ОТКЛИК О ЖЕРТВЕ И «ТАКСЕ» Здравствуйте, дорогая редакция! Проблема, поднятая в статье священника Пафнутия Жукова «Несть у Господа нашего неправды, ни приятия мзды» («Вера» № 370), – одна из самых больных для нашей Церкви. Действительно, ценники на таинства и требы в православных храмах стали притчей во языцех у недоброжелателей: «В вашей Церкви все за деньги». Чтобы хоть как-то сгладить резкость статьи, отец Пафнутий пишет: «В большинстве храмов и монастырей требы исполняются бесплатно, и каждый прихожанин сам, по своим возможностям, определяет для себя меру пожертвования». Позволю высказать свое несогласие с этим утверждением. Достаточно побывать в нескольких православных приходах, чтобы убедиться в установленной таксе практически на все требы в абсолютном их большинстве. Великим достижением считается бесплатное крещение. При этом настоятели приходов, где крещение по специальному благословению правящего архиерея совершается бесплатно, испытали серьезный прессинг со стороны коллег, у которых крещение является одной из важных составляющих доходной части церковного бюджета. Но как благодатно общение с новокрещаемыми в таких храмах! Нужно видеть глаза настоятелей, благословляющих новую паству после совершения таинства согласно Христову наказу: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Эти моменты являются для них некой компенсацией за те унижения, когда за другие требы они вынуждены принимать деньги. И, хотя разговоры о конкретной плате за конкретную требу, как правило, пресекаются, делая упор на слове «жертва», как ни крути – это все равно плата. Хотя бы потому, что жертва эта кладется не в церковную кружку, а непосредственно в карман требоисполнителя. Сколько разговоров вертится вокруг оплаты треб в тех приходах, где официальных расценок не существует. Вызывая батюшку на освящение квартиры или на отпевание, каждый правдами и неправдами пытается выяснить: сколько? И переплатить не хотят, и батюшку обидеть неловко. Ответ же «сколько позволяют ваши возможности» зачастую застает людей врасплох, и, не желая выглядеть крохоборами, люди «жертвуют» обычно больше, чем принято за это платить. Недаром существует расхожее мнение, что слова «сколько можете» являются скрытой формой вымогательства. По этому поводу вспоминается забавный случай. Молодой священник освятил квартиру «новому русскому» и в ответ на вопрос, сколько, мол, вам должны, ответил, как учили: «По вашим возможностям», явно намекая, что возможности у хозяина особняка находятся в прямом соответствии с размером освященного им помещения. Заплатив священнику приличную сумму, хозяин особняка все же решил поинтересоваться, сколько же стоит освящение дома по расценкам. И, узнав, возмутился. Прибыв в храм, «новый русский» потребовал сдачу. Анекдотичных случаев, связанных с желанием слово «такса» заменить на слово «жертва» можно привести немало. Хотя бы вот этот. В одном храме решили убрать все ценники и написали следующие красивые слова: «Приобретая что-либо в нашем храме, вы жертвуете Богу». После чего у церковной лавки начались диалоги такого типа: «Сколько стоит эта свеча?» – «В храме Божьем расценок не бывает. Пожертвуйте Господу, сколько можете, и берите свечу». Ошарашенный посетитель, боясь прогневить Бога, кладет пять рублей и берет рублевую свечку. В лавке довольны. Диалог другой. «Сколько стоит эта серебряная цепочка?» – «У нас цен нет, у нас добровольная жертва». – «Могу ли я пожертвовать за эту цепочку 50 рублей?» – «Что вы, эта жертва недостаточна, чтобы даже покрыть наши расходы на ее приобретение». – «Так сколько же она стоит?» – «Мы же вам объясняем, что цен у нас нет, вы же не в магазине, а в храме Божием». – «Ну, хорошо, – догадывается покупатель. – Какая жертва, по вашему мнению, достойна этой цепочки?» – «Рублей 90 хватит». После этих переговоров, напоминающих известную сцену сбора «пожертвований для беспризорных детей» из «Двенадцати стульев», стороны совершают известный из политэкономии процесс: «деньги – товар – деньги». Через некоторое время эксперимент в этом храме пришлось прекратить по двум причинам. Во-первых, переговоры при каждой покупке стали отнимать столько времени, что в храме начали выстраиваться огромные очереди к прилавку. Во-вторых, пожилые прихожанки, слишком прямолинейно воспринявшие слова о добровольной жертве согласно своим возможностям, стали бросать в церковную кружку свои стариковские гроши и забирать с прилавка столько свечей, сколько считали нужным, чтобы помянуть всех своих многочисленных усопших и здравствующих родственников и знакомых. Этот случай стал для сторонников конкретных расценок лишним аргументом: дай только волю, косяком в храмы пойдут желающие освятить за гроши квартиру или еще что-нибудь. Тем не менее, практически все настоятели так или иначе пытаются уйти от греха торговать благодатью Святаго Духа. К сожалению, это не удается практически никому. Например, в одном приходе вывесили расценки, в которых было написано не сколько стоит та или иная треба, а сколько стоит оплата транспорта за совершение на дому той или иной требы. Заголовок расценок через некоторое время пришлось переписать, так как стало непонятно, как же взимать плату с тех, кто обеспечивает священника своим транспортом? К сожалению, в связи с резкой коммерциализацией нашего общества вопрос, можно ли платить за требы, постепенно сходит на нет. Что, где и почем – становится нашим образом жизни, в том числе и в жизни церковной. Немалый повод для формирования таких взглядов подает и само священство. Послушайте, о чем говорят настоятели, ожидая приема правящим архиереем. Да все о том же: что, где и почем. Но если пожилых настоятелей больше интересует, что и где можно подешевле достать для своего храма, то молодое священство все больше озабочено личным благосостоянием. Как-то я был свидетелем неприятной сцены вымогательства со стороны молодого батюшки. В ответ на мой недоуменный взгляд священник ответил евангельскими словами: «Каждый трудящийся достоин пропитания». Вот поэтому уже мало кого коробят слова духовника: «За исповедь кладите на тарелочку». А чего стоят безобразные сцены сортировки и дележки продуктов с панихидного стола работниками храма прямо на глазах прихожан? Что уж тут говорить о расценках, висящих в лавке? Немаловажным фактором в этой проблеме является также и довольно низкий официальный заработок священства. Для многих побочный заработок в виде треб – единственный способ достойно содержать свою семью. Главное при этом – не потерять чувства меры, что довольно легко, если налицо полное отсутствие страха Божьего. Но это уже совсем другая тема. Что же касается расценок за требы, то в современной обстановке, сложившейся в Церкви и обществе, это, по крайней мере, честнее, чем лицемерные переговоры о «жертве». В.МЕЛЬНИКОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска .О свт.Стефане.О редакции.Архив. Почта |