ВЗГЛЯДpafn.jpg (4529 bytes)


«НЕСТЬ У ГОСПОДА НАШЕГО НЕПРАВДЫ, НИ ПРИЯТИЯ МЗДЫ»

Заметки священника о практике вывешивания
«ценников» на требы в церквях

Треба – жертва, священнодействие, отправление таинства или священного обряда. Действие, очищающее человека (от слав. требити – очищать).
В.И.Даль.
Толковый словарь живого великорусского языка.

     Я стою перед церковной лавкой, на стекле которой вывешен «прайс-лист» – венчание стоит столько-то, крестины, отпевание, сорокоуст... – во всем порядок, на все установлена твердая цена: накопил денег и приходи, заказывай. Но отчего-то при виде такого «порядка» становится не по себе... Попробуем же разобраться в этом.

     Итак, требы, совершаемые священниками. Являются ли они «услугами», как иногда полагают? Если да, то за услуги принято платить. Тут вопросов нет.

     Православная Церковь насчитывает семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение (соборование). Это, можно сказать, важнейшие из треб. Другие виды треб: отпевание умерших, водоосвящение и освящение плодов труда человека. Объединяет их то, что все они относятся к священнодействиям, являя действие благодати. Можно ли сказать, что Церковь «производит» эту благодать, чтобы в дальнейшем ее распределять за деньги? Если благодать, как действие Святого Духа, признать «продуктом» Церкви, то в виде продукта ее можно будет признать и собственностью Церкви. А поскольку Бог, в лице Св. Духа, неотделим от благодати, то это означало бы признать собственностью Церкви Самого Господа Бога, что противоположно истине.

     Если бы мы признали действие благодати «продуктом» Церкви, то каждое таинство в таком случае следовало бы обложить налогом на добавочную стоимость. Тогда вопрос только в том, из какой первоначальной стоимости такой налог должен быть рассчитан?

     Таким образом, продажа треб в виде «услуг» может иметь в нравственном смысле только то последствие, что устанавливаемая за них единая «такса» должна составить ровно 30 сребреников, как предсказывал пророк Захария: «...И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня!»(Зах.11, 11-12).

     То, что таинство совершается священником через молитвы и символические действия, – есть видимая форма таинства. Сокровенное значение таинства заключается в том, что через ходатайство и посредничество священника каждое таинство совершает Бог. Именно по этой причине таинство не может именоваться «услугой», оказываемой священником, и оплата за требы не может быть установлена: «Непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови» (Мф. 27, 6).

     Юридически соглашение об оплате за требы между священником и прихожанином не может быть заключено, поскольку не имеет материального основания. Это связано с тем, что молитвы, как и действие Благодати Божией, нематериальны; не будучи отнесены ни к природным богатствам, ни к продуктам деятельности человека, они не могут стать собственностью или предметом торга.

     Однако те, для кого эти требы совершаются, т.е. православные христиане, имеют обычай передавать для монастыря или храма добровольные пожертвования. Поэтому, согласно Уставу Церкви, в большинстве храмов и монастырей требы исполняются бесплатно, и каждый прихожанин сам, по своим возможностям, определяет для себя меру пожертвования.

     Существующее доныне назначение «цен» за совершение треб и вывешивание в приходских кассах своеобразных «ценников», так же, как и вычеркивание церковным кассиром «лишних», то есть «неоплаченных» имен в записках, безосновательно как с юридической, так и с канонической стороны, и может иметь место только из-за незнания или неисполнения Церковного Устава. По Высочайше утвержденным Правилам от 24.4 1878 г. и указанию Св. Синода от 11 ноября 1886 г. вознаграждение православного духовенства за исполнение церковных и приходских треб состоит в добровольных даяниях прихожан; и священнослужители, уличенные в вымогательстве платы за преподание треб, отрешаются от служения и выводятся из сана в причт, вплоть до раскаяния и исправления.

     И если незнание Устава в какой-то мере извинительно, то сознательное его нарушение неминуемо навлекает гнев Господень: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21,13).

     По этой же причине, если человек окажется не в состоянии внести пожертвование ни деньгами, ни посильным трудом, то и тогда, по Уставу Церкви, ему не может быть отказано в совершении таинства. В этом случае для Церкви является нормальным и законным то, что за священника, совершающего таинство, человек возносит молитвы Богу, – нематериальность молитвы никак не отрицает ее духовной ценности и пользы для души того человека, за которого она возносится.

     Впрочем, священник не останется без награды даже и в том случае, если прихожанин не возьмет на себя труд вознести благодарственную молитву, поскольку все, что совершает священник, он делает перед лицом Главы Церкви – Иисуса Христа, Который говорит: «...и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных»(Лк. 14, 14).

     Таковые понятия о церковных требах мы восприняли от наших наставников в вере. «Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства»(2 Пар. 19, 7).

Священник ПАФНУТИЙ Жуков
г.Сыктывкар

sl.gif (1214 bytes)

назад

tchk.gif (991 bytes)

вперед

sr.gif (1243 bytes)

На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта


eskom@vera.komi.ru