она была монашкой и жила в монастыре местечка Знаменка Яранского района, пока его не ликвидировали, другие, впрочем, отрицают это.

     В деревне случился большой пожар, выгорело свыше двух десятков домов, пострадало и строение Мокеровых. Люди стали вновь строиться, и Семен решил смастерить сестре отдельную избу-келейку, чтобы ей было удобно в ней жить и принимать посетителей, которых становилось все больше и больше.

     Домик получился небольшой, но уютный, с двумя окошками, рядом – сарайчик для дров.

     До сих пор помнят пожилые люди из деревни Большая Люя, как, приходя к Душеньке, они видели в ее доме большой иконостас, стояла скамеечка для посетителей, горела лампада.

     Лида Журавлева жила тогда в деревне Крутовражье. Завязалась у нее дружба с Николаем Зверевым, и решили молодые соединить свои судьбы. Расписались в сельском совете, но сердце девушки не находило покоя.

     – Тревожно было на душе, и все тут, – вспоминает Лидия Ивановна. – Сказала Коле об этом и уговорила его сходить к Душеньке на совет.

     Пришли. Муж остался в сенках. Я, сдерживая волнение, зашла в дом.

     Душенька внимательно посмотрела на меня, выслушала сбивчивое объяснение.

     – Но что же теперь сделаешь, раз расписались, – сказала она. – Пригласи-ка мужа сюда.

     Она поставила нас перед иконами и начала читать молитву, которую поют, провожая человека в последний путь.

     Несчастный случай произошел с моим мужем. Осталась я вдовой в 34 года с шестью ребятишками на руках. Все пережила. Сейчас живу в Йошкар-Оле в семье сына.

     А вот что рассказывает о Е.Ф. Мокеровой Зоя Семеновна Зверева, живущая в деревне Большая Люя.

     Встретила как-то тетя Дуня мою маму и говорит:

     «Хожу я по деревне, Васса, и вижу трех голубков. Сидят, милые, и воркуют, воркуют... Беду чуют...»

     Не поняла тогда мама, что предсказывает ей что-то провидица. Заболела вскоре и умерла. И в том, что так случилось, есть доля вины самой мамы. Надо бы ей прислушаться к словам Душеньки, чтобы избежать этой беды. А то остались мы без матери три сестры мал мала меньше. Слез пролили море, пока не выросли.

     Второй случай. Была я уже мужней женой, ребятишки в семье появились, но стала часто прихварывать. Пришла к Душеньке и говорю: «Боюсь, останутся мои дети без матери».

     – А ты сними-ка жилеточку.

     Я выполнила просьбу. Провидица взяла одеколон и налила на ладонь, погладила себя по животу. Сняла кофточку и как бы выжала ее, приговаривая: «Все болит, болит...» Потом брызнула на меня одеколоном и рассмеялась.

     А теперь все прошло.

     Выздоровела ведь я через некоторое время. Сейчас мне уже 70 с лишним лет, а по дому одна управляюсь. Держу корову, овец, есть теленок, курицы.

     Или еще. Пропала у нас корова. Семь дней всей деревней искали, но найти не могли. Пошли к Душеньке.

     – Ждет она вас у поля. Пусть Семен (это мой отец) съездит на лошадке и заберет ее, – сказала тетя Дуня.

     Действительно, нашли у поля.

     Потом потерялись овцы.

     – На лугах ищите, – сказала провидица.

     Там они и оказались.

     – Шли к ней со всех сторон, – говорит Анфиса Николаевна Журавлева, тоже жительница деревни Большая Люя. – Некоторые у нас ночевали. Мама была доброй, всех пускала. Кому-то прямо скажет тетя Дуня (ее мы так звали), кому-то притчами. Говорила, если я поведаю иному все, что его ждет впереди, он жить не захочет.

     «Работала я в деревне Степинские, принимала зерно для государственных нужд. И уговорила меня Фиса Швецова завербоваться на лесоразработки, куда сама собралась ехать, – вспоминает жительница поселка Кикнур Августа Михайловна Лаптева. – Напекла я калачей и решила сходить к Душеньке за советом. Фиса тоже пошла со мной. Отдала я стряпушки предсказательнице, та взяла и разделила на две кучи. Одну мне подает, другую – Фисе.

     – Твоя жизнь потечет спокойно и здесь, – сказала Душенька. На Фису же только посмотрела. Так она нас и разделила. Я осталась, а подруга завербовалась в Коми. И правда, на свою судьбу мне грех жаловаться, а вот у нее жизнь была сложной».

     Леонид Андреевич Мокеров живет в Ростовской области. Нынче приезжал в гости в родную деревню Большая Люя. И тоже вспомнил Е.Ф.Мокерову.

     «Призвали нас с Павлом Мокеровым в армию. Пришли мы к тете Дуне и говорим, что в армию нас забирают.

     – Идите с Богом, – сказала она, – служба у вас пройдет хорошо.

     А на прощание нам по 25 рублей дала:

     – Пригодятся вам там, – сказала.

     – Помню еще один случай. Было это во время войны. Напекла мама ватрушек, и заходит к нам тетя Дуня, – продолжил свой рассказ Леонид Андреевич. – Мама стала ее угощать. Но та не взяла целую ватрушку, а только небольшой кусочек. Мы сразу поняли: беду предсказывает Душенька. И правда, вскоре похоронку на дядю Александра получили.

     Еще вот что запомнилось.

     Дезертиры шалили в лесу, и у нас корова пропала. Искали, но тщетно. Пошли к провидице.

     – Где вороны каркают, там и корова ваша, – сказала она.

     Пришли мы на то место – голову да шкуру животного нашли.

     Если многодетная женщина приходила к ней и приносила что-то в виде угощения: хлеб, кулинарные или кондитерские изделия – то Душенька всегда говорила: «Зачем у детей кусок отняла, им он нужнее, чем мне». И отдавала обратно. Удивлялись, как она все знала, ведь порой приходили к ней люди, живущие около Кирова. А это километров 300 от нашей деревни. Безусловно, был у нее дар предсказания будущего человеку».

     Разговаривая с людьми об этой женщине, я все больше и больше убеждалась в том, что Е.Ф.Мокерова искренне старалась помочь тем, кто нуждался в ней. И никогда не делала и не желала людям зла.

     Умерла Евдокия Филимоновна в марте 1952 года, 89 лет от роду. А за два дня до смерти увидела во сне свои похороны.

     – Везут меня женщины на санках, а кругом снег метет. Но не чувствуют они тяжести: санки сами бегут по дороге, – рассказывала она Ксении Яковлевне, женщине, ухаживавшей за ней в последнее время (к сожалению, фамилию ее уже никто не помнит).

     25 марта Евдокии Филимоновны не стало.

     В день похорон разыгралась сильная метель. И четверо женщин (имена троих из них мне удалось узнать: Агафья Тимофеевна Зверева, Надежда Андреевна Мокерова, Любовь Александровна Зыкова) повезли ее на санках на кладбище.

     – Ветер бушевал, снег шел, а мы не чувствовали ни усталости, ни тяжести. Санки как будто кто-то толкал, и они сами бежали по дороге. Просто чудо какое-то. Никогда этого не забыть, – рассказывали они потом односельчанам.

     Евдокию Филимоновну похоронили рядом с ее родственниками на Потняковском кладбище. И хотя прошло с тех пор почти 50 лет, люди идут к ней на могилу как к яранскому святому о.Матфею, молятся и просят помощи. А в поминальные субботы возле ее кладбищенского холмика почти не бывает пусто: горят свечи, читаются и поются молитвы. Уходят одни, приходят другие. Помолятся и обязательно выпьют ложечку сока, который дает тополь, растущий около могилы Душеньки, или омоют им свое лицо.

     Люди заметили, что сок дерево стало выделять вскоре после похорон провидицы, и сделали свой вывод: хотя смерть отняла ее у людей, Душенька помогать людям не перестала и через этот тополиный сок будет помогать тем, кто в ней нуждается. Иногда в дупле тополя скапливается столько влаги, что дерево начинает «плакать». Следы его «слез» можно увидеть на стволе. Ни в каком другом месте кладбища, где полно различных деревьев, такого нет.

     «Мой внук не говорил до пяти лет, – рассказывала мне одна из потняковских женщин. – Пошла я тогда на могилу Душеньки и попросила ее помочь нам, а потом несколько раз брала сок тополя. Не могу, конечно, утверждать, что именно это помогло, но внук начал разговаривать».

     Другая рассказывала, что соком лечила горло. И прошло.

     Никого уже из родственников Евдокии Филимоновны Мокеровой не осталось в живых. Стареют и умирают не только люди, а и дома, деревья, памятники. Дольше всего живет память людская о том человеке, который всю жизнь помогал другим, и по смерти не оставил нас своими добрыми делами.

Л.ЖУКОВА
Кикнурский район, Кировская область.

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу .Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru